Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

LANGUAGE OF SPACE OF THE MOUNTAIN HOUSE: THE COMPOSITION AND SEMANTICS

Amirbekov A.S. 1
1 Is art-graphic faculty of the Dagestan state pedagogical university
The resume: In article problems of synthesis of arts in creativity of the Dagestan artists, the basic art and esthetic lines of traditional forms of the folk art, giving an extensive material for formation and development of modern art culture of Dagestan are considered.
synthesis of arts
a heritage of domestic culture
national art traditions
monumental and decoration art

Есть свои радости в каждом виде творчества: все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.

Оноре Бальзак

Откровенный разговор о секретах мастерства, позволяет глубже понять основы художественной культуры, понимания искусства, решить проблемы и в учебе и в творчестве. И это обстоятельство, вполне естественное и объяснимое, возможно, вызовет со стороны некоторых теоретиков и практиков современного искусства сомнения в справедливости тех или иных положений и выводов автора.

Пройдя такую школу мастерства, опыта на коптильно-маринадном комбинате (сграффито «Рыбацкий промысел» длиной в 47 м, фриз начиная с картона 8 до завершения в цвете, с педагогами-художниками Ш.Ш. Шахмардановым, Д. Велибековым), уделяя внимание каждому фрагменту и в целом произведению, мы можем значительно минимизировать расследование (или иного) таинства, что дает возможности самому соединить разрозненные впечатления, намеки и коды (подсказки) художника.

Заметки эти носят, несомненно, субъективный характер. Но сейчас по прошествии 30 лет это вдохновение способами познавательной, побудительной деятельности – позволили будущему специалисту и самому передавать, научить видеть и сформировать у студентов бережное отношение к культурному наследию прошлого и настоящего. Например:

1. Роспись биокорпуса в Дагестанском государственном университете;

2. Развлекательный центр «Вирус», скрипичный ключ-интерпретация, «кодирование» закона взаимодействия искусства, ее передача через условность, прямо на практике в росписи, позволил восхищаться творческим чутьём молодых.

Здесь и содержание, информация и эстетическая оценка, и масштабность и т.д., т.е. все законы и приемы решения интерьера в синтезе искусств. Пространственное восприятие через три вида композиции: фронтальную, объемную, объемно-пространственную, т. е. студенты становятся способными оперировать компонентами картинного и пространственного восприятия в зависимости от поставленной художественной задачи.

Возникает заинтересованность в достоверности той информации, которую мы получили от искусства мастеров. Разумеется, что жизненное содержание этой информации не сводится к факту одной лишь грубо осязаемой предметности.

Раскрыть интересные детали композиции – наша задача как логико-художественного начала. Попробовать структурировать линиями композиции, выступить в роли реаниматора лучших обозначенных тенденций в проблеме восприятия композиционных связей в процессе художественного творчества.

Схема в виде простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг и т. д.) способы упростить, систематизировать, уяснить композицию для зрителя, почитателя искусства – вот наша логика восприятия и анализа произведения искусства.

Рассмотреть и проанализировать эти изображения чрезвычайно полезно в процессе обучения композиционным построениям.

Побудительный мотив исследования национальных традиций в эмоциональном отклике, позволит идти в ногу со временем, быть актуальным, обеспечивая фундаментальность креативного образования.

Базироваться на примерах далеких предков вполне естественно и объяснимо. Логическая система доказательств привносит свои понятия и методы в анализ художественного творчества, воспитание вкуса и интуиции у студентов, способность ощутить сердцем саму ее суть произведения, то есть по принципу «Золотое сечение» – точным «глазом». Ведь посыл и импульс художника оставляет в любом произведении много индивидуального, закодированного, своих «следов». А какова радость студента, почитателя, исследователя – открыть средства, возможности и результат.

Воздействие искусства – параллель в восприятии композиции, основных направлений линий.

Наша задача заложить фундамент – «чтоб глаз постигал», а не слепо констатировал атрибуцию тех или иных произведений искусства.

И насколько удачно это оперированное средствами композиции, направленное на воплощение художественного образа, зависит развитие художественного восприятия студентов.

Постепенное освоение продуманной системы композиции, выявление отношения пространства и образа в архитектуре, мы наблюдаем на фиксации и расшифровке сельского зодчества в дагестанском селении Великент. Это народная форма работы с пространством. Потоки профессиональной состоятельности, синтеза искусств, в которой используется принцип сознательного стремления собрать в композиции, цвете, какие-то знаки, элементы, частные приемы- так студенты осваивают методы построения произведения, так и его соотношение с окружающей средой.

