Развитие сферы образовательных услуг в России за последние годы стремительно растет, обуславливая особое отношение к студенту как основному потребителю. Сфера образования рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Сфера образовательных услуг способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть экономику к качественно новому витку развития.
В условиях модернизации российской экономики, в сфере образовательных услуг также возникает потребность в определении инновационных направлений, обеспечивающих ее дальнейшее эффективное функционирование и развитие. Поэтому учреждениям сферы образования необходимо определить условия, удовлетворяющие потребителей образовательных услуг, осуществлять маркетинговые мероприятия, сформировать конкурентную стратегию, повышать качество предоставляемых образовательных услуг, что требует организации постоянного мониторинга внешней и внутренней среды. Эта работа может быть реализована на базе использования механизмов частно-государственного партнерства вузов и бизнес-структур, которые способны оперативно и функционально обеспечить в перспективе конкурентоспособность и качество образовательной системы. В условиях борьбы за студента конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать всю сферу образовательных услуг, соответственно, вузы пытаются занять прочное место в образовательном бизнесе.
Образовательное пространство Российской Федерации активно подвергается процессам модернизации, преобразования затрагивают и структуру, и функции системы образования, а также содержательные характеристики и технологии обучения. Современная система образования России представляет собой сложную организационную структуру, ее постоянное обновление обусловлено сдвигами в социальной структуре страны и меняющимися интересами различных слоев и групп населения нашего общества, а также общими тенденциями развития модернизационных процессов во всем мире, их глобальным общецивилизационным масштабом.
Преодоление кризиса в области образования – задача, в решение которой должны быть вовлечены все заинтересованные стороны на всех уровнях системы образования. Проведем классификация стран мира в зависимости от степени развития систем высшего образования с использованием метода кластерного анализа по следующим показателям:
1) расходы на 1 учащегося в единицах ВВП по ППС на душу населения (высшее образование) долл. США;
2) общая численность выпускников вузов чел.;
3) студенты данной страны, обучающиеся за рубежом (выездные мобильные студенты) чел.;
4) показатель выездной мобильности %;
5) въездные мобильные студенты чел.;
6) распределение выпускников по областям обучения (% от всех областей), наука и техника %;
7) количество студентов на 1 преподавателя чел.
В результате проведенного кластерного анализа были получены 4 группы стран: страны с развитой системой высшего образования, страны с развивающейся системой высшего образования, страны с системой образования догоняющего типа, страны со слаборазвитой системой высшего образования (табл. 1). Страны, вошедшие в каждую из четырех групп, характеризуются определенным уровнем развития систем высшего образования в зависимости от значений выбранных показателей. Анализ показал, что уровень экономического развития той или иной страны в целом соответствует степени развитости системы высшего образования.
Таблица 1
Классификация стран мира в зависимости от степени развития систем высшего образования
Наименование группы |
Страны |
Страны с развитой системой высшего образования |
Кипр, Мальта, Великобритания, Нидерланды, США, Франция, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Австрия, Швейцария, Гонконг (Китай) |
Страны с развивающейся системой высшего образования |
Чешская Республика, Словения, Австралия, Малайзия, Новая Зеландия, Япония, Андорра, Греция, Испания, Италия, Лихтенштейн, Португалия, Гвинея, Конго Маврикий, Намибия, Южная Африка |
Страны с системой образования догоняющего типа |
Польша, Турция, Латвия, Российская Федерация, Украина, Хорватия, Эстония, Камбоджа, Республика Корея, Фиджи, Бразилия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Индия, Буркина-Фасо, Камерун, Лесото, Нигер, Объединенная Республика Танзания |
Страны со слаборазвитой системой высшего образования |
Албания, Мавритания, Республика Молдова, Румыния, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Таджикистан, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаосская НДР, Макао (Китай), Филиппины, Аруба, Гайана, Гондурас, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Чили, Бангладеш Иран, Пакистан, Ботсвана, Мадагаскар |
Первая группа определяется высокими показателями расходов на 1 учащегося, высокими показателями общего числа выпускников вузов и показателями въездной и выездной мобильности, а также превышением числа студентов технических и инженерных вузов над аналогичными показателями в других группах стран. Страны, вошедшие в данную группу, обладают наиболее конкурентоспособными системами высшего образования, применяют новые технологии в организации процесса обучения, используют инновационные методики преподавания и выпускают высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, что способствует формированию конкурентных преимуществ экономик данных стран.
