Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1

Компетентностный подход, выступающий в качестве методологического основания стандартов высшего профессионального образования требует кардинального обновления технологий педагогического образования, в том числе и технологии оценивания учебной деятельности студентов университета. Обеспечить комплексное измерение качества обучения студента позволяет таксономия целей обучения.

Таксономия целей обучения (ТЦО) используется в качестве измерительной шкалы результатов образовательного процесса во многих известных зарубежных и отечественных педагогических исследованиях. Среди популярных можно назвать таксономии когнитивных целей по Б. Блуму, И.Я. Лернеру, В.П. Симонову, В.В. Гузееву и др.

Использование данной технологии оценивания позволяет конкретизировать понятие «профессиональные компетенции», отразить их сущностные характеристики через показатели познавательных уровней: знание – понимание – применение – обобщение и систематизация – ценностное отношение.

В предлагаемой статье демонстрируется подход к разработке Паспорта Компетенций выпускника педагогического вуза, через структуру: «знать-уметь-владеть».

Характеристика профессиональных компетенций выпускника вуза (Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование; профиль подготовки «Начальное образование»)

№ п/п

Краткое содержание (определение) и структура компетенции

Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

1

2

3

1

Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1)

 

Знает:

– сущность понятия «Педагогическая деятельность»;

– сущность и основные характеристики целостного педагогического процесса;

– компоненты целостного педагогического процесса;

– образовательные концепции;

– учебно-методические комплекты для начальной школы;

– ФГОС НОО.

– перечисляет учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– анализирует учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– высказывает суждение об учебных программам базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– дает оценку эффективности учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях.

 

Умеет:

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.

– применяет на практике наиболее эффективные учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

– разрабатывает на основе примерных рабочие программы курсов с учетом особенностей образовательного учреждения.

 

Владеет:

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании.

– ориентируется и критически оценивает профессиональные источники информации;

– осуществляет проектную деятельность в образовании;

– использует в проектной деятельности различные профессиональные источники информации.

2

Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2)

 

Знает:

– педагогические технологии.

– распознает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– описывает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– перечисляет современные методики и технологии (в том числе и информационные);

– отбирает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Умеет:

– проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

– организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

– организовывать бесконфликтное общение воспитанников, педагогов, родителей и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

– использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

– осуществляет планирование учебно-воспитательного процесса;

– проводит анализ и самоанализ учебно-воспитательного процесса;

– организовывает бесконфликтное общение субъектов учебно-воспитательного процесса;

– свободно применяет современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– соотносит успешность практической деятельности с методиками и технологиями для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

– осуществляет поиск новых методик и технологий (в том числе информационных) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

 

Владеет:

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

– устанавливает эффективную коммуникацию для решения профессиональных задач и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

3

Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3)

 

Знает:

– контрольно-регуляционный компонент целостного педагогического процесса.

– планируемые результаты обучения и воспитания (ФГОС НОО);

– основы дифференцированного обучения.

– перечисляет, дает определение современным методам диагностирования достижений обучающихся;

– сопоставляет характерные особенности современных методов диагностирования достижений обучающихся;

– обсуждает условия применения современных методов диагностирования достижений обучающихся в образовательном процессе;

 

Умеет:

– учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся.

– применяет современные методы диагностирования достижений обучающихся на практике;

– анализирует эффективность применяемых методов в данной педагогической ситуации.

– критически оценивает эффективности применяемых методов в данной педагогической ситуации;

– создает пакет диагностических методик в соответствии с ситуаций обучения и воспитания.

 

Владеет:

– способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

– различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

– способами педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

– разрабатывает план диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;

– использует диагностические методики в ходе педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся;

– осуществляет осознанный выбор возрастосообразных методов и форм профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

На основе анализа приведенной таблицы можно выявить, что структурный компонент «знать» включает такие познавательные уровни как «знать и понимать».

Структурный компонент «уметь» позволяет оценить готовность студента к применению полученных знаний.

Структурный компонент компетенций «владеть» отражает познавательные уровни «обобщение и систематизация» и «ценностное отношение».

Таким образом, определение сущностных характеристик профессиональных компетенций, наполнение их вполне определенным содержанием (показателями) – процесс в определенной степени творческий и трудоемкий, но необходимый в свете новых требований к высшему педагогическому образованию.

Паспорт компетенций, разработанный на основе таксономии целей обучения, во-первых, позволяет хорошо структурировать содержание теоретических и практических курсов в подготовке бакалавров педагогического образования, включая дисциплины педагогического цикла, во-вторых, создает основания для определения глубины сформированности компетенций у студента, и, что немаловажно, делает максимально информативным и открытым результат обучения для молодых людей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», и этим может повышать их включенность в образовательный процесс.

Обеспечение перечисленных функций паспорта компетенций требует наличия соответствующих методических разработок, включая проектирование и апробацию технологий формирования компетенций, создание фонда оценочных средств. В следующей нашей публикации планируется представить технологические компоненты разработки фонда оценочных средств качества образования, отражающих глубину сформированности профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза.