Структура и условия учебного процесса в сузе, по сравнению со средней школой, существенно усложняются: увеличивается объем учебной нагрузки, изменяются формы и методы преподавания, педагогические требования [2].
Проблема формирования эффективной адаптации студентов к условиям обучения в сузах и вузах занимает особое место среди важнейших и, вместе с тем, окончательно нерешенных проблем современной педагогики и физиологии. Это обусловлено рядом причин, одной, из которых является то, что уровень и адекватность приспособления организма к новой социально-информационной среде является важнейшим условием освоения будущей профессии [2]. Именно быстрая и оптимальная социально-психологическая и психофизиологическая адаптация студентов к условиям обучения в сузе является основой становления специалиста-профессионала [5]. Другая причина заключается в том, что в настоящее время в условиях реформирования и перестройки системы образования имеет место увеличение объема учебной нагрузки, интенсификация обучения, изменение форм и методов преподавания, повышение педагогических требований [4, 5]. Все это, в свою очередь, обусловливает значительное напряжение адаптационно-компенсаторных систем организма обучающихся [1], которое в отдельных случаях может привести к срыву адаптации, и как следствие, к значительному снижению умственной и физической работоспособности [3].
Одним из показателей оценки адаптации студентов к учебной нагрузки является оценка функционального состояния сердечно сосудистой системы. В связи с этим целью работы стало изучение динамики показателей работы сердца в течение семестра, в разные дни недели, до и после посещения занятий.
Материал и методы исследований
Исследование проводилось на базе Астраханского кооперативного техникума. В исследованиях принимали участие студенты (добровольцы) технологического отделения (61 человек), юноши и девушки в возрасте 18-20 лет. Показатели работы сердца регистрировали в начале и конце первого семестра в разные дни недели (понедельник, среда суббота) до и после занятий.
Исследуемые показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС, ударов в минуту), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД при помощи тонометра «Omron RX-3», мм ртутного столба). Расчетным методом определяли пульсовое давление (ПД, мм ртутного столба) и минутный объем крови (МОК, мл), используя формулу Старра:
МОК = [(101 + 0,5 ПД - 0,6 ДАД) - 0,6 А]ЧСС,
где А - возраст испытуемого.
Все результаты подвергнуты статистической обработке с использованием критерия Стьюдента, корреляционного и регрессионного анализов стандартного пакета Microsoft Office Excel 2007.
Результаты исследования и их обсуждение
Начало семестра. Полученные результаты представлены в таблице (табл. 1). При сравнении полученных данных наблюдалась разнонаправленная динамика показателей сердечно сосудистой системы у испытуемых разного пола. У девушек в начале семестра в исследованных условиях систолическое давление до урока в течении недели практически не менялось, вместе с тем, если сравнить с показателями после урока, то наблюдалось существенное снижение систолического артериального давления к концу учебной нагрузки в начале недели на 11,4% (р < 0,001) и середине недели на 7,6 (р < 0,001). У юношей в начале недели систолическое давление так же, как у девушек снижалось к концу учебной нагрузки на 4,9% (р < 0,01), в остальные дни недели колебания систолического давления были незначительными.
Таблица 1
Динамика показателей сердечнососудистой системы в начале семестра у студентов разного пола
Период недели |
Время урока |
Пол испытуемых |
сад |
дад |
чсс |
п.д |
мок |
Начало недели |
До урока |
Девушки |
118 ± 1,6 |
74 ± 10,8 |
84 ± 14,9 |
43 ± 6,6 |
5579 ± 518,4 |
Юноши |
123 ± 9,6 |
68 ± 7,3 |
75 ± 11,4 |
54 ± 5,7 |
5717 ± 929,0 |
||
После урока |
Девушки |
104 ± 8,0*** |
61 ± 5,1*** |
71 ± 8,6*** |
43 ± 6,5 |
5375 ± 649,6 |
|
Юноши |
117 ± 9,9** |
68 ± 6,1 |
71 ± 13,6 |
50 ± 8,4*** |
5328 ± 1061,0 |
||
Середина недели |
До урока |
Девушки |
118 ± 5,4 |
71 ± 9,8 |
78 ± 8,8 |
47 ± 9,8 |
5519 ± 514,4 |
Юноши |
118 ± 7,1 |
67 ± 6,2 |
76 ± 12,7 |
52 ± 4,0 |
5935 ± 1083,0 |
||
После урока |
Девушки |
110 ± 5,9*** |
68 ± 6,9 |
75 ± 11,7 |
42 ± 4,7** |
5294 ± 860,4 |
|
Юноши |
118 ± 7,0 |
69 ± 6,6 |
71 ± 12,4 |
49 ± 5,5** |
5245 ± 1062,0 |
||
Конец недели |
До урока |
Девушки |
119 ± 7,6 |
74 ± 9,4 |
78 ± 9,1 |
45 ± 7,2 |
5262 ± 403,7 |
Юноши |
122 ± 8,7 |
68 ± 7,2 |
71 ± 11,2 |
54 ± 5,3 |
5434 ± 1045,0 |
||
После урока |
Девушки |
117 ± 13,2 |
77 ± 9,5 |
85 ± 9,8* |
40 ± 7,1 |
5439 ± 495,0 |
|
Юноши |
119 ± 8,8 |
68 ± 5,8 |
71 ± 14,1 |
52 ± 6,9 |
5411 ± 1123,0 |
Примечание. Сравнение до и после учебной нагрузки: * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.
Изменение диастолического давления было отмечено только у девушек, что выражалось в его снижении, особенно в начале недели после занятий, что составило 18% (р = 0,001). Пульсовое давление в течение недели у студентов обоего пола снижалось. Особенно это было выражено в середине недели после занятий.