Вторя группа включает как развитые, так и развивающиеся страны. В работе показано, что в этих странах достаточно высокий уровень мобильности, что объясняет присутствие в данной группе стран Африки. Наличие в группе Австралии и Японии объясняется, с одной стороны, большим количеством населения и отдаленностью от Западной Европы, а с другой стороны, менее эффективным использованием инноваций в системах высшего образования.
В третью группу стран с системой образования догоняющего типа включены развитые, развивающиеся и слаборазвитые страны, чьи правительства ведут такую образовательную политику в системе высшего образования, которая позволяет, с одной стороны, студентам относительно свободно перемещаться в мире для получения высшего образования. С другой стороны, особенности и ограничения не позволяют полностью использовать новые технологии в системе высшего образования, в связи с этим степень развития систем высшего образования в этой группе ниже, чем в группах стран с развитой развивающейся системами высшего образования.
К странам со слаборазвитой системой высшего образования относятся в основном слаборазвитые страны и страны с переходной экономикой, чьи системы высшего образования требуют серьезного реформирования.
На начало 2010/11 учебного года помимо 53102 общеобразовательных учреждений, где обучается 13690 тыс. учащихся (табл. 2), в Российской Федерации функционировало 1417 гимназий (982,7 тыс. обучающихся) и 1045 лицеев (667,3 тыс. обучающихся).
Динамика основных показателей, характеризующих сферу образовательных услуг Российской Федерации за период 2009-2010 гг., представлена в табл. 3.
Статистическими данными (табл. 3) подтверждается общеизвестная тенденция к сокращению численности студентов. За анализируемый период (2009-2010 гг.) число учреждений системы профессионального образования в целом остается неизменным при определенном варьировании, наблюдается сокращение темпов падения числа учреждений и численности учащихся учреждений начального профессионального образования, незначительный рост числа государственных и негосударственных учреждений среднего профессионального образования при сокращении численности студентов, а также увеличение числа государственных вузов (при ежегодном увеличении за 2009-2010 гг. на 2 единицы), сокращение числа негосударственных высших учебных заведений (–22 в 2009 году в сравнении с 2009 годом) при общем уменьшении численности обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (за тот же период соответственно на 79,4 и 15,0 тыс. студентов).
Таблица 2
Динамика числа общеобразовательных учреждений и числа учащихся в Российской Федерации (на начало учебного года)
Показатели |
1995/96 |
2000/01 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 |
2009/10 |
2010/11 |
Число общеобразовательных учреждений – всего |
70355 |
70782 |
68804 |
63174 |
61028 |
57993 |
55786 |
53102 |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях – всего |
21081 |
22039 |
20554 |
15631 |
14787 |
14174 |
13826 |
13690 |
Численность педагогических работников в общеобразовательных учреждениях – всего |
1649 |
1717 |
1767 |
1594 |
1536 |
1485 |
1425 |
1308 |
Таблица 3
Основные показатели образовательной системы профессионального образования в Российской Федерации в 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 |
2010 |
||
в % к 2008 |
в % к 2009 |
|||
Государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования |
2860 |
89,6 |
2854 |
99,8 |
Численность учащихся, тыс. человек |
1115 |
88,8 |
1100 |
98,7 |
Государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования |
2535 |
98,8 |
2564 |
101,1 |
Численность студентов, тыс. человек |
2136 |
93,4 |
2052 |
96,1 |
Негосударственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования |
249 |
106,9 |
251 |
100,8 |
Численность студентов, тыс. человек |
108 |
90,2 |
106 |
98,1 |
Государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования |
660 |
100,3 |
662 |
100,3 |
Численность студентов, тыс. человек |
6215 |
100,1 |
6135,6 |
98,7 |
Прием, тыс. человек |
1363 |
98,5 |
1312 |
96,3 |
Выпуск, тыс. человек |
1125 |
101,4 |
1111 |
98,8 |
Негосударственные учреждения высшего профессионального образования |
474 |
105,3 |
452 |
95,4 |
Численность студентов, тыс. человек |
1298 |
103,6 |
1283 |
98,8 |
Прием, тыс. человек |
279 |
93,8 |
269 |
96,4 |
Выпуск, тыс. человек |
233,2 |
102,9 |
228 |
97,8 |
Современное состояние системы высшего образования в России, наряду с достаточно высоким уровнем развития научно-технического потенциала, характеризуется снижением ее конкурентоспособности на мировом рынке. Согласно классификации стран мира в зависимости от степени развития систем высшего образования, Россия находится в группе стран с системой образования догоняющего типа. Сравнительный анализ систем высшего образования стран мира показал, что такое положение нашей страны обусловлено низкими показателями развития систем высшего образования относительно стран с развитой и развивающейся системой высшего образования.
