Каждый человек периодически оказывается перед проблемой: как включиться в новую социальную ситуацию и при этом не «потерять» себя, свою личностную целостность. Возможен и другой вариант: осознать и изменить свое «Я» под влиянием новых жизненных реалий.
Толковые словари дифференцируют смысл глаголов прожить и выжить. Прожить – это пробыть живым, просуществовать какое-то время [8, с. 600], а выжить – это остаться в живых после болезни, несчастий [11, с. 14]. Выживание мы пониманием как сохранения человека в качестве целостного биологического и социального образования в трудных условиях.
Для выживания человека не только как биологического существа, а, прежде всего, как личности важна «мотивация на самосохранение». М.Ш. Магомед-Эминов разделяет самосохранение индивида (биология) и самосохранение личности (самоуважение, честь и т.п.). Он отмечает, что «самосохранение … есть «само – сохранение», сохранение самого себя, своей идентичности» [6, с. 119]. Так понимаемое самосохранение «включает в себя побуждения, определяемые не соматическим дефицитом, а системой интересов Я, структурой личности человека, его характером» [там же, с. 120].
Новая техническая, информационная и социально-экономическая реальность вынуждает человека интенсифицировать свою деятельность, обрушивает на него множество раздражителей.
Когда говорят о выживании человека, сохранении его целостности (как биологического индивида, личности, субъекта деятельности и уникальной индивидуальности, по Б.Г. Ананьеву), то целесообразно рассматривать его жизнь не только как цепь нескончаемых деятельностей, а более широко – как бытие. А бытие человека реализуется в его делах.
В.В. Знаков, сопоставляя по степени общности понятия «деятельность» и «бытие», приходит к выводу, что деятельность всегда направлена на достижение конкретной цели, имеющей более частное значение, чем дело, которому человек служит и считает смыслом своей жизни. Поэтому, по мнению исследователя, целостная жизнь, бытие человека полнее и адекватнее описывается понятием «дело» или даже «призвание», чем категорией «деятельность» [4]. Кроме того, бытие человека как субъекта жизни предполагает способность взглянуть на себя глазами других людей, с которыми он вступает в диалог (как внешний, так и внутренний).
Чаще всего понятие стратегия поведения в значимых ситуациях связывают с понятием психологической защиты. Но такой подход значительно сужает понятие стратегий поведения, особенно применительно к проблеме выживания личности. Потому необходимо разделить понятия психологической защиты и психологического выживания.
Защищенность личности является условием психологического выживания человека в Мире. Психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и механизмами, ее обеспечивающими. Психологическую защищенность психологические словари определяют как относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание человеком возможности удовлетворения своих основных потребностей, а также обеспечения собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации.
Один из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита – необходимое условие формирования адекватного чувства защищенности; в противном случае закономерно появление чувства психологической незащищенности. В качестве эмпирических гарантов психологической защищенности называют чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, страхов и пр.
В общем случае психологическая защита предстает как система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа «Я».
В широком смысле термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться деструктивные, «замещающие» деятельности, измениться система межличностных отношений.
Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов. Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, катарсис, сублимация. Психологическая защита носит в основном неосознаваемый характер и возникает в первую очередь как реакция на «трудные» ситуации.
Неосознаваемые аспекты функционирования психологической защиты не только не повышают адекватность информационно-ориентировочной основы поведения, но и снижают уровень контроля человека и свободу его действий. «Защитные» реакции человека внутренне предопределены и поэтому плохо согласуются с условиями конкретной социальной ситуации. При этом человек ограничен в использовании своего личностного потенциала (в том числе профессиональных знаний и умений), что снижает его социальную и психологическую защищенность. Это выражается в том, что нарушаются контакты с другими людьми, возникают психологические барьеры в общении, становится невозможным сознательное, волевое изменение собственных негативных качеств, которые в силу внутренней, психологической «защиты» человек отрицает, считая их несуществующими. Все это обусловливает трудности в построении адекватного поведения и деятельности в сложных ситуациях, а значит, препятствует выживанию личности.
Этимология слова «защита» ясна: создать прикрытие (щит), препятствующее поражению или нанесению ущерба телу воина. В словарях при объяснении слова «защита» наиболее часто встречаются понятия угроза и граница. Наличие угрозы указывает на то, что необходимость в защите возникает в двух основных случаях:
1) в состоянии противоборства;
2) в условиях воздействия вредоносного фактора.
Наличие границы, которую требуется защищать, указывает на то, что в защите нуждается какая-то целостность: тело, государство, организация.
В качестве предмета психологической защиты мы рассматриваем личность человека как целостное образование (включая самооценку, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, Я-концепцию; мотивационные образования: желания, предпочтения, вкусы; когнитивные структуры: мировоззрение, ценностные ориентации, мнения и др.).
