Эксперимент выполнен на 40 белых крысах-самках линии Wistar массой 250-300 г. Беременные самки были разделены на группы (n = 10): I - интактные; II - с введением N-нитро-L-аргинин-метиловый эфир (L-NAME) ежедневно с 14-х по 20-е сутки беременности; III - с введением L-NAME и воспроизведением 10 минутного ишемического эпизода задней правой конечности на 21-е сутки беременности за 90 минут до снятия функциональных проб; IV - с введением L-NAME и ежедневным воспроизведением 10-минутного ишемического эпизода задних конечностей попеременно с 10-х по 20-е сутки беременности; Неселективный блокатор NO-синтазы L-NAME вводили внутрибрюшинно в дозе 25 мг/кг/сут в течение семи дней (14-20 сутки беременности) [2]. На 21-е сутки беременности под наркозом (хлоралгидрат 300 мг/кг) проводили сосудистые пробы на эндотелийзависимую и эндотеийнезависимую вазодилатацию с последующим расчетом коэффициента эндотелиальной дисфункции (КЭД) [2]. Исследование микроциркуляции в плаценте проводили с помощью оборудования компании «Biopac systems»: полиграф MP100 с модулем лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) LDf100C [1]. NO-продуцирующую функцию эндотелия оценивали на основании данных содержания стабильных метаболитов NO - нитрит-ионов (NOx) в сыворотке крови.
Блокада NO-синтазы, вызванная семидневным введением L-NAME, приводила к нарушению взаимоотношений вазодилатирующих и вазоконстрикторных механизмов регуляции сосудистого тонуса, о чем свидетельствовало увеличение КЭД с 1,28 ± 0,23 у интактных беременных животных до 3,06 ± 0,32 (р < 0,05). Кроме этого, наблюдался значительный подъем среднего артериального давления и снижение показателя микроциркуляции в плаценте с 425,90 ± 39,55 до 210,00 ± 21,08 (р < 0,05), а также содержания стабильных метаболитов NOх в сыворотке крови с 2,35 ± 0,21 мкмоль/дл до 1,33 ± 0,09 мкмоль/дл (р < 0,05).
Воспроизведение однократного ишемического эпизода за 90 минут до снятия проб приводило к восстановлению КЭД до 1,52 ± 0,09 и подъему показателей микроциркуляции до 327,3 ± 17,2 ПЕ.
Воспроизведение 10 ишемических эпизодов приводило к восстановлению КЭД до 1,56 ± 0,13. Кроме этого, происходило статистически значимое снижение среднего артериального давления: до 116,7 ± 5,4 мм рт. ст. (р < 0,05). Исследование микроциркуляции в плаценте выявило ее сопоставимое улучшение по сравнению с предыдущей группой леченых животных (339,6 ± 20,4 ПЕ), однако целевого уровня оно не достигало. При биохимическом исследовании сыворотки крови обнаружено предотвращение снижения содержания стабильных метаболитов NO, уровень которых составил 1,92 ± 0,18 мкмоль/дл.
Воспроизведение однократного кратковременного эпизода ишемии-реперфузии задних конечностей за 90 минут до проведения функциональных проб у животных с L-NAME индуцированным гестозом позволяет оценить эндотелеопротективные эффекты ранней фазы ишемического прекондиционирования, эффект которой связан с выделением целого ряда гуморальных факторов (триггеров), обладающих выраженной сосудодилатирующей активностью: аденозин, брадикинин, опиоиды, свободные радикалы и др., а также с активацией АТФ-зависимых К + каналов митохондрий. Воспроизведение 10 кратковременных эпизодов ишемии-реперфузии с 10 по 20 сутки беременности позволяет на 21 день оценить влияние отсроченной фазы ишемического дистантного прекондиционирования, во время которой происходит активация генома, повышается экспрессия NO-синтазы. Поэтому улучшение функции эндотелия в эту фазу можно объяснить за счет индукции синтеза мощного вазодилататора - NO. Кроме этого нельзя не принимать во внимание опосредованное действие на функцию эндотелия дистантного ишемического прекондиционирования за счет уменьшения ишемии плаценты. Так же как и при ранней фазе происходит активация АТФ-зависимых К + каналов митохондрий, что ведет к уменьшению ишемических явлений в плаценте и снижению уровня выделения ею гуморальных факторов обладающих подавляющим действием на функцию эндотелия.