Анализируя показатели ЧСС у девушек вырисовывается похожая картина с изменениями диастолического артериального давления: наиболее существенное снижение ЧСС было отмечено в начале недели (14,5%, р < 0,001). У юношей количество сокращений сердца в минуту в незначительно уменьшалось, особенно в начале и середине недели.
После расчета минутного объема крови как в течении недели, так и в условиях учебной нагрузки достоверных отличий в изменении данного показателя у студентов обоего пола выявлено не было.
Конец семестра. Результаты эксперемента приведены в таблице (табл. 2).У девушек наблюдалось снижение систолического давления после учебной нагрузки, особенно в середине недели на 5% (р < 0,05) и конце недели на 6,6% (р < 0,001). У юношей также наблюдалось снижение этого показателя, но в начале недели на 5,8% (р < 0,01).
Таблица 2
Динамика показателей сердечнососудистой системы в конце семестра у студентов разного пола
Период недели |
Время урока |
Пол испытуемых |
сад |
дад |
чсс |
п.д |
мок |
Начало недели |
До урока |
Девушки |
116 ± 8,2 |
72 ± 10,1 |
81 ± 10,3 |
45 ± 8,4 |
5651 ± 641,4 |
Юноши |
123 ± 10,5 |
68 ± 7,0 |
75 ± 11,6 |
55 ± 6,0 |
5849 ± 1005,0 |
||
После урока |
Девушки |
116 ± 7,5 |
78 ± 7,0** |
88 ± 10,7** |
39 ± 4,8*** |
5596 ± 468,3 |
|
Юноши |
115 ± 11,1** |
67 ± 5,5 |
74 ± 12,6 |
49 ± 9,4*** |
5505 ± 923,0 |
||
Середина недели |
До урока |
Девушки |
120 ± 7,5 |
75 ± 9,6 |
80 ± 9,8 |
44 ± 5,6 |
5378 ± 731,2 |
Юноши |
123 ± 10,3 |
70 ± 8,6 |
77 ± 14,2 |
54 ± 4,8 |
5860 ± 1188,0 |
||
После урока |
Девушки |
114 ± 8,1* |
75 ± 8,1 |
82 ± 10,1 |
39 ± 5,3* |
5296 ± 525,8 |
|
Юноши |
119 ± 5,1 |
69 ± 6,1 |
74 ± 8,8 |
50 ± 4,9* |
5511 ± 852,0 |
||
Конец недели |
До урока |
Девушки |
120 ± 7,5 |
76 ± 10,6 |
80 ± 10,2 |
43 ± 8,8 |
5312 ± 684,2 |
Юноши |
128 ± 9,9 |
72 ± 7,5 |
74 ± 10,1 |
56 ± 6,7 |
5605 ± 966,0 |
||
После урока |
Девушки |
112 ± 5,9*** |
70 ± 6,9* |
77 ± 11,7 |
42 ± 4,7 |
5343 ± 853,4 |
|
Юноши |
120 ± 10,7 |
69 ± 7,3 |
72 ± 13,3 |
50 ± 7,1** |
5391 ± 1175,0 |
Примечание. Сравнение до и после учебной нагрузки: * - р < 0,05, ** - р < 0,01, *** - р < 0,001.
Так же как и в начале семестра изменения диастолического давления наблюдались только у девушек: в начале недели диастолическое давление после занятий повышалось на 7,7% (р < 0,01), в середине недели не менялось, а в конце недели снижалось на 7,9% (р < 0,05).
Изменение показателей ЧСС в целом имело такую же динамику, как и вначале семестра, но в отличие от начала семестра, в конце мы наблюдали повышение показателя у девушек на 7,8% (р < 0,01).
Пульсовое давление в конце семестра после учебной нагрузки снижалось в течение всей недели, но наиболее заметное снижение наблюдалось у девушек в начале недели, что оставило 13,3% (р < 0,001) и в середине недели - на 12,8% (р < 0,05). У юношей после занятий пульсовое давление также снижалось: в начале недели на 11% (р < 0,001), в середине недели 7,4 (р < 0,05) и в конце недели 10,7% (р < 0,01).
Минутный объем крови, как и в начале семестра, в течение недели у юношей и девушек после учебной нагрузки существенно не изменялся.
Заключение
Таким образом, в ходе проведенного исследования установлены циркосептальные особенности функционального состояния сердечнососудистой системы у юношей и девушек в начале и конце семестра в условиях учебной нагрузки. В течение недели после учебной нагрузки наблюдалось снижение артериального давления, особенно у девушек, причем в начале семестра изменения в большей степени были выражены в первой половине недели. Полученные результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов. Установленные особенности необходимо учитывать при составлении расписания учебных занятий.
Список литературы
-
Агаджанян Н.А., Руженкова Н.В., Старшинов Ю.П. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 1. - С. 93-97.
-
Бухаринов А.И., Носова Л.И., Байгутдинов Ж.Б. Адаптация студентов к обучению в Вузе. // Гигиена и санитария. - 1992. - № 7-8. - С. 53-55.
-
Казин Э.М., Иванов В.И., Литвинова Н.А., Берези- на М.Г. и др. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности. // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 3. - С. 23-29.
-
Тимофеев В.П. Особенности адаптации учащихся к обучению в ПТУ целлюлозно-бумажного профиля / В.П. Тимофеев, Е.А. Аксянова, А.О. Праводелова // Гигиена и санитария. - 1990. - №6. - С. 30-32.
- Чоговадзе А.В. Вуз и проблемы здоровья студен- тов // Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2001. - С. 37-39.