Наиболее низким, по сравнению со странами с развитой и развивающейся системой высшего образования, является показатель расходов на 1 студента. В России его значение равно 889 долл. США[1]. Доля расходов на образование к ВВП в нашей стране – 3,5 %, а в развитых странах – более 4 %. Кроме низкого уровня государственного финансирования системы высшего образования, выделяемые бюджетные средства расходуются неэффективно, а система внебюджетного финансирования находится на стадии формирования. Количество въездных мобильных студентов по отношению к общему числу студентов в стране составляет всего 1 %, по сравнению с Великобританией (13,92 %), Францией (10,81 %), Швейцарией (18,42 %), Австралией (20,42 %), что говорит о недостаточной привлекательности российского образования.
Устойчивое социально-экономическое развитие и формирование международной конкурентоспособности страны обеспечивается за счет умения использовать знания в качестве экономического преимущества посредством обмена опытом, трансферта технологий и информации, а также академической мобильности в рамках взаимодействия всех хозяйственных организаций включая государство. Инновационность развития систем высшего образования является основополагающим фактором международной конкуренто- способности страны и способно обеспечиваться только при комплексном взаимодействии всех субъектов хозяйствования в рамках организации образовательного кластера как механизма взаимодействия вузов с бизнес-структурами в рамках частно-государственного партнерства.
В условиях глобализационных процессов возникает необходимость совершенствования системы высшего образования России посредством формирования стратегии инновационного развития системы высшего основными факторами формирования конкурентной стратегии образовательного пространства: наличие в структуре экономики России комплекса макро- и микроэкономических изменений, связанных с особенностями национальной системы высшего образования; организация инновационных форм управления в рамках корпоративно-кластерного подхода; поиск новых форм финансового регулирования образовательной деятельности, проявляющихся в развитии иностранного участия, формировании целевых фондов (эндаумент-фонд), обеспечении эффективного использования бюджетных средств, привлечение бизнес-структур в рамках частно-государственного партнерства.
Для повышения конкурентоспособности российской системы высшего образования сформулированы следующие рекомендации:
1. Повышение конкурентоспособности системы высшего образования России за счет создания национальных научно-образовательных инновационных кластеров. Под кластерами автор понимает совокупность взаимодействующих образовательных, научных учреждений различных уровней, объединенных по отраслевому признаку с предприятиями отрасли и имеющих с ними партнерские отношения. Инновационность кластера заключается в структуре его элементов, которая включает: образовательные учреждения, научно-исследовательские институты, центры трансферта технологий, научные лаборатории, технопарки, центры переподготовки специалистов, предприятия.
В работе обосновывается, что особенностями создания научно-образовательных инновационных кластеров является формирование благоприятных условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических) для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов различного уровня, интеграция образования с наукой и производством, а также повышение престижа высококвалифицированных рабочих профессий.
Процесс интеграции научной, образовательной и производственной деятельности институтов, университетов и промышленных комплексов позволяет решить задачу выполнения российской наукой ключевой роли в обеспечении устойчивого развития инновационной экономики.
Создание национальных научно-образовательных инновационных кластеров, должно строиться на основе модели и алгоритма научно-инновационного процесса, коммерциализации научных разработок, с учетом оценки результатов, как интеллектуальной собственности, так и четкой системы управления научно-инновационным процессом.
2. Создание конкурентных преимуществ экономики России за счет организации системы международного сотрудничества в сфере высшего образования, сопровождающейся развитием сотрудничества с субъектами международной образовательной системы, расширением международных научных связей, участием в международных проектах и программах, налаживанием связей с бизнесом в рамках совместных международных научно-образовательных кластеров с зарубежными высшими учебными заведениями и исследовательскими организациями.
Международные образовательные кластеры представляют собой совокупность отечественных и зарубежных предприятий, научно-исследовательских организаций и вузов в рамках определенной отрасли, цель создания которых заключается в расширении международной деятельности в научно-образовательном пространстве для подготовки высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на национальном и международном рынках труда, повышении конкурентоспособности системы высшего образования и, соответственно, росте международной конкурентоспособности страны в целом.
3. Обеспечение роста международной конкурентоспособности страны с помощью создания инновационной программы финансирования системы высшего образования, функционирующей за счет совместного финансирования учреждений образования со стороны государства, донорских, благотворительных, частных организаций, частных лиц. Инновационность данной программы обеспечивается включением в систему финансового обеспечения высшего образования целевых благотворительных фондов – эндаументов (фондов, наполняемых за счет благотворительных пожертвований, нацеленных на получение дохода за счет инвестирования средств, используемых для финансирования некоммерческих организаций, в том числе высших учебных заведений).