Современным медицинским специалистам помимо глубоких знаний по специальным дисциплинам необходим опыт работы на компьютере, развитые коммуникативные навыки, высокий уровень владения иностранными языками. Реализация образовательной функции иностранного языка в высшей медицинской школе открывает возможность будущим врачам получить необходимую профессиональную информацию не только из отечественных, но и зарубежных источников, что особенно важно для формирования их профессиональной компетенции [1, 2, 3].
В настоящее время в связи с появлением новых носителей международной информации и способов ее переработки специалистам различных областей приходится оптимизировать по экономическим и энергетическим показателям соотношения между отечественными и иностранными информационными потоками. Задачи указанного типа являются основой развития иноязычной речевой деятельности выпускников любого неязыкового вуза.
Отсюда следует, что приоритетное направление системы совершенствования образования в настоящее время связано с разработкой теоретических и методических основ проектирования технологий обучения, обеспечивающих разностороннее развитие иноязычных коммуникативных умений и навыков студентов, а также их способности к быстрой и качественной переработке иноязычной информации эффективными способами и средствами. Все это обуславливает воспитание новых личностных качеств, активных жизненных позиций, рационального отношения к окружающему миру, развитие как коммуникативной компетенции, так и профессионального мышления и мировоззрения обучаемых [4, 5, 8].
Объективные условия практического здравоохранения, требующие высокой творческой и развитой практической деятельности от специалистов, возлагают на педагогические коллективы медицинских вузов требования по изысканию новых форм профессионального, деонтологического, нравственного воспитания студентов, формированию у них профессиональных компетентностных навыков и умений, развитию клинического мышления и личностных качеств [6, 7].
Цель работы - является повышение качества профессиональной компетенции будущих медицинских специалистов путем реализации теоретически обоснованной и обеспечивающей формирование высокого уровня коммуникативной компетенции студентов медицинских факультетов.
Материалы и методы исследования
На практических занятие: обсуждение проблемы в микрогруппах (5-6 человека) и дискуссии между этими группами: игровые и состязательные (группа против группы, кто ответит лучше на поставленный вопрос или взаимная постановка вопросов студентами по изучаемой теме). Все это оживляет и активизирует работу студентов, развивает мышление и творчество.
Результаты исследования и их обсуждение
Интерактивные методы обучения -это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждающие их к высокой активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты. Стимулируется заинтересованность студентов в приобретении знаний, творческое отношение к учёбе, активное восприятие и усвоение информации, выработка умений и навыков профессиональной деятельности. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий при освоении студентами фундаментальных медицинских дисциплин. Они представляют собой действенные технологии, которые находят применение, как в обучении, так и во многих сферах практической деятельности. Игры способствуют активизации учебного процесса, пробуждению творческого начала; позволяют найти решение проблем, часто имеющих место в жизни; создают открытую атмосферу общения. Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр можно выделить несколько их разновидностей. Имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определённых практических навыков. Их тематика определяется необходимостью отработки студентами тактики действия в реальных ситуациях, которые требуют медицинской компетентности. В основе сюжетно-ролевых игр лежит конкретная ситуация ‒ медицинская, жизненная, деловая или иная. Основное отличие инновационных игр от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких развивающих пространствах (с использованием компьютерных программ). Эти игры направлены на получение качественно иного нового знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
Учебная задача деловой игры - овладение определёнными знаниями и умениями. Преподаватель - разработчик игры должен чётко определить цель игры, какие знания, должны быть закреплены, систематизированы, какие умения должны быть проверены и сформированы. Именно этим определяется содержание, ход и правила игры. Основные признаки деловой игры: наличие модели объекта, ролей участников, различие ролевых целей при выработке решений, зависимость достижения цели каждого от действий других участников, взаимодействие участников, выполняющих разные роли; наличие общей цели у всех участников, коллективная выработка решений участниками игры, многовариантность решений. В учебном процессе нашего факультета чаще всего используются ролевые игры, цель которых - сформировать определённые навыки и умения студентов в активном творческом процессе.
Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Следует также соблюсти методические требования - игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом. Необходимы максимальная приближённость к реальным профессиональным условиям, создание атмосферы поиска и непринуждённости, тщательная подготовка учебно-методической документации. Важны чётко сформулированные задачи, условия и правила игры; выявление возможных вариантов решения указанной проблемы; наличие необходимого оборудования.
В курсе клинической патоморфология для изучения этиологии, патогенеза, танатогенеза, клиники и дифференциальной диагностики заболеваний можно использовать такую форму деловых игр, как игровое моделирование. История болезни и протокол вскрытия выбирается из архива. 2-3 студента, предварительно изучив историю болезни, играют роль лечащего врача и патологоанатома, назначают рецензента. Они излагают жалобы, анамнез заболевания и результаты вскрытий. Данные результатов объективного, лабораторного методов исследования даются студентам дополнительно. Проводят клинико-анатомический конференции(группа против группы). В этих случаях проблемная ситуация представляет собой учебно-профессиональную задачу. В ходе применения деловых игр преподаватель направляет действия студентов, способствует формированию навыков постановки уточнённого диагноза или ее расхождения, определению объёма и последовательности действий врача при оказании неотложной помощи.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие операции:
-
Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Основой для игры может быть любой раздел учебного курса, допускающий практический выход на профессиональную деятельность, проблемность и неоднозначность решения.
-
Формирование целей и задач с учётом не только темы, но и из исходной ситуации.
-
Диагностика игровых качеств участников деловой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному, а к конкретному студенту или группе.
-
Определение структуры с учётом целей, задач, темы, состава участников.
-
Разработка сценария игры.
-
Подготовка участников к игре, изучение необходимого теоретического клинического материала, овладение игровыми ролями.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
-
при создании игровой атмосферы определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка её участников;
-
организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснения правил и условий игры участниками, распределение ролей, изучение участниками игры документации, определяющей её содержание и ход;
-
проведение игры, решающей поставленную задачу; изучение ситуации, принятие решений, оформление материалов игры;
-
подведение итогов, анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (анализ и оценка достигнутых результатов, анализ действий и активности участников, ошибок, допущенных в игре и их причины, выставление оценок).
Позитивными эффектами использования деловых игр является то, что при их использовании обеспечивается высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения, студенты учатся применять свои знания; после игровое обсуждение способствует закреплению знаний. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Они развивают у студентов навыки активной поисковой деятельности, самостоятельности, умение организовать работу, управлять коллективом врачей, формирует навыки профессионального общения.
Таким образом принятые методологические аспекты обучения клиническому патоморфологии, знание, показанное студентами на занятие, позволяют делать вывод:
1. Что студенты в основном своей массе, приобретя теоретический материал и усваивают необходимые практические навыки.
Список литературы
-
Чалый А.В. и др. Мировоззренческие и методологические аспекты преподавания биофизики в вузах // Философские вопросы биологии и медицины. - 1987. - Вып. 19. - С. 132.
-
Шустер Г. Детерминированный хаос. Введение. - М.: Мир, 1988.
-
Жигулев В. Н. Динамика не устойчивостей. - М.: Изд-во МФТИ, 1996.
-
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Лира, 1999. - С. 386.
-
Кадомцев Б.Б. Динамика и информация // Нелинейные волны. Структуры и бифуркации. - М.: Лира, 2000. - С. 215.
-
Кухарев Г.А. Биометрические системы. Научное издание. - СПб.: Политехника, 2001.
-
Панфилов Д.И. Электротехника и электроника в экспериментах и упражнениях: Практикум на Electronics Workbench: в 2 т. Т.2: учеб. пособие для вузов. - СПб.: Додека, 2000.
- Поршнев С.В. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием пакета MathCad. - М.: Горячая линия-Телеком, 2002.