В настоящее время происходят принципиальные изменения в функциональных обязанностях провизора. Расширение номенклатуры безрецептурных препаратов, значительное увеличение доли готовых лекарственных форм, развитие концепции самолечения (ответственного самолечения) приводят к тому, что все большее место в профессиональной деятельности специалиста приобретает консультативно-информационная работа не только для врачей, но и для населения [1, 2, 3, 4, 5].
Цель исследования. Показать необходимость подготовки клинического провизора в образовательном процессе студентов фармацевтических факультетов.
Методы исследования. Анализ основных литературных данных.
Результаты исследования и их обсуждение. При подготовке клинического провизора следует учитывать несколько факторов, в первую очередь должна быть квалифицированная консультация пациентов (препараты безрецептурного отпуска), врачей, медицинских сестер по условиям рационального применения лекарств: времени приема, сочетанию с пищей и с другими препаратами, правильному хранению, выбору лекарственной формы, правилам использования новых лекарственных форм.
Клинический провизор должен быть знаком этиологией, клиническими симптомами наиболее значимых заболеваний в медицинской практике. Этот специалист должен знать основные виды медицинской документации, уметь анализировать и интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациентов.
Клинический провизор, работающий в многопрофильном стационаре, осуществляет заказ и составляет план по закупке лекарственных препаратов. Эти мероприятия должны проводиться совместно с ведущими специалистами – врачами. Задачами провизора, работающего в стационаре, является оптимизация лекарственной терапии у больного: выбор направления фармакотерапии, выбор наиболее эффективных лекарственных препаратов в каждой фармакологической группе с учетом особенностей их фармакокинетики и фармакодинамики, взаимодействия с одновременно или ранее назначавшимися лекарственными препаратами, а также должен проводиться и учет цен на препараты. Клинический провизор консультирует врача и больного по вопросам рациональной лекарственной терапии, осуществляет лекарственный мониторинг, информирует врачей об особенностях фармакодинамики и фармакокинетики новых лекарственных средств, поступающих в аптечную сеть, совместно с врачом осуществляет рациональную замену при отсутствии препарата. Знание современных классификаций лекарственных средств, которые преподаются на кафедрах клинической фармакологии, является неотъемлемым базисом при подготовке клинического провизора. В целом, специальность провизора подразумевает знание не только медицинских и фармакологических дисциплин, но также основ экономики и маркетинга.
Выводы. Подготовка специалиста клинического провизора приобрела особую актуальность в наше время и должна учитываться при составлении планов обучения и выпуска специалистов для органов здравоохранения.