Тюменская область является промышленно развитым регионом и одной из самых крупных в мире кладовой природных запасов с характерными экологическими, экономическими и социальными проблемами. Территория ее составляет 1435,2 тыс. км2 с населением в 3404,7 тыс. человек.
Как и большинство регионов России, являясь одним из лидеров по уровню экономического развития, он предусматривает переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.
Реализация перехода на путь устойчивого развития потребует в дальнейшем формирования новой стратегии, которая оказалась бы экологически и экономически сбалансированной.
В этих условиях разработка теоретических основ эффективного обеспечения эколого-экономической стабилизации состояния территории региона и развитие национальной экономики на основе мониторинга и диагностики реальных угроз, а также экономических, социальных, организационных и иных мер, направленных на преодоление негативных тенденций, их локализацию и устранение, предупреждение наступления событий, представляющих угрозу безопасности, обладает высокой актуальностью.
Для экономической науки рассмотрение экономической деятельности в зависимости от экологической составляющей – относительно новое явление. Более того, текущий момент определяет превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития.
Проблемы обеспечения эколого-экономической стабилизации территории региона во всех ее аспектах привлекают все большее внимание ученых. Тем не менее, несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, ее научная разработанность далеко не исчерпывающая.
В соответствии с существующими правовыми актами, основными субъектами обеспечения безопасности России являются различные органы, которые в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, их состав подробно описан в работах. Кроме того, к субъектам стабилизации относятся граждане, общественные или иные организации и объединения, обладающие правами по обеспечению безопасности.
В качестве субъекта экологической стабилизации выступают индивидуум, общество, биосфера. В обеспечении эколого-экономической безопасности общества главная роль отводится государству.
Проблема содержания интересов требует более обстоятельного рассмотрения с точки зрения необходимости соблюдения в них экологического императива. М.М. Гузев отмечает, что нет оснований для постановки вопроса о новой категории «эколого-экономические интересы»; есть экономические интересы людей, их социальных объединений, общества в целом, обусловленные соответствующими материальными потребностями, есть экологизация материальных потребностей, выражающаяся в объективной необходимости нормальных природных условий воспроизводства и бытия человека и общества; есть экологизация экономических отношений общества, проявляемая, прежде всего в согласовании хозяйственной практики с требованиями законов природы и естественных процессов; есть экологическая ориентированность экономических интересов, проявляющаяся в стремлении иметь полный набор не только чисто экономических условий существования и развития, но и условий, связанных с благополучным состоянием окружающей природной среды.
Классификация эколого-экономических интересов
Такое усложнение содержания экономических интересов не ведет к изменению их объективной основы, но меняются направленность, условия и механизм их реализации. Создаются определенные предпосылки для реализации экологически ориентированных интересов с помощью рыночных механизмов.
Экологическая ориентированность интересов лишь означает, что при производстве материальных и нематериальных благ и удовлетворении своих потребностей люди вступают в отношения не только с самой природой, но и между собой по поводу природных ресурсов и окружающей среды. При этом они задаются вопросами не только удовлетворения материальных потребностей, но и вопросом, как производство данных благ повлияло и повлияет на естественные условия нашей жизнедеятельности, т.е. на качество окружающей среды, и как это скажется на естественных условиях жизнеобитания потомков. И эта экологическая ориентированность интересов в конце ХХ века объективно, в силу изложенных нами ранее обстоятельств, усиливается; экологически здоровая среда обитания выступает в настоящее время важнейшим условием функционирования и реализации интересов.
Отсюда важно, чтобы люди осознали как можно более полно свои интересы, а в свете экологических проблем и угроз – свои экологически ориентированные экономические интересы.
Самые насущные, острые проблемы эколого-экономической безопасности связаны с определенной территорией. Территория сегодня не только место размещения предприятий, но и сложный организм с присущими ей экономическими, социальными и экологическими функциями и задачами. Любая территория местного, регионального, национального или глобального масштаба и уровня является, по существу, «эколого-экономической системой», где возникают экологические и экономические интересы. Экономической основой региональных эколого-экономических интересов является собственность на природные богатства, характеризующая достояние народов, проживающих на данной территории, а экологической основой – целостность экосистем региона.
При формировании и дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма природопользования необходимо опираться на согласование эколого-экономических интересов и разрешение противоречий между ними, поскольку основные последствия деградации окружающей природной среды проявляются в пределах конкретной территории, то совершенствование методики формирования природоохранной стратегии должно происходить с учетом территориальных особенностей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора оптимальной природоохранной стратегии территории.
Нарастание глобальных угроз вместе с прогрессом современного общества, неустойчивость и разнонаправленность экономической, социальной и экологической составляющих развития настоятельно требуют выработки такой стратегии национальной стабилизации, которая позволила бы совместить политические, экономические, ресурсные и другие нужды страны с требованиями всестороннего экологического оздоровления.
Для преодоления экологического кризиса и успешного практического решения возникших экологических проблем необходим переход к новой идеологии, построенной на новой теоретической основе, на новом комплексе знаний. По существу, речь идет о переходе к принципиально новому качеству эколого-экономической стабилизации – сбалансированному эколого-экономическому развитию территории регионов. Исходя из этого, развитие теории и практики системного обеспечения стабилизации и, особенно, на мезоуровне экономики приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение.
