Есть свои радости в каждом виде творчества: все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.
Оноре Бальзак
Откровенный разговор о секретах мастерства, позволяет глубже понять основы художественной культуры, понимания искусства, решить проблемы и в учебе и в творчестве. И это обстоятельство, вполне естественное и объяснимое, возможно, вызовет со стороны некоторых теоретиков и практиков современного искусства сомнения в справедливости тех или иных положений и выводов автора.
Пройдя такую школу мастерства, опыта на коптильно-маринадном комбинате (сграффито «Рыбацкий промысел» длиной в 47 м, фриз начиная с картона 8 до завершения в цвете, с педагогами-художниками Ш.Ш. Шахмардановым, Д. Велибековым), уделяя внимание каждому фрагменту и в целом произведению, мы можем значительно минимизировать расследование (или иного) таинства, что дает возможности самому соединить разрозненные впечатления, намеки и коды (подсказки) художника.
Заметки эти носят, несомненно, субъективный характер. Но сейчас по прошествии 30 лет это вдохновение способами познавательной, побудительной деятельности – позволили будущему специалисту и самому передавать, научить видеть и сформировать у студентов бережное отношение к культурному наследию прошлого и настоящего. Например:
1. Роспись биокорпуса в Дагестанском государственном университете;
2. Развлекательный центр «Вирус», скрипичный ключ-интерпретация, «кодирование» закона взаимодействия искусства, ее передача через условность, прямо на практике в росписи, позволил восхищаться творческим чутьём молодых.
Здесь и содержание, информация и эстетическая оценка, и масштабность и т.д., т.е. все законы и приемы решения интерьера в синтезе искусств. Пространственное восприятие через три вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную, т. е. студенты становятся способными оперировать компонентами картинного и пространственного восприятия в зависимости от поставленной художественной задачи.
Возникает заинтересованность в достоверности той информации, которую мы получили от искусства мастеров. Разумеется, что жизненное содержание этой информации не сводится к факту одной лишь грубо осязаемой предметности.
Раскрыть интересные детали композиции – наша задача как логико-художественного начала. Попробовать структурировать линиями композиции, выступить в роли реаниматора лучших обозначенных тенденций в проблеме восприятия композиционных связей в процессе художественного творчества.
Схема в виде простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т. д.) способы упростить, систематизировать, уяснить композицию для зрителя, почитателя искусства – вот наша логика восприятия и анализа произведения искусства.
Рассмотреть и проанализировать эти изображения чрезвычайно полезно в процессе обучения композиционным построениям.
Побудительный мотив исследования национальных традиций в эмоциональном отклике, позволит идти в ногу со временем, быть актуальным, обеспечивая фундаментальность креативного образования.
Базироваться на примерах далеких предков вполне естественно и объяснимо. Логическая система доказательств привносит свои понятия и методы в анализ художественного творчества, воспитание вкуса и интуиции у студентов, способность ощутить сердцем саму ее суть произведения, то есть по принципу «Золотое сечение» – точным «глазом». Ведь посыл и импульс художника оставляет в любом произведении много индивидуального, закодированного, своих «следов». А какова радость студента, почитателя, исследователя – открыть средства, возможности и результат.
Воздействие искусства – параллель в восприятии композиции, основных направлений линий.
Наша задача заложить фундамент – «чтоб глаз постигал», а не слепо констатировал атрибуцию тех или иных произведений искусства.
И насколько удачно это оперированное средствами композиции, направленное на воплощение художественного образа, зависит развитие художественного восприятия студентов.
Постепенное освоение продуманной системы композиции, выявление отношения пространства и образа в архитектуре, мы наблюдаем на фиксации и расшифровке сельского зодчества в дагестанском селении Великент. Это народная форма работы с пространством. Потоки профессиональной состоятельности, синтеза искусств, в которой используется принцип сознательного стремления собрать в композиции, цвете, какие-то знаки, элементы, частные приемы- так студенты осваивают методы построения произведения, так и его соотношение с окружающей средой.
Традиционное зодчество через позицию зрителя наблюдателя связано с утверждением локальных ценностей.
