Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

TECH-ENVIRONMENTAL ASSESSMENT IN RECESS MEZHDUPLASTYA BESTRANSPORTNOY TECHNOLOGY FOR COAL BY KANGALASSKY

Panishev S.V. 1 Ermakov S.A. 1 Burakov A.M. 1
1 Institute of Mining of the North, NV Chersky SB RAS
Results of a tekhnologo-ecological assessment of dredging layer between layers on bestransportny technology on Kangalassky coal mine are stated.
coal mine
bezrazryvny dredging
internal dump
environment pollution
payment for emissions

Как показала практика, вскрышные породы пластовых месторождений успешно разрабатываются драглайнами по бестранспортной системе разработки с применением разнообразных схем экскавации, отличающихся количеством оборудования и его расстановкой.

Классическим представителем такого класса месторождений является Кангаласское буроугольное месторождение, расположенное в центральной части Республики Саха (Якутия) в 40 км севернее г. Якутска.

Отличительной особенностью бестранспортной технологии вскрышных работ на Кангаласском разрезе является максимальное приближение контура внутреннего отвала к рабочей зоне, обусловленное необходимостью минимизации объемов вторичной экскавации, в условиях повторного смерзания взорванной горной массы. Поэтому, ввиду отсутствия отвальных емкостей, отработка междупластья возможна только по транспортной технологии, что влечет значительные затраты и выбросы вредных веществ в атмосферу.

Исследования, проведенные в ИГДС СО РАН, показали, что в условиях сложноструктурных пластовых месторождений криолитозоны выемка породного прослоя по бестранспортной технологии возможна путем создания специальных отвальных емкостей в контуре внутреннего отвала. При этом в процессе разработки уступа внешней вскрыши драглайн смещают на расчетную величину в сторону выработанного пространства и создают специальную отвальную емкость, в которую впоследствии экскавируют породы междупластья. На основе выполненных исследований предложен новый способ разработки многолетнемерзлых вскрышных пород [1], позволяющий реализовать перераспределение объемов транспортной вскрыши (междупластье) на бестранспортную (рис. 1).

Возможность реализации данного способа разработки пород зависит от горнотехнических условий разработки, параметров рабочей зоны карьера и параметров драглайна.

Применительно к указанной схеме отсыпки внутреннего отвала выкладка породного прослоя возможна в следующих вариантах: полностью на верхнюю поверхность отвала, на боковую поверхность отвала и комбинацией размещения породы на верхней и боковой поверхностях отвала.

С использованием разработанной программы расчета параметров бестранспортной технологии внутреннего отвалообразования, учитывающей особенности выкладки породного прослоя в контур внутреннего отвала при различных размерах рабочей зоны и конструктивных характеристиках драглайна, были получены качественные зависимости, характеризующие параметры выкладки междупластья на поверхности внутреннего отвала.

С целью прогноза наибольших объемов переэкскавации расчет объемов экскаваторных работ выполнялся при максимальной высоте предотвала, формируемого с одной оси хода драглайна. В ходе расчета определены параметры размещения объемов породного прослоя в контур внутреннего отвала для различных размеров рабочей зоны карьера и технических характеристик драглайнов. Диапазон высот вскрышных уступов был принят от 10 до 25 м, ширина вскрышной заходки 40, 45 и 50 м, мощности верхнего и нижнего угольных пластов были рассмотрены в следующих вариантах: 5 и 5; 7 и 5 и 10 и 5 м соответственно. Расчетный коэффициент разрыхления 1,35. Мощность породного прослоя принималась в расчетах от 3 до 10 м. Угол откоса вскрышного уступа 70°. Угол откоса предотвала 45°, угол откоса отвала 45°, угол откоса пластов полезного ископаемого и породного прослоя 80°.

pic_18.wmf

Рис. 1. Новый способ разработки многолетнемерзлых вскрышных пород:1 – формируемая отвальная емкость; 2 – внутренняя вскрыша (междупластье); 3 – отвал внешней вскрыши

Применительно к данной технологии производства вскрышных работ установлена взаимосвязь объемов размещения породного прослоя в контуре внутреннего отвала с радиусом разгрузки драглайна, определены необходимые конструктивные характеристики драглайнов и размеры рабочей зоны, при которых выкладка породного прослоя может осуществляться полностью на верхнюю поверхность отвала (рис. 2). Как следует из рис. 2, использование на разработке междупластья экскаватора с небольшими техническими размерами увеличивает в разы глубину отвальной емкости.

Установлено, что при бестранспортной выемке междупластья наиболее предпочтительной является схема веерной отсыпки, обеспечивающая максимальные объемы размещения породного прослоя на боковой и верхней поверхностях внутреннего отвала.

Применительно к условиям современного состояния горных работ на разрезе «Кангаласский» оценена возможность и объемы экскаваторных работ при разработке междупластья драглайном и отсыпке породного прослоя в контур внутреннего отвала. Установлено, что при разработке междупластья существующим оборудованием (драглайн ЭШ-10.70) увеличение объемов вторичной экскавации прогнозируется при высоте вскрышного уступа более 18 м. Отсыпка междупластья драглайном в отвал при установке его на кровлю породного прослоя возможна при высоте вскрышного уступа не более 24 м. При этом относительное увеличение объемов экскаваторных работ в диапазоне рассмотренных высот уступов составит всего 7–30 % соответственно.

аpic_19.tifбpic_20.tif

Рис. 2. Характерная взаимосвязь объемов размещения породного прослоя в контуре внутреннего отвала с радиусом разгрузки драглайна:а – объем породы на боковой поверхности отвала; б – на верхней поверхности отвала

Выполнена оценка возможности безвзрывной выемки междупластья, с использованием солнечной радиации и соответственно изменения термомеханического состояния породы в годовом цикле температур [2], которая показала возможность безвзрывной выемки породного прослоя шагающим экскаватором без предварительной буровзрывной подготовки на глубину до 2,5 м за один сезон положительных температур.

По проведенной калькуляции затрат, себестоимость выемки 1 м3 междупластья при безвзрывной выемке ЭШ составляет 20,52 руб.; при выемке ЭШ с применением БВР – 39,64 руб.; при выемке экскаваторно-автотранспортным способом – 61,39 руб.

Полученные результаты технолого-экологической оценки позволяют сделать вывод о том, что выемка междупластья по бестранспортной технологии на разрезе «Кангаласский» ОАО ХК «Якутуголь» позволит значительно улучшить экологическую обстановку и повысить эффективность горных работ.