Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1

Гуманность – неотъемлемое нравственное качество медицинского работника… Такая очевидная фраза! Что выражает «это» понятие в нашу время, в эпоху девальвации нравственных ценностей, в эпоху духовного кризиса общества? Что такое гуманизм? Как соотносится гуманизм и современная медицинская деонтология?

Сам термин «гуманизм» был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. «Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей». Такое определение дает всем известная интернет-энциклопедия «Википедия».

Гуманизм – это рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом человека [1]. Гуманизм – человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Современное понятие гуманизма есть праксеологический срез «очеловечивания», связанный со всей совокупностью общекультурных, образовательных, просветительских и «социализаторских» основ общества. Гуманизм в медицине – это уважение к личности через милосердие и сострадание! Так мы выходим на новый модус понимания гуманизма как сущестного аспекта личности, где доминирует нравственная, духовная составляющая.

Нравственное, гуманистическое сознание не мыслимо без понятия «долг». Моральный долг означает, что личность, осознав необходимость определенных действий, совершает поступок, посредством которого реализуются добровольно взятые на себя обязанности. Долг – это осознание своей ответственности, это превращение требований нравственности, в равной мере относящиеся ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица применительно к его положению, в которой он находится. Долг – это всегда осознанное действие, это высокая степень морального сознания. Классический пример в литературе, выражающий «профессиональный медицинский долг» – это персонаж романа Ю. Германа «Дорогой мой человек». Главный герой, доктор Устименко не ищет легких путей, он делает свой выбор – бескорыстно служить людям, для этого он жертвует карьерой, расстается с любимой женщиной. Его жизнь подчинена моральному долгу перед обществом. Он не терпит лицемерия, пошлости, цинизма. Долг врача зовет его в самое пекло военных действий, в очаг эпидемии, в далекий провинциальный городок, туда, где его ждут, где он нужен.

Учение о долге – деонтология. Термин «деонтология» предложен английским философом Иеремией Бентамом в 1834 году для обозначения теории нравственности в целом. Сейчас деонтология понимается как раздел этики (философии морали), который изучает категорию нравственного долга. Деонтология рассматривает долг как внутреннее переживание, обязанность, задающаяся этическими ценностями. Существует инженерная деонтология, педагогическая деонтологии, медицинская деонтология и др.

Биомедицинская этика включает в себя медицинскую деонтологию как совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного. Медицинская деонтология отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал еще Гиппократ в 5 веке до н.э.: «В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного».

Попытаем выделить основные деонтологические принципы медицины: – «не навреди», «приноси пользу» (Гиппократовкие характеристики); – милосердие; – сострадание; – ответственность; – чувство долга; – принцип уважения к Личности; -любовь к своей профессии; – культура общения; – внимательность; – принцип солидарности и взаимопомощи в медицинском коллективе; – принцип сохранения врачебной тайны. Но все эти характеристики способно объединить одно понятие – гуманизм! Повторюсь еще раз: «врач – самая гуманная профессия». В современных социальных условиях пересмотра базовых ценностей, происходят существенные изменения в системе человек – человек, затрагивает этот процесс и медицину. Сегодня гуманизм в медицине нельзя рассматривать лишь с позиции: Врач должен! Надетый белый халат или получение диплома не делает выпускника медицинского вуза гуманным. Поэтому врач обязан формироваться как культурный, высоко духовный человек. И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования, гуманизации образования в целом. Гуманизация важнейшая из новых образовательных технологий. Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых. Гуманизация в общекультурном плане есть процесс восхождения человека к самому себе, к человеческой сущности, устремление к надиндивидуальным целям. Гуманизация личности – это воспитание Человека в человеке. База гуманитаризации в вузе, особенно в медицинском, – это гуманитарные дисциплины (философия, биоэтика, история, культурология). Через эти предметы формируется Личность во всей полноте её духовной природы, складывается мировоззренческая и этическая позиция, всё то, что создает HOMO HUMANUS («Человека гуманного»).