Традиционное зодчество через позицию зрителя наблюдателя связано с утверждением локальных ценностей.

Необычно собранная композиция с элементами в стиле модерна, включает вдохновение и фантазию, характеризуя творчество, определяет виртуальность объемную и объемно-пространственную. Легкая, волнообразная линия – вот что глубоко воздействует и определяет впечатление, территориальный императив, житейскую коммуникацию, семантику. Духовная субстанция мерцания в световоздушной среде рождает ощущение цельности, фиксацию определенного ландшафта.

Рассматривая народные промыслы в Дагестане, мы приходим к выводу, что они регионально обособлены и, тем не менее, отличаются взаимопроникновенностью.

Мы акцентируем внимание на значимость и разнообразие инвариантных сопоставлений художественных особенностей.

Итак, язык пространства, как неотъемлемое качество всех искусств формирующих среду.

Свобода формообразования, основанная на экспериментальном характере исходящей быть может и из архаических форм, несомненно приведет к созданию разных произведений, в которых умелое применение декоративности, подчеркнутой пластики или насыщенности цвета будут способствовать оживлению внутренней атмосферы городской среды.

Основные художественные и эстетические черты и особенности традиционных форм народного искусства, которые тесно сопряжены между собою и дают обширный материал для выявления синкретичности дагестанской художественной культуры.

Эти характерные черты мы видели в особенной строгости и немногословности решений с введением лаконичного орнамента. Мы подчеркнули и проанализировали характерные черты орнамента, присущие именно дагестанской народной культуре.

Для Дагестана характерна исключительно богатая вариантность орнаментальных решений, никогда не повторяющихся свободно-импровизационных композиций.

Для резьбы по камню и дереву характерны богатство орнаментального строя и большая обобщённость пластики с объемным выявлением декоративных возможностей, заложенных в орнаментальных формах, что отличает дагестанскую резьбу, как более пластичную по сравнению, например, со среднеазиатской сквозной резьбой по ганчу, более плоскостной по своим плановым членениям.

Мы отмечали хорошее чувство, отличающее кавказско-горское монументально-декоративное искусство, – искусство не заимствованное, а исконно свое, соответствующее характеру горцев и основанное на формах лаконичных, простых и выразительных, например, оптимальное решение выхода фундамента из горного грунта как великолепное решение коммуникативных задач, или использование фактуры и свойства рельефного орнамента для выразительного эффекта подвижной светотени в разное время суток.

В «Синтезе искусств» – дисциплина в которой рассмотрен целый ряд особенностей решения интерьера с включением декоративной керамики, резьбы, фактуры саманное «мазанки» на основе традиционных узоров и схем их расположения.

Для дагестанского интерьера характерно использование звучного глубокого цвета в окраске стен, констатирующего с предметами народной утвари.

Цел нашей работы в том, чтобы призвать художников к углубленно-творческому понимаю эстетической сущности национальной художественной традиции, что поможет им в достижении подлинно органического единства в синтезе искусств.

Уже не отдельные традиционные элементы служат в роли носителей национальной специфики, а решается проблема использования пластических возможностей формообразования, орнаментального декора на объектах. Значит, кульминацией творческих усилий дизайнеров становится синтез искусств, и монументальные работы превращаются в носителей широких историко-культурных ассоциаций. В них реализуются живые потенции декоративного прошлого. Этот процесс синтеза ведет к тому, что орнаментальность связана отныне не только с бытовыми изделиями и украшениями, но и с монументально-декоративными композициями, получившими значительное распространение в интерьерах и экстерьерах. Мы наблюдаем единство современного и традиционных начал в синтезе искусств. Возникает уже более четкое решение пластических и тематических задач синтеза монументального искусства с традициями монументальных форм в самых художественных традициях. И этот синтез направлен прежде всего на актуализацию и глубокое переосмысление всего сложного комплекса народного искусства в интересах общекультурных и профессиональных задач художественной жизни Дагестана.

Произошло рождение стилевого многообразия художественных решений в синтезе искусств, в котором существуют емкие и яркие примеры органической связи произведений художников с народной традицией. И вместе с тем эта связь не лишает современное профессиональное искусство его современности, широких связей со всем многонациональным искусством и не ограничивает творческого размаха и начинаний, эксперимента и новаторства, которые тормозили в определенной мере собственное дальнейшее развитие этих форм.