Культура общения повсеместно является популярным предметом исследования в различных областях науки. При этом, по нашему мнению, необоснованно мало внимания уделяется культуре невербального общения личности. Исторически сложилось так, что экспансия сторонников невербального в культуре общения и их оптимизм в отношении невербальных средств встречали оппозицию идеологов вербального и интеллектуального мышления. Чтобы разобраться в причинах несколько предвзятого отношения к невербалике, необходимо напомнить распространенное некоторое время тому назад разделение субъективного мира человека на две противостоящие друг другу системы: систему образов (первосигнальную) и систему слов (второсигнальную). При этом чувственное, образное или художественное знание объявлялось близким к животному типу знаний, и лишь вербальному знанию (и мышлению, естественно) приписывалось истинно человеческое «Я».
Поэтому возврат интереса к правополушарному, образному и холистическому мышлению, а потому ко всему невербальному в его многогранности, глубине и значимости в современном мире - мире, где культура невербального общения настойчиво выходит на первый план, на наш взгляд, весьма закономерен. Несмотря на то, что в жизни каждого человека невербальное общение и его культура играют далеко не последнюю роль, знания о них, осознание их возможностей у большинства людей отсутствуют. Но, как известно, нельзя полно освоить и усвоить то, чему не уделяется должное внимание, что недостаточно понятно. Налицо проблема культурной некомпетентности в области невербального общения, которую мы в своей работе пытаемся преодолеть.
Внимание к феномену культуры невербального общения продиктовано необходимостью преодолеть информационный кризис в области невербального, уплотнить, сжать необъятную невербальную информацию, с которой имеет дело современный человек, упорядочить, гармонизировать сенсорные впечатления. Культура невербального общения понимается нами как системное личностное образование, определяющее уровень развития внутренних ресурсов, позволяющий целенаправленно использовать средства невербального общения, необходимые для построения эффективного межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения с соблюдением норм нравственности, этики, эстетики. Культура невербального общения личности является обязательным компонентом личностной культуры, обусловливается невербальными ее составляющими, постигается с учетом роли как сопутствующих вербальных сигналов, так и среды общения.
Область невербального до сих пор понимается весьма узко и включает, как правило, поведенческие проявления и особенности голоса. Культура невербального общения, безусловно, вбирает и то, и другое, но не исчерпывается только этими характеристиками. Мы считаем, что понимание поля невербальных смыслов и значений искусственно предельно сужено и не соответствует действительности. За рамки невербального несправедливо вынесены такие частные культуры как визуальная, аудиальная, хроно-проксемическая, такесическая, ольфакторная и др., которые в подавляющем большинстве НЕ речевые.
Главными объяснительными принципами в определении специфики и содержания культуры невербального общения личности стали: биосоциальная природа невербального общения, представленность в невербальном общении невербальной перцепции, невербальной коммуникации, невербальной интеракции, невербального поведения, связь культуры невербального общения с развитием личности.
И хотя не все в невербальном общении можно сознательно контролировать (в первую очередь сигналы тела), культуру невербального общения в ее многообразии можно и нужно формировать. Связано это с субъективными и объективными факторами воздействия ее компонентов на человека, а также с сопровождающим общение контекстом. Субъективные факторы культурного воздействия невербальных средств на человека и общение основаны, как правило, на личном невербальном опыте и индивидуальном наборе невербальных эталонов, а также на субъективном отношении и оценивании всего контекста общения. Объективными являются функционально-физиологический (позволяющий тренировать отдельные функции организма) и вибрационный (способствующий активизации биохимических процессов в клетках через вибрационное воздействие). Нетрудно убедиться, что влияние всего невербального на человека в общении происходит через вибрации (распространение которых сопровождается распространением энергии) и ритм их воздействия.
Повышению уровня культуры невербального общения личности в современном обществе препятствует, в первую очередь, отсутствие понимания специфики невербального общения, осознания всего спектра невербальных средств в их многообразии и взаимной связи, а также действенных социокультурных механизмов ценностно-нормативного ее регулирования. Кроме того, культура невербального общения связана с особой личностной установкой, особым отношением к невербальному как знаково-символическому ряду, «тексту», обладающему набором значений, которые важно, необходимо воспринимать и понимать. Личность, обладающая культурой невербального общения, имеет возможность противостоять неспособности передавать свои эмоции, защититься от натиска агрессивного окружающего пространства на фоне повсеместного манипулирования чувствами и мыслями людей. Она наиболее экологична в своих душевных проявлениях, способна на самораскрытие, ей присуще чувство эмоциональной безопасности.
В настоящее время феномен невербального общения находится, в основном, в поле зрения психологии, точнее ее раздела - социальной психологии. Педагогика сегодня занимает позицию невмешательства и зачастую игнорирования проблемы невербальной некомпетентности личности, отдав психологии право рассуждать и влиять на невербальную сторону общения и деятельности. Культура невербального общения остается в стороне от непосредственного внимания педагогов, и нам трудно представить, что ситуация изменится к лучшему самостоятельно.
Потому важными задачами настоящей работы стали сущностный анализ явления культуры невербального общения личности и выделение причин, обусловливающих исследование этого явления. Нас интересовало и содержательное наполнение модели культуры невербального общения, включающее ее ценностно-нормативные, когнитивные и материализованные проявления. Необходимо было также определить основания для классификации элементов культуры невербального общения, делающие в предлагаемом ракурсе возможным целенаправленное педагогическое воздействие на личность, пока, как правило, не осуществляемое. Мы убеждены, что в процессе становления личности неоспоримо огромна роль семьи, потому предложили читателям материалы о формировании культуры невербального общения в семье.
Монография адресована специалистам системы общего и профессионального образования, педагогам, психологам, специалистам социальной сферы, а также широкому кругу людей, интересующихся проблемами общения и разделяющих наши убеждения о первичности культуры и разнообразии ее проявлений в жизни человека и общества.