Одним из основных направлений в биорезонансной терапии является коррекция гомеостатических нарушений, возникающих вследствие различных причин в организме человека. При этом происходит сдвиг кислотно-щелочного равновесия на уровне клетки, ткани, органа или системы органов, что может привести к возникновению воспалительного или даже опухолевого процессов [9]. Коррекция данных состояний может быть проведена с помощью информационных препаратов (ИП), представляющих собой обучающую программу для решения соответствующей задачи организма, т.е. используется авторами [3] как системный адаптант к её решению. Системой в данном случае является организм индивида, получающего терапию.
Известно, что в настоящее время в жизнедеятельности любого организма огромное значение имеет свободнорадикальные процессы. В случае дисбаланса между уровнем этих процессов и эволюционно сложившейся антиоксидантной системой защиты клетки может развиться состояние «окислительного стресса», сопровождающего многие заболевания человека.
Важным модифицирующим фактором при различных патологических состояниях является нарушение регуляции сосудистого тонуса в результате неадекватного образования вазоактивных веществ. Дисфункция эндотелия, как наиболее ранняя фаза повреждения сосудов связана, прежде всего, с дефицитом синтеза оксида азота (NO) – важнейшего регулятора сосудистого тонуса. Оксид азота может оказывать на клетки и токсический эффект, связанный с образованием очень реакционного свободнорадикального соединения пероксинитрита и его производных, что приводит к ингибированию митохондриальных ферментов, снижению выработки АТФ, повреждению ДНК и в конечном итоге к развитию апоптоза [10].
Большую роль в патологии клетки играет также инактивация ион-транспортных ферментов, в активный центр которых входят тиоловые группы. Окисление тиоловых групп мембранных белков приводит к появлению дефектов в липидном слое мембран клеток. Так известно, что продуктом нитрования тирозина с участием реактивных форм азота (пероксинитрита и оксида азота), является нитротирозин, который вырабатывается в организме при некоторых патологических состояниях и считается маркёром NO-зависимого оксидативного стресса [7].
Следует также отметить, что в последнее время значительно возрос интерес к исследованию аргиназы – фермента, выступающего в качестве лимитирующего фактора в процессе образования в организме оксида азота. Аргиназа катализирует гидролиз аргинина с образованием орнитина и мочевины, т.е. уровень ёе активности может отражать степень детоксицирующей функции печени [5].
В связи с вышеизложенным, целью работы явилось изучение влияния информационных препаратов на продукцию NO и его производных (пероксинитрита, нитрозоглутатиона и нитротирозина), активности аргиназы в сыворотке крови женщин с угрозой прерывания беременности при прямом их воздействии.
Материал и методы исследования
За основу работы была взята концепция действия информационного препарата, изготовленного с помощью метода биорезонансной терапии, на организм человека в целом, что должно было подтверждаться зафиксированными изменениями в сыворотке крови.
Для исследования была взята сыворотка крови 30 женщин с угрозой прерывания беременности, находящихся на стационарном лечении в отделении патологии беременности Ростовского НИИ акушерства и педиатрии. Пациентки подписывали информированное согласие на исследования, которые были проведены при соблюдении принципов и норм биоэтики. Объем исследований одобрен Этическим комитетом РНИИАП. Все женщины были сопоставимы по возрастному составу, наследственному и семейному анамнезу, соматическому состоянию здоровья, а также состоянию детородной функции, наличию эндокринной патологии, вредных привычек, профессиональных вредностей и угрозы прерывания беременности (в 1 триместре).
Все сыворотки крови беременных женщин были разделены на 2 группы: опытная (17 проб) и контрольная (13 проб).
До начала эксперимента в контрольной и опытной группах были определены следующие показатели: уровень NO, пероксинитрита, нитрозоглутатиона, нитротирозина, активность аргиназы. Концентрацию пероксинитрита и других нитропроизводных (нитрозоглутатиона и нитротирозина) определяли в сыворотке крови спектрофотометрически по характерным полосам поглощения при 302, 338 и 438 нм с использованием молярных коэффициентов экстинции. Содержание метаболитов оксида азота (NOх) определяли с помощью классической реакции Грисса. Активность аргиназы (КФ 3.5.3.1) определяли методом Храмова В.А. и соавт. [6] по её способности превращать аргинин в мочевину. Содержание образовавшейся мочевины оценивали с помощью коммерческих наборов «Новокарб» («Вектор-Бест», Россия). Для осуществления данных методик использовали следующую аппаратуру: центрифугу лабораторную ОПН-3 (Россия); термостат ТС-80 (Россия); спектрофотометр СФ-20 (Россия).
Сыворотки контрольной группы не подвергались никакому воздействию. Измерение указанных показателей в этой группе проводилось до начала эксперимента (К1) и после окончания его (К2).
