Главные особенности человека как сверхуспешного, сверхгениального вида, сумевшего внедриться практически во все крупные природные экосистемы и биогеоценозы, определяются не столько его особыми физиологическими данными, сколько умением сохранять и быстро накапливать в популяции опыт и навыки, способствующие выживанию. Особенности информационного обмена между людьми каждого этноса определяют многие черты эволюции тех экосистем, в функционировании которых участвуют люди этого этноса. Такие экосистемы можно назвать этноэкосистемами. В современной биологии подразумевается, что каждой видовой популяции можно сопоставить конкретную экологическую нишу. В случае человека это правило нарушается, поскольку различные субпопуляции людей, обладающие разными навыками и способами выживания, имеют неодинаковые ниши и выполняют различные функции в тех экосистемах, в жизнедеятельности которых участвуют. Одни культуры являются традиционно вписывающимися в этноэкосистемы, и тогда соответствующие этнопопуляции участвуют во внутрене уравновешенном функционировании этноэкосистем таким же образом, как популяции обычных биологических видов. Другие культуры преобразуют среду обитания. В первую очередь - это технократические культуры, существование которых так или иначе связано с интенсификацией использования различных природных ресурсов. Существуют аналогии между процессами эволюции экосистем и этноэкосистем. При этом значительную роль играют как механизмы регуляции биоразнообразия, так и, видимо, сходные с ними механизмы регуляции этноразнообразия.. Для успешного и устойчивого существования биосферы требуется не только биоразнообразие, но и этноразнообразие. Приспособления и машины эксплуатируют человеческий интеллект, а для своего существования и развития требуют использования все большего количества невозобновляемых ресурсов среды. В сущности, новейшие технократические культуры способствуют переходу от биосферы к техносфере, технически контролируемой планетарной жизни с весьма ограниченной ролью человека. Задача современного человека - вернуть власть над техническими средствами, для чего необходима смена культурных парадигм и духовная эволюция в направлении Ноmо nobilis, человека благородного, человека, неудовлетворённость которого смещена из материальной сферы в область ментального. Одномерные представления о прогрессе как непрерывном росте потребления и использовании сложных технических приспособлений с целью создания искусственной и более благоприятной среды, должны быть изменены на представления о мультикультурном духовном, эмоциональном и интеллектуальном развитии по множеству направлений. Полностью однородное человечество вряд ли возможно, несмотря даже на тотальный информационный обмен, между его частями. У человека всё равно остаётся стремление к свободе, и когда он однажды осознаёт несвободу, он обязательно становится бунтарём.