Образование как социальное явление, как средство передачи социально-исторического опыта от одного поколения другому всегда было предметом исследования философов, как прошлого, так и современности. В «век – глобализации» (именно такое определение по отношению к современной эпохе сегодня самое распространённое) эти проблемы приобретают особую значимость.
Становление личности в информационном, знаниевом обществе зависит от многих факторов: стремительности происходящих изменений, условий образовательного пространства, которые созданы для реализации познавательной деятельности как отдельного человека, так и общества в целом.
В системе образования осуществляется неизменный процесс не только передачи и наследования имеющихся культурных ценностей, но и запускается механизм постоянного их совершенствования в соответствии с социальными вызовами времени. Время ставит перед личностью проблемные ситуации, без разрешения которых невозможно дальнейшее развитие цивилизации. Эти проблемы находят отражение в научной мысли и повседневной практике человека, который для того, чтобы отвечать темпам происходящих изменений, должен быстро адаптироваться к новым условиям. Следовательно, человеку необходимо переходить из одной формы обучения в другую, непрерывно совершенствовать знания, пополняя имеющийся диапазон информации. Определяющими при этом становятся два фактора: осознание самим человеком необходимости совершенствования имеющегося потенциала и наличие такой «встречи», которая способствовала бы реализации целей развития личности.
В статье рассматривается феномен встречи как взаимодействие, совместная деятельность того, кто даёт знания и того, кто их получает, как особый процесс общения, который выстраивается на основе поставленных целей и заданных результатов. Рассмотрение данной проблемы представляется актуальным, потому как общение в процессе образования предполагает обмен духовными ценностями в системе «человек- человек», где взаимопонимание – основа в пространстве общения.
Человек – единственное живое существо в мире, которое в силу специфики своего образа жизни и своей сущности не срастается органически намертво с определённым способом своей деятельности, а способно относиться к нему критически [5, c. 83]. Наличие критического отношения к собственному знанию и имеющимся возможностям способствует выстраиванию собственной образовательной траектории, но её заданность во многом зависит от того, кто способствует определению её направления.
Взаимодействие участников образовательного процесса зависит от индивидуального стиля поведения каждого, поскольку человек, реализуя свои уникальные возможности в течение жизни, формирует и индивидуальный стиль. Как отмечает Е.Н. Дзятковская, индивидуальный стиль жизни включает в себя и стиль деятельности (с его более частными разновидностями), и стиль общения, и стиль поведения, то есть, стиль жизни – не составная часть образа жизни, а воплощение последнего на уровне личности [3, c. 85].
Процесс образования многомерен, и если вести речь о гуманитарной парадигме образования, где и происходит «встреча» личностей, носителей определённых индивидуальных стилей, то, соответственно, «преподавание – учение «рассматривается как встреча трёх культур: ученика, педагога, «ставшей» культуры, зафиксированной в стандартах образования [6, c. 66].
Личностный аспект феномена «встречи» представляется особенно значимым ещё и потому, что взаимодействие участников образовательного процесса предполагает усвоение личностных индивидуальных качеств. В процессе трансляции информации требуется мастерство, логика мышления, обаяние, только тогда может состояться «встреча», выстроиться коммуникация на основе совместных усилий.
В контексте наших рассуждений нельзя не сказать о том, что «бывают и чаще всего встречи без встречи – люди входят во внешний контакт предполагаемой полезности без внутреннего резонанса, а бывает, что подобной встречи в физическом пространстве как раз нет, а вот духовный резонанс имеет место. Если первый вид встреч необходим для функционирования цивилизации, то второй род встреч питает культуру» [1, c. 111].
Духовный резонанс возникает при обращении к текстам культуры позволяющими человеку найти ответы на вопросы, решаемые им в процессе профессиональной деятельности, и, кроме того, обрести ценности и смыслы, передаваемые культурой прошлого.
Например, к философским трактам Конфуция обращается не одно поколение, считая его своим учителем. В его «Беседах и суждениях» находят ответы на многие волнующие вопросы, не утратившие своей актуальности по прошествии времени. По мысли Конфуция, отправная точка начала обучения и можно сказать получения знаний – это превращение человека первозданного, человека природы в человека общественного, который будет жить в обществе по определённым нормам и правилам. По мысли древневосточного мудреца, хорошей учёбой всегда считалась та, что приводила к изменению поведения в лучшую сторону, и правильным считался тот учебный процесс, благодаря которому происходило изменение в мышлении. Усвоенная точка зрения, теория, о которой не было представления, тоже могут считаться учёбой, но в современном мире хорошей учёбой (образованием) может считаться только то, что приводит к перестройке всей системы ценностей человека. Конфуций говорит о том, что не стоит думать о тех предметах, которые человеку не по возрасту. Не следует тянуться к туманным и непонятным вещам. Вот таким образом, постепенно набирая знания, подойдя к возрасту, когда человек «устанавливается», он сможет в подлинном смысле этого слова «установиться» [7, c. 229]. Но иногда процесс установления затягивается и без помощи извне просто неосуществим.
Одинаково важно как образование детей, так и образование взрослых, но как отмечает С.И. Змеёв, образование взрослых появилось хронологически раньше, чем образование детей, но его невостребованность объяснялась социально-экономическими условиями бытия, потому что того запаса знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, которые люди приобретали в период своего обучения в детском возрасте им хватало практически на всю оставшуюся жизнь [4, c. 52]. В настоящее время ситуация изменилась кардинально – человек должен учиться в течение всей жизни, никогда не считая этот процесс завершённым, «если пристально всмотреться в жизнь отдельного человека и человечества в целом, то, без всякого сомнения, можно говорить, что он учащийся с самых ранних лет и до конца своих дней» [2, с. 6]. В течение всей жизни человек должен ощущать значимость таких «встреч», которые бы отличались глубиной и содержанием, определяли направление его личностного развития. Только тогда можно говорить, что в процессе познания человек овладевает опытом человечества, становясь творческой личностью, в конечном итоге, способной задавать направление собственного развития.