Сыворотки крови опытной группы были обработаны информационным препаратом (ИП) – электронной копией микроэлементов с использованием аппаратно-программного комплекса «Имедис-Эксперт» ЦИМС «Имедис» (регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № ФС 022а 3066/0414-04), а также аппарата «Золотое сечение» (авторская разработка МЦИТ «Артемида»). Каждая сыворотка крови в стерильной пробирке поочередно помещалась в контейнер № 1 аппарата «Имедис-Эксперт», далее путем прямого резонансного тестирования человека-проводника определялся ключевой орган [3] (стрелка вниз) и микроэлемент (Селектор аппарата Medpharmaминералы), компенсирующий сигнал ключевого органа (стрелка вверх). Воздействие информационного сигнала микроэлемента на сыворотку осуществлялось в режиме «медикаментозное тестирование», время экспозиции составляло 30 с.
Измерения (обработка сывороток опытной группы на приборе «Имедис-Эксперт») были проведены в течение 1,5 часов. После окончания эксперимента в обеих группах (опытной и контрольной) было произведено повторное измерение всех вышеуказанных биохимических показателей.
Статистическую обработку данных осуществляли с использованием лицензионного пакета программ Statistica (версия 5.1, фирмы StatSoft. Inc.). Однородность дисперсий проверяли по критерию Фишера. Достоверность различий между сравниваемыми показателями определяли по критерию Стьюдента и его аналогу для непараметрических распределений – критерию Манна-Уитни. Результаты оценивали как статистически значимые при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты собственных исследований представлены в таблице. Уровень показателей в контрольной группе до и после проведения эксперимента достоверно не изменялся (К1 и К2), что свидетельствует об отсутствии влияния фактора времени на биохимические показатели в сыворотке крови женщин с угрозой прерывания беременности.
Следует отметить, что в опытной группе при прямом воздействии информационных препаратов наблюдалось достоверное улучшение изученных показателей.
Содержание оксида азота (NOх), пероксинитрита, NO-глутатиона, NO-тирозина и активности аргиназы в сыворотке крови женщин при прямом воздействии ИП (М ± m)
Показатели |
Контрольная группа |
Опытная группа |
|
К1 |
К2 |
||
Оксид азота (мкмоль/л) |
4,50 ± 0,58 |
4,58 ± 0,78 |
7,2 ± 0,22* |
Пероксинитрит (нмоль/мг белка) |
71,91 ± 7,25 |
74,50 ± 8,54 |
47,2 ± 5,5* |
NO-глутатион (нмоль/мг белка) |
36,72 ± 2,58 |
34,55 ± 5,56 |
22,1 ± 1,58* |
NO-тирозин (нмоль/мг белка) |
3,19 ± 0,58 |
3,50 ± 0,97 |
3,41 ± 1,08 |
Активность аргиназы (мкмоль/мин∙мг белка) |
0,017 ± 0,002 |
0,015 ± 0,05 |
0,006 ± 0,005* |
Примечание: * – отличия достоверны от показателей группы контроля (К1).
Так, было отмечено статистически достоверное увеличение содержания NOх на 60 % (р < 0,05) относительно контрольных величин. Уровень цитотоксичного пероксинитрита и нитрозоглутатиона уменьшался. При прямом воздействии отмечено значительное снижение содержания нитроглутатиона на 66 % (р < 0,05), пероксинитрит снижался лишь на 34,3 % (р < 0,01). В то же время продукция нитротирозина в этих условиях не отличалась от контроля.
Выявленный нами дисбаланс в уровне изученных показателей может быть обусловлен нарушением активности основных ферментов их обмена (аргиназы и NO-синтазы). Что касается активности аргиназы, то она была снижена в опытной группе на 65 % (р < 0,05) относительно показателей контроля. Биохимическим механизмом, обеспечивающим снижение активности аргиназы, может являться необходимость борьбы с инфекционным процессом, имеющим место у этих пациенток. Из литературы известно, что одной из функций оксида азота является как прямое участие в борьбе с инфекцией, так и стимулирование иммунного ответа на неё, благодаря чему устанавливается своеобразная динамическая зависимость между факторами агрессии и защитными реакциями организма [1].
Заключение
В чрезвычайно широкий спектр биорегуляторного действия NO определенный вклад вносит свободнорадикальная природа этой молекулы, влияющей на баланс активных кислородных метаболитов в клетке и следовательно на характер кислородзависимых процессов. Среди биохимических механизмов, обеспечивающих возможность донашивания осложненной беременности при угрозе её прерывания, усилению образования NO несомненно принадлежит важное значение. Являясь кислородным радикалом, NO в то же время может тормозить развитие радикальных окислительных реакций, связываясь со свободными и входящими в состав гема ионами Fe2+, а также перехватывая радикалы RO2• [8]. В то же время недостаточная продукция NO приводит к возникновению внутриутробной гипоксии плода и к нарушению нормального развития последнего, а также адаптации его к внеутробному существованию [4].
Известно также, что определение уровня высокотоксичного пероксинитрита [2] может являться прогностическим критерием возникновения угрозы прерывания беременности (его повышение относительно нормальных величин).
Резюмируя полученные данные, можно констатировать тот факт, что концентрация производных оксида азота (пероксинитрита и NO-глутатиона) после воздействий информационными препаратами снижается, что свидетельствует об нормализующем их влиянии на изученные показатели свободнорадикальных процессов в сыворотке крови женщин с угрозой прерывания беременности, и, по-видимому, может дать возможность проведения дополнительного лечения данного осложнения беременности с использованием биорезонансной терапии до появления клинических признаков.