Необычно собранная композиция с элементами в стиле модерна, включает вдохновение и фантазию, характеризуя творчество, определяет виртуальность объемную и объемно-пространственную. Легкая, волнообразная линия – вот что глубоко воздействует и определяет впечатление, территориальный императив, житейскую коммуникацию, семантику. Духовная субстанция мерцания в световоздушной среде рождает ощущение цельности, фиксацию определенного ландшафта.
Рассматривая народные промыслы в Дагестане, мы приходим к выводу, что они регионально обособлены и, тем не менее, отличаются взаимопроникновенностью.
Мы акцентируем внимание на значимость и разнообразие инвариантных сопоставлений художественных особенностей.
Итак, язык пространства, как неотъемлемое качество всех искусств формирующих среду.
Свобода формообразования, основанная на экспериментальном характере исходящей быть может и из архаических форм, несомненно приведет к созданию разных произведений, в которых умелое применение декоративности, подчеркнутой пластики или насыщенности цвета будут способствовать оживлению внутренней атмосферы городской среды.
Основные художественные и эстетические черты и особенности традиционных форм народного искусства, которые тесно сопряжены между собою и дают обширный материал для выявления синкретичности дагестанской художественной культуры.
Эти характерные черты мы видели в особенной строгости и немногословности решений с введением лаконичного орнамента. Мы подчеркнули и проанализировали характерные черты орнамента, присущие именно дагестанской народной культуре.
Для Дагестана характерна исключительно богатая вариантность орнаментальных решений, никогда не повторяющихся свободно-импровизационных композиций.
Для резьбы по камню и дереву характерны богатство орнаментального строя и большая обобщённость пластики с объемным выявлением декоративных возможностей, заложенных в орнаментальных формах, что отличает дагестанскую резьбу, как более пластичную по сравнению, например, со среднеазиатской сквозной резьбой по ганчу, более плоскостной по своим плановым членениям.
Мы отмечали хорошее чувство, отличающее кавказско-горское монументально-декоративное искусство, – искусство не заимствованное, а исконно свое, соответствующее характеру горцев и основанное на формах лаконичных, простых и выразительных, например, оптимальное решение выхода фундамента из горного грунта как великолепное решение коммуникативных задач, или использование фактуры и свойства рельефного орнамента для выразительного эффекта подвижной светотени в разное время суток.
В «Синтезе искусств» – дисциплина в которой рассмотрен целый ряд особенностей решения интерьера с включением декоративной керамики, резьбы, фактуры саманное «мазанки» на основе традиционных узоров и схем их расположения.
Для дагестанского интерьера характерно использование звучного глубокого цвета в окраске стен, констатирующего с предметами народной утвари.
Цел нашей работы в том, чтобы призвать художников к углубленно-творческому понимаю эстетической сущности национальной художественной традиции, что поможет им в достижении подлинно органического единства в синтезе искусств.
Уже не отдельные традиционные элементы служат в роли носителей национальной специфики, а решается проблема использования пластических возможностей формообразования, орнаментального декора на объектах. Значит, кульминацией творческих усилий дизайнеров становится синтез искусств, и монументальные работы превращаются в носителей широких историко-культурных ассоциаций. В них реализуются живые потенции декоративного прошлого. Этот процесс синтеза ведет к тому, что орнаментальность связана отныне не только с бытовыми изделиями и украшениями, но и с монументально-декоративными композициями, получившими значительное распространение в интерьерах и экстерьерах. Мы наблюдаем единство современного и традиционных начал в синтезе искусств. Возникает уже более четкое решение пластических и тематических задач синтеза монументального искусства с традициями монументальных форм в самых художественных традициях. И этот синтез направлен прежде всего на актуализацию и глубокое переосмысление всего сложного комплекса народного искусства в интересах общекультурных и профессиональных задач художественной жизни Дагестана.
Произошло рождение стилевого многообразия художественных решений в синтезе искусств, в котором существуют емкие и яркие примеры органической связи произведений художников с народной традицией. И вместе с тем эта связь не лишает современное профессиональное искусство его современности, широких связей со всем многонациональным искусством и не ограничивает творческого размаха и начинаний, эксперимента и новаторства, которые тормозили в определенной мере собственное дальнейшее развитие этих форм.