Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Predictable assessment of the effectiveness of economic processes ecologization in the Tyumen Region

Shagbanova C.F. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
Tyumen region occupies a leading position according to its level of economic development. Its sustainable development will provide a balanced solution of socio-economic objectives and environmental conservation problems for satisfying needs of present and future generations. The implementation of the transition to the way of sustainable development will require the formation of the new strategy, which should prove to be ecologically and economically balanced.
Tyumen region
environmental and economic stabilization

Тюменская область является промышленно развитым регионом и одной из самых крупных в мире кладовой природных запасов с характерными экологическими, экономическими и социальными проблемами. Территория ее составляет 1435,2 тыс. км2 с населением в 3404,7 тыс. человек.

Как и большинство регионов России, являясь одним из лидеров по уровню экономического развития, он предусматривает переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Реализация перехода на путь устойчивого развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной.

В этих условиях разработка теоретических основ эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния территории региона и развитие национальной экономики на основе мониторинга и диагностики реальных угроз, а также экономических, социальных, организационных и иных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, их локализацию и устранение, предупреждение наступления событий, представляющих угрозу безопасности, обладает высокой актуальностью.

Для экономической науки рассмотрение экономической деятельности в зависимости от экологической составляющей – относительно новое явление. Более того, текущий момент определяет превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития.

Проблемы обеспечения эколого-экономической стабилизации территории региона во всех ее аспектах привлекают все большее внимание ученых. Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпывающая.

В соответствии с существующими правовыми актами, основными субъектами обеспечения безопасности России являются различные органы, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, их состав подробно описан в работах. Кроме того, к субъектам стабилизации относятся граждане, общественные или иные организации и объединения, обладающие правами по обеспечению безопасности.

В качестве субъекта экологической стабилизации выступают индивидуум, общество, биосфера. В обеспечении эколого-экономической безопасности общества главная роль отводится государству.

Проблема содержания интересов требует более обстоятельного рассмотрения с точки зрения необходимости соблюдения в них экологического императива. М.М. Гузев отмечает, что нет оснований для постановки вопроса о новой категории «эколого-экономические интересы»; есть экономические интересы людей, их социальных объединений, общества в целом, обусловленные соответствующими материальными потребностями, есть экологизация материальных потребностей, выражающаяся в объективной необходимости нормальных природных условий воспроизводства и бытия человека и общества; есть экологизация экономических отношений общества, проявляемая, прежде всего в согласовании хозяйственной практики с требованиями законов природы и естественных процессов; есть экологическая ориентированность экономических интересов, проявляющаяся в стремлении иметь полный набор не только чисто экономических условий существования и развития, но и условий, связанных с благополучным состоянием окружающей природной среды.

pic_45.wmf

Классификация эколого-экономических интересов

Такое усложнение содержания экономических интересов не ведет к изменению их объективной основы, но меняются направленность, условия и механизм их реализации. Создаются определенные предпосылки для реализации экологически ориентированных интересов с помощью рыночных механизмов.

Экологическая ориентированность интересов лишь означает, что при производстве материальных и нематериальных благ и удовлетворении своих потребностей люди вступают в отношения не только с самой природой, но и между собой по поводу природных ресурсов и окружающей среды. При этом они задаются вопросами не только удовлетворения материальных потребностей, но и вопросом, как производство данных благ повлияло и повлияет на естественные условия нашей жизнедеятельности, т.е. на качество окружающей среды, и как это скажется на естественных условиях жизнеобитания потомков. И эта экологическая ориентированность интересов в конце ХХ века объективно, в силу изложенных нами ранее обстоятельств, усиливается; экологически здоровая среда обитания выступает в настоящее время важнейшим условием функционирования и реализации интересов.

Отсюда важно, чтобы люди осознали как можно более полно свои интересы, а в свете экологических проблем и угроз – свои экологически ориентированные экономические интересы.

Самые насущные, острые проблемы эколого-экономической безопасности связаны с определенной территорией. Территория сегодня не только место размещения предприятий, но и сложный организм с присущими ей экономическими, социальными и экологическими функциями и задачами. Любая территория местного, регионального, национального или глобального масштаба и уровня является, по существу, «эколого-экономической системой», где возникают экологические и экономические интересы. Экономической основой региональных эколого-экономических интересов является собственность на природные богатства, характеризующая достояние народов, проживающих на данной территории, а экологической основой – целостность экосистем региона.

При формировании и дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма природопользования необходимо опираться на согласование эколого-экономических интересов и разрешение противоречий между ними, поскольку основные последствия деградации окружающей природной среды проявляются в пределах конкретной территории, то совершенствование методики формирования природоохранной стратегии должно происходить с учетом территориальных особенностей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора оптимальной природоохранной стратегии территории.

Нарастание глобальных угроз вместе с прогрессом современного общества, неустойчивость и разнонаправленность экономической, социальной и экологической составляющих развития настоятельно требуют выработки такой стратегии национальной стабилизации, которая позволила бы совместить политические, экономические, ресурсные и другие нужды страны с требованиями всестороннего экологического оздоровления.

