Приверженность населения здоровому образу жизни является ценнейшим достоянием государства и любая попытка преуспеть в этой области должна приветствоваться. Тема развития и функционирования рынка медицинских услуг обсуждается специалистами в области здравоохранения не так часто. Связано это с тем, что большая его часть представляет собой серый рынок платной медицины и практически не подвергается анализу. Сегодня нельзя однозначно оценить ни объемы оборотов рынка, ни их структуру. Начать его изучение можно пока только в общих чертах, опираясь на немногочисленные исследования.
В России инфраструктурой для ведения здорового образа жизни призваны служить Центры здоровья. О приоритетности данной тематики свидетельствует и нормативно-правовая база - ПП РФ № 413, приказы Минздавсоцразвития №№ 302н и 597н. в настоящее время уже созданы 502 Центра здоровья в 83 регионах. Центры здоровья создаются на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения. При этом Центрам выделяются помещения, они укомплектовываются персоналом и для них специально приобретается новое оборудование. Также для Центров здоровья будут специально готовиться кадры по 19 специальностям. Только в Подмосковье планируется открыть 25 Центров здоровья на базе существующих центров медицинской профилактики. Там на средства бюджета будет установлена новейшая аппаратура на основе нанотехнологий.
В связи с развитием рынка услуг и преобразованиями, происходящими в нашем здравоохранении, возникают ряд вопросов, которые требуют анализа:
- Кто и когда проводил комплексное исследование, доказавшее, что создание с нуля Центров здоровья является наиболее оптимальным путем в борьбе за здоровье нации?
- Кто и когда доказал, что каждый рубль, вложенный в создание и деятельность Центров здоровья, принесет максимальную отдачу по сравнению с прочими расходами в здравоохранении?
- Не превратиться ли закупка оборудования на основе нанотехнологий для Центров здоровья во второй акт пьесы о закупке томографов?
- Идет ли речь о сокращении существующих ЛПУ, поскольку Центры здоровья создаются на базе существующих центров медицинской профилактики и существующих ЛПУ, но при этом будут самостоятельными единицами со своим бюджетом и кадрами?
- Идет ли речь об увеличении численности сотрудников здравоохранения в связи с созданием Центров здоровья, и если нет, то за счет сокращения каких позиций будет осуществляться формирование персонала Центров здоровья?
- За счет каких статей бюджета на здравоохранение идет финансирование Центров здоровья, или речь идет об увеличении бюджета здравоохранения?
- Каковы абсолютные величины расходов на Центры здоровья в целом, по регионам, на один центр здоровья, на персонал центров здоровья?
Данные вопросы возникают по вполне тривиальной причине: основным показателем успешности системы здравоохранения в стране является продолжительность жизни населения, а более продвинутым - продолжительность здоровой жизни [1, 2]. В 2008 году средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России составляла 68 лет (здоровой жизни - 60 лет). Те же показатели в Германии - 80 (73), США - 78 (70), Габоне - 60 (52), Барбадосе - 74 (67) (Мировая статистика здравоохранения, ВОЗ 2010, стр. 48-55 [3, 4, 5, 6]. И вполне естественно возникает вопрос, как изменятся показатели продолжительности жизни в России после создания и ввода в действие Центров здоровья, а также, сколько лет надо будет ждать результата?
В ходе проведённого анализа работы Центров здоровья выяснено, что современное состояние российского здравоохранения определяется не только отсутствием «у населения приверженности к здоровому образу жизни» и недостаточно эффективной работе центров медицинской профилактики, улучшить работу которых призваны Центры здоровья.
Существующая система российского здравоохранения действует в условиях жесткого финансового дефицита, что отражается на качестве предоставления медицинских услуг, состоянии и оснащении ЛПУ, уровне заработной платы в отрасли и т.д. В цифрах же - в 2007 году бюджет здравоохранения в России составил 5,4% ВВП, при этом в других развитых странах - около 10% (Германия - 10,4%, США - 15,7%). Расходы на здравоохранение в физическом выражении на человека в год в 2007 году в России составили 493 долл. США, при этом в том же году в США - 7.285 долл., в Германии - 4.209. Для сравнения, расходы здравоохранения на душу населения в Габоне в 2007 году составили 373 долл., в Барбадосе - 932 доллара.
