Одной из важнейших проблем современного общемирового образования является обучение подростков самостоятельно действовать и развиваться в условиях информационного общества, усложнившейся, нестабильной социальной среды, различных групп и многих культур. В книге обобщается, что поиск средств формирования межвозрастной коммуникации подростков следует осуществлять, исходя из теоретических представлений о природе развития социальных навыков в условиях разновозрастных групп. В настоящее время в отношениях между людьми разных поколений наблюдаются две противоположные тенденции, определяющие одно из глубоких противоречий. С одной стороны, люди все больше стремятся к автономности, самостоятельности, независимости, требуя невмешательства в свои дела. С другой - стремятся осваивать новейшие средства коммуникации, строить отношения с разными людьми на основе взаимопонимания, сотрудничества и уважения, заинтересованы в развитии семейного бизнеса, совместной деятельности, ощущении принадлежности к команде.
Информационное общество - понятие, которое рассматривает современный мир с точки зрения стремительно возрастающих всепроникающих цифровых и виртуальных технологий. Напомним, что социум ХХI века характеризуют: высокая турбулентность - (турбулентный - беспорядочный, вихревой) резкое возрастание скорости жизни и непредсказуемости, изменчивости среды; информационный хаос - множество каналов в получении информации и полное отсутствие контроля со стороны государства и семьи в ограничениях и защите прав подрастающих поколений; анархия в распространении знаний и технологий; универсальная коннективность - неограниченная ни временем, ни пространством возможность общения. Ни для кого не секрет, что средства массовой коммуникации играют ключевую роль в глобализации повседневного общения и формировании духовной жизни планеты в целом. В понимании себя в информационном мире и умении разумно и достойно выстраивать отношения с другими поколениями нуждаются сегодня все: дети, молодежь, старики. И уже достаточно громко начинают звучать предостережения, что человечество третьего тысячелетия находится в состоянии постоянного информационного перегруза, регулярно подвергаясь атакам нежелательных, а порой и просто опасных для его существования, информационных воздействий.
Неслучайно, что сегодняшнее состояние России характеризует увеличение количества проявления жестокости, насилия и экстремизма в подростковой среде. Значительные политические, экономические и социальные преобразования, которые произошли в стране с начала 90-х гг. прошлого века, оказали существенное влияние на появление множества подростковых разновозрастных объединений (РВО). Многие из них возникали как спонтанные, музыкальные, спортивные, экстремальные или другие субкультурные сообщества. Некоторые «свистки», «гопники», «бегунки», «хулсы», «скинхеды», «неонацисты» постепенно переродились в хорошо организованные агрессивные группировки. В начале XXI века они приобрели явно экстремистский характер. Внутренняя организация этих групп совершенствовалась, повышалось техническое оснащение, осваивались способы проведения PR-акций, а пропаганда ксенофобии и преступной деятельности при помощи социальных сетей становилась более подготовленной и организованной. Все это на фоне малой активности и финансовой ограниченности позитивных молодежных объединений, как магнит, притягивало и притягивает подростков.
Отметим также, что разновозрастные группы подростков возникают, как правило, стихийно и способны действовать без руководства взрослых. В таких группах психолого-педагогическое сопровождение является наиболее сложным и противоречивым. Во многом именно поэтому процесс практического создания воспитательных систем такого типа и их изучения был существенно затруднен в мировой педагогической практике. В условиях информационного общества обеспечить такое сопровождение становится возможным, только при условии специальной подготовки специалистов уже начиная со студенческой скамьи. Необходимы специальные курсы, помогающие студентам понять этапы развития таких объединений, основы управления процессами, протекающими в них, принципы, методы, формы.
Для такого типа воспитательной системы характерны быстрая адаптация к изменяющейся социокультурной ситуации, самостоятельность субъектов, разнообразные занятия по интересам, чередующаяся перемена деятельности, разрешение конфликтов внутри коллектива, работа органов соуправления, творческий характер процессов обучения, воспитания и социализации. Все это обеспечивает связь «учебной и жизненной практики». При организации межвозрастной коммуникации также необходимо учитывать, что информационные технологии развиваются значительно быстрее, чем процесс формирования массового сознания и индивидуальной позиции подростка. При таком условии роль педагога в разновозрастном воспитательном пространстве становится менее открытой, а профессиональные приемы более глубокими. Очень часто на этапе эффективного функционирования системы создается впечатление, что в объединении все как будто происходит само-собой. На самом же деле новый стиль отношений старших и младших в РВО является иной формой организации воспитательного процесса, чем в группе ровесников.
Управление РВО требует не только квалифицированного и вдумчивого педагогического руководства, но и целенаправленного общегруппового психологического влияния, коллективного настроя. Во время этого удивительного процесса взаимодействия человека с разными людьми и происходит самое главное: формирование взглядов, убеждений, ценностей, идеалов детей в соответствии с коммуникационной культурой разновозрастного сообщества. Частью культуры являются: иерархическая система лидерства и лестница карьерного продвижения, способы разрешения конфликтов, законы, правила, нормы, регламентирующее поведение, символы, атрибуты, ритуалы, а также форма одежды, лозунги, групповые табу, традиции, песни, средства художественной культуры, научные кинофильмы и многое другое.
Специалистам, работающим с разновозрастными группами, необходимо научиться видеть признаки проявления воспитательной системы разновозрастного объединения, понимать закономерности ее появления, этапов развития, структуры, а также уметь управлять процессами. Нами установлено, что наиболее гармонично развивающееся социальное явление включает в себя людей всех возрастных категорий: детей, подростков, юношей, взрослых и пожилых людей. В данной модели процессы формирования социально значимых качеств и самоопределение личности подростка происходит в исторической динамике смены поколений, обеспечивающих стабильность и преемственность традиций
В книге рассмотрены теория и технология организации межвозрастного процесса информационного взаимодействия представителей разных поколений, генезис социально-педагогических функций в зависимости от этапов развития воспитательной системы, метод спроектированного идеала, силовой потенциал невидимых активов разновозрастных групп, критерии эффективности результатов формирования межвозрастной коммуникации подростков.
Монография адресована педагогам, психологам, социальным работникам, специалистам молодежной политики, родителям и самим подросткам, а также читателям, которые стремятся разобраться в себе и лучше понять других людей.