Угрожающими факторами для личности являются действия (или угроза) со стороны государства, организаций, групп [7], средств массовой информации, окружающих людей. Ущерб для личности проявляется в неподтверждении (или разрушении) самооценки, представления человека о себе, о своем месте в обществе, снижении самоуважения или чувства уверенности, потере индивидуальной уникальности, крушении планов, намерений, потере смысла деятельности или жизни в целом и др.
В качестве средств психологической защиты рассматривают лишь те специфические средства, которые характеризуют именно психологическую сторону защиты человека, его личности.
Выживание человека в мире связано с его способностью к адаптации. В рамках анализа проблем выживания человека в Мире людей нас, прежде всего, интересуют социально-психологические аспекты общего феномена адаптации.
Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом.
Английский биолог П. Медавар (P. Medawar), Нобелевский лауреат (1960 г.) к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации в 1951 г. добавил еще один: адаптация есть нечто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. В дальнейшем это позволило А.А. Реану с соавторами рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств личности. При таком подходе объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые формируются (развиваются) в процессе адаптации личности и приводят к тому или иному результату. В состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением [10]. К таковым может быть отнесен и профессионализм как системное свойство человека [2].
Адаптация – это всегда активный процесс: будь то активное изменение себя или активное изменение социальной среды. Человек в течение своей жизни проходит определенные события, вызывающие необходимость адаптации его личности. Существует некоторый оптимальный уровень активности личности. При недостаточной или избыточной мобилизации личности с большой степенью вероятности возникают такие психические состояния, которые свидетельствуют о проявлениях дезадаптации. При недостаточной мобилизации в трудной жизненной ситуации вероятно возникновение апатии, а при избыточной – состояние повышенного психического напряжения на фоне чрезмерного расходования энергии [5].
Освоение человеком мира, в котором происходит преобразование как внешнего, так и внутреннего мира на протяжении жизненного пути, называют поведением. Поведение является функцией взаимодействия личности – и ситуации среды в данный момент времени. Имеет смысл рассматривать поведение как функцию взаимодействия личности и среды, причем личностные особенности целесообразно рассматривать как индивидуальные ресурсы человека, которые обеспечивают реализацию его действий в конкретной ситуации [3].
Подобно психологическим защитам (как частному случаю поведения в трудных ситуациях) стратегии поведения могут существовать в двух вариантах – адаптивном и дезадаптивном. Выбор стратегии поведения зависит от степени значимости ситуации для личности. Адекватность поведения в значимых ситуациях обусловливается адаптивными возможностями личности, особенностями восприятия и оценки ею «трудности» ситуации.
Н. Пезешкиан приводит следующую классификацию реагирования на проблемы, называя их формами переработки конфликта:
1) ответ телом (физическая активность, сон, еда, секс, психосоматические нарушения);
2) ответ деятельностью (бегство в работу);
3) ответ обращением к другим за помощью (контакты, бегство в болезнь);
4) ответ воображением (злоупотребление алкоголем или наркотиками, уход в виртуальный мир, в религию, в отстраненные от реальной жизни философско-мировоззренческие системы, а также художественную и творческую деятельность) [9].
Указанные стратегии являются различными вариантами процесса адаптации.
Глобальные изменения, происходящие в нашей жизни и Мире в целом, не могли не сказаться на внутреннем мире человека. Эти изменения «врываются» в сложившуюся у человека картину мира, в его сформированное за годы жизни мировоззрение, в его жизненную позицию и систему отношений. Внешние «возмущения», поступающие из реального мира, пытаются перевернуть, «взорвать» сложившуюся у человека систему образов и представлений. Несоответствие внутренних образов, «моделей мира» вызывает чувство психологического неблагополучия личности и является индикатором психологической дезадаптации человека. Чтобы выжить в этом трудном мире, необходимо изменяться: корректировать свою внутреннюю систему образов внешнего мира.
Но невозможно «подстроиться» под каждое изменение, происходящее во внешнем мире, хотя бы потому, что какие-то изменения в мире могут быть преходящими, временными, деструктивными. Стремление человека постоянно «подстраиваться» под ситуацию в своем крайнем выражении может привести к разрушению целостности его личности, деиндивидуализации. Сохранить себя как личность, свои значимые ценности, иметь собственный взгляд на мир, делать собственный выбор, самому определять свое место в жизни – это значит не просто выживать, а жить.
Но для этого необходимы некоторые константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни. В числе таких констант – мировоззрение, жизненная позиция человека, а также смысл жизни, являющийся «стержневой» характеристикой личности. Одним из условий выживания личности в современном мире нам представляется наличие у человека профессионализма [3]. Это системное свойство человека помогает адаптироваться в кризисных ситуациях, обеспечивая, при необходимости, возможность для профессионального перепрофилирования.