В 2000-2009 гг. численность работников здравоохранения на 10.000 человек в России составляла врачей - 43 и сестринско-акушерский персонал - 85. То же в Германии - 35 и 80, США - 27 и 98, Габоне - 3 и 50.
По данным журнала и сайта Forbes в 2009 году в США в соответствии с «Оценкой правительства США уровня занятости и заработной платы по стране, штатам и городам» («U.S. government´s National, State and Metropolitan Area Occupational Employment and Wage Estimates») список 25 самых высокооплачиваемых профессий выглядел следующим образом (таблица).
Уровень заработной платы в сфере здравоохранения России остаётся недостаточным, при этом перспективы качественного изменения данной ситуации призрачны
№ п/п |
Наименование |
Сумма зар. платы, долл. США |
1 |
2 |
3 |
1 |
Хирург |
206 770 |
2 |
Анестезиолог |
197 570 |
3 |
Ортодонт |
194 930 |
4 |
Акушеры и гинекологи |
192 780 |
5 |
Челюстно-лицевые хирурги |
190 420 |
6 |
Специалисты по внутренним болезням |
176 740 |
7 |
Протезисты |
169 810 |
8 |
Терапевты |
165 000 |
1 |
2 |
3 |
9 |
Семейные врачи и врачи общей практики |
161 490 |
10 |
Исполнительные директора |
160 440 |
11 |
Стоматологи |
154 270 |
12 |
Психиатры |
154 050 |
13 |
Педиатры |
153 370 |
14 |
Все остальные стоматологи |
142 070 |
15 |
Ортопеды |
125 760 |
16 |
Юристы |
124 750 |
17 |
Менеджеры в сфере естественных наук |
123 140 |
18 |
Технические руководители (главные инженеры) |
120 580 |
19 |
Пилоты |
119 750 |
20 |
Инженеры-нефтяники |
119 140 |
21 |
ИТ менеджеры |
118 710 |
22 |
Менеджеры по маркетингу |
118 160 |
23 |
Финансовые менеджеры |
110 640 |
24 |
Менеджеры по продажам |
110 390 |
25 |
Авиадиспетчеы |
108 090 |
Уровень заработной платы в сфере здравоохранения России остаётся недостаточным, при этом перспективы качественного изменения данной ситуации призрачны.
Выводы
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы еще раз попытаться проанализировать тему с созданием Центров здоровья: является ли их создание российским «секретным» способом решить вопрос с «приверженностью населения здоровому образу жизни» в частности и продолжительностью жизни в целом весьма бюджетным способом, тратя на здравоохранения в 10-20 раз меньше, чем другие страны.
Список литературы
-
Иванова М.А. Современная ситуация по заболеваемости гонококковой инфекцией и возрастные коэффициенты рождаемости в различных возрастных группах населения, 2000-2010 гг. / М.А. Иванова, С.А. Виноградова, А.Э. Гайдарова // Вестник последипломного медицинского образования. - 2011. - № 4. - С. 30-34.
-
Леонов С.А. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем и демографическая ситуация / С.А. Леонов, М.А. Иванова, А.Г. Шевченко // Вестник последипломного медицинского образования. - 2006. - № 3-4. - С. 63-67.
-
Мировая статистика здравоохранения. - ВОЗ 2010. - С. 130-139.
-
Мировая статистика здравоохранения. - ВОЗ 2010. - С. 116-123.
-
Share D.A., Campbell D.A., Birkmeyer N., Prager R.L., Gurm H.S., Moscucci M., et al., How a Regional Collaborative of Hospitals and Physicians in Michigan Cut Costs and Improved the Quality of Care, Health Affairs 30. - 2011. - no. 4. - Р. 636-45.
-
http://wiki.answers.com/Q/What_are_the_highest_paying_jobs.
- Куницина Н.М. Гериатрическая помощь в условиях государственного и коммерческого здравоохранения / Н.М. Куницина, К.И. Прощаев, А.Н. Ильницкий, Е.В. Юдина. - Белгород ИПК НИУ БелГУ, 2012. - 132 с.