Для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, построенной на новой теоретической основе, на новом комплексе знаний. По существу, речь идет о переходе к принципиально новому качеству эколого-экономической стабилизации – сбалансированному эколого-экономическому развитию территории регионов. Исходя из этого, развитие теории и практики системного обеспечения стабилизации и, особенно, на мезоуровне экономики приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение.

Стремительно растущий интерес к проблемам обеспечения эколого-экономической стабилизации, а также дефицит научных знаний в области методологии, методики и практики создания не только органов и средств защиты от опасностей, но и механизма изменения деятельности с целью создания новых возможностей развития, существенно уменьшающих угрозы, определили актуальность работы.

Современный развивающийся эколого-экономический кризис требует построения новых подходов к решению возникающих проблем. Если ранее исследования экономического развития осуществлялись в плоскости «социально-экономическое»,то текущая ситуация требует пространственного подхода, т.е. подразумевает трехмерность исследований: экономическое, экологическое и социальное. Такой подход позволяет интерпретировать задачу в новом качестве и получить ряд важных выводов.

Когда вопросы эколого-экономической стабилизации становятся приоритетными, возникает необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической стабилизации.

Но теория эколого-экономической стабилизации по-прежнему является недостаточно разработанной в части понятийного аппарата, касающегося категории «эколого-экономическая стабилизация», «эколого-экономическая сбалансированность». В связи с этим работа имеет большую теоретическую и практическую значимость.

Эколого-экономическая сбалансированность территории – согласованность экологических и экономических параметров функционирования хозяйствующих субъектов, расположенных на данной территории, обеспечивающая как сохранение и восстановление (самовосстановление) состояния окружающей природной среды, так и определенный уровень социально-экономического развития территории.

Эколого-экономическая стабилизация – процесс достижения сбалансированного эколого-экономического развития территории, обязательной процедурой которого является комплексная социо-эколого-экономическая оценка, ведущим к гармонизации производительных сил, обеспечению удовлетворения необходимых потребностей всех членов общества при условии сохранения и поэтапного воспроизводства целостности природной среды, создания возможностей для равновесия между его потенциалом и потребностями людей всех поколений.

Основные проблемы, возникающие при определении общих подходов и принципов при проведении социо-эколого-экономической оценки связаны с обеспечением комплексности, предполагающей включение в процесс оценки экологической императивы, позволяющей заблаговременно учитывать и предупреждать неблагоприятные тенденции, возникающие в социальной и экономической сферах региона. В процессе сбора и обработки материала в данном направлении выявлен ряд особенностей и проблемных моментов, связанных с оценкой эколого-экономического состояния территорий: многогранность и междисциплинарность проблемы; проявление интереса к проблеме со стороны науки, что свидетельствует об актуальности темы исследования; большое количество различного рода подходов к оценке на различных уровнях и для различных целей; отсутствие или игнорирование в методах оценки экологической составляющей; слабость информационного обеспечения систем управления, ведущая к принятию неграмотных и неэффективных решений в области природопользования и охраны окружающей природной среды; отсутствие комплексной методики экономической оценки социально-экологического развития региона, основанной на принципах устойчивого развития.

Существующие нормативно-методические указания и критерии, используемые при осуществлении комплексной оценки носят временный характер и требуют серьезных переработок и апробаций, поскольку не учитывают принцип взаимовлияния и взаимосвязи социально-экономического и экологического развития территорий, что противоречит Концепции устойчивого развития. В связи с этим необходимо уточнение методологических основ комплексной оценки социо-эколого-экономической системы и выделения блоков показателей для анализа социального, экономического и экологического состояния территорий. В работе представлены авторские рекомендации, направленные на устранение этого недостатка.

Выявленная взаимосвязь между состоянием окружающей природной среды и здоровьем населения, предполагает разработку первоочередных мер по ликвидации экологического беспорядка в регионе, обеспечение экологической безопасности республики, государственной поддержки общественного экологического движения, разработки государственной программы «Экология и здоровье человека» и других мероприятий, которые позволят достичь качества жизни населения на уровне развитых стран, посредством обеспечения чистоты среды обитания, экологически чистыми продуктами питания, питьевой водой и т.д.

Критерии эколого-экономической оценки, которые могут стать основой для выбора направления эколого-экономической стабилизации территорий в настоящее время определены не в полной мере, нет единой схемы проведения подобной оценки. Исходя из этого вывода, был разработан алгоритм, описывающий порядок проведения оценки социо-эколого-экономического состояния территорий, разбивающий проведение этого процесса на три стадии.

Необходимость проведения мониторинга окружающей природной среды в российских условиях определяется рядом важных факторов, как общеэкономического масштаба, так и уровня отдельного хозяйствующего субъекта. Осуществление процесса мониторинга, при этом, необходимо ориентировать на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях. Мониторинг должен включать регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности, а также объединяющие диагностику (оценку текущего), генезис (оценку прошлого) и прогноз (оценку будущего) состояния исследуемых объектов.