Стремительно растущий интерес к проблемам обеспечения эколого-экономической стабилизации, а также дефицит научных знаний в области методологии, методики и практики создания не только органов и средств защиты от опасностей, но и механизма изменения деятельности с целью создания новых возможностей развития, существенно уменьшающих угрозы, определили актуальность работы.
Современный развивающийся эколого-экономический кризис требует построения новых подходов к решению возникающих проблем. Если ранее исследования экономического развития осуществлялись в плоскости «социально-экономическое»,то текущая ситуация требует пространственного подхода, т.е. подразумевает трехмерность исследований: экономическое, экологическое и социальное. Такой подход позволяет интерпретировать задачу в новом качестве и получить ряд важных выводов.
Когда вопросы эколого-экономической стабилизации становятся приоритетными, возникает необходимость всестороннего анализа взаимодействия экологического, экономического и социального факторов общественного развития, исследования глубинных эколого-экономических процессов и разработки на этой основе теоретических и практических принципов стратегии эколого-экономической стабилизации.
Но теория эколого-экономической стабилизации по-прежнему является недостаточно разработанной в части понятийного аппарата, касающегося категории «эколого-экономическая стабилизация», «эколого-экономическая сбалансированность». В связи с этим работа имеет большую теоретическую и практическую значимость.
Эколого-экономическая сбалансированность территории – согласованность экологических и экономических параметров функционирования хозяйствующих субъектов, расположенных на данной территории, обеспечивающая как сохранение и восстановление (самовосстановление) состояния окружающей природной среды, так и определенный уровень социально-экономического развития территории.
Эколого-экономическая стабилизация – процесс достижения сбалансированного эколого-экономического развития территории, обязательной процедурой которого является комплексная социо-эколого-экономическая оценка, ведущим к гармонизации производительных сил, обеспечению удовлетворения необходимых потребностей всех членов общества при условии сохранения и поэтапного воспроизводства целостности природной среды, создания возможностей для равновесия между его потенциалом и потребностями людей всех поколений.
Основные проблемы, возникающие при определении общих подходов и принципов при проведении социо-эколого-экономической оценки связаны с обеспечением комплексности, предполагающей включение в процесс оценки экологической императивы, позволяющей заблаговременно учитывать и предупреждать неблагоприятные тенденции, возникающие в социальной и экономической сферах региона. В процессе сбора и обработки материала в данном направлении выявлен ряд особенностей и проблемных моментов, связанных с оценкой эколого-экономического состояния территорий: многогранность и междисциплинарность проблемы; проявление интереса к проблеме со стороны науки, что свидетельствует об актуальности темы исследования; большое количество различного рода подходов к оценке на различных уровнях и для различных целей; отсутствие или игнорирование в методах оценки экологической составляющей; слабость информационного обеспечения систем управления, ведущая к принятию неграмотных и неэффективных решений в области природопользования и охраны окружающей природной среды; отсутствие комплексной методики экономической оценки социально-экологического развития региона, основанной на принципах устойчивого развития.
Существующие нормативно-методические указания и критерии, используемые при осуществлении комплексной оценки носят временный характер и требуют серьезных переработок и апробаций, поскольку не учитывают принцип взаимовлияния и взаимосвязи социально-экономического и экологического развития территорий, что противоречит Концепции устойчивого развития. В связи с этим необходимо уточнение методологических основ комплексной оценки социо-эколого-экономической системы и выделения блоков показателей для анализа социального, экономического и экологического состояния территорий. В работе представлены авторские рекомендации, направленные на устранение этого недостатка.
Выявленная взаимосвязь между состоянием окружающей природной среды и здоровьем населения, предполагает разработку первоочередных мер по ликвидации экологического беспорядка в регионе, обеспечение экологической безопасности республики, государственной поддержки общественного экологического движения, разработки государственной программы «Экология и здоровье человека» и других мероприятий, которые позволят достичь качества жизни населения на уровне развитых стран, посредством обеспечения чистоты среды обитания, экологически чистыми продуктами питания, питьевой водой и т.д.
Критерии эколого-экономической оценки, которые могут стать основой для выбора направления эколого-экономической стабилизации территорий в настоящее время определены не в полной мере, нет единой схемы проведения подобной оценки. Исходя из этого вывода, был разработан алгоритм, описывающий порядок проведения оценки социо-эколого-экономического состояния территорий, разбивающий проведение этого процесса на три стадии.
Необходимость проведения мониторинга окружающей природной среды в российских условиях определяется рядом важных факторов, как общеэкономического масштаба, так и уровня отдельного хозяйствующего субъекта. Осуществление процесса мониторинга, при этом, необходимо ориентировать на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях. Мониторинг должен включать регулярные, выполняемые по заданной программе, наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности, а также объединяющие диагностику (оценку текущего), генезис (оценку прошлого) и прогноз (оценку будущего) состояния исследуемых объектов.