Компетентностный подход, выступающий в качестве методологического основания стандартов высшего профессионального образования требует кардинального обновления технологий педагогического образования, в том числе и технологии оценивания учебной деятельности студентов университета. Обеспечить комплексное измерение качества обучения студента позволяет таксономия целей обучения.
Таксономия целей обучения (ТЦО) используется в качестве измерительной шкалы результатов образовательного процесса во многих известных зарубежных и отечественных педагогических исследованиях. Среди популярных можно назвать таксономии когнитивных целей по Б. Блуму, И.Я. Лернеру, В.П. Симонову, В.В. Гузееву и др.
Использование данной технологии оценивания позволяет конкретизировать понятие «профессиональные компетенции», отразить их сущностные характеристики через показатели познавательных уровней: знание – понимание – применение – обобщение и систематизация – ценностное отношение.
В предлагаемой статье демонстрируется подход к разработке Паспорта Компетенций выпускника педагогического вуза, через структуру: «знать-уметь-владеть».
Характеристика профессиональных компетенций выпускника вуза (Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование; профиль подготовки «Начальное образование»)
№ п/п |
Краткое содержание (определение) и структура компетенции |
Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза |
1 |
2 |
3 |
1 |
Способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1) |
|
Знает: – сущность понятия «Педагогическая деятельность»; – сущность и основные характеристики целостного педагогического процесса; – компоненты целостного педагогического процесса; – образовательные концепции; – учебно-методические комплекты для начальной школы; – ФГОС НОО. |
– перечисляет учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; – анализирует учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; – высказывает суждение об учебных программам базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; – дает оценку эффективности учебных программ базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях. |
|
Умеет: – системно анализировать и выбирать образовательные концепции; – учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; – участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях. |
– применяет на практике наиболее эффективные учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; – разрабатывает на основе примерных рабочие программы курсов с учетом особенностей образовательного учреждения. |
|
Владеет: – способами проектной и инновационной деятельности в образовании. |
– ориентируется и критически оценивает профессиональные источники информации; – осуществляет проектную деятельность в образовании; – использует в проектной деятельности различные профессиональные источники информации. |
|
2 |
Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) |
|
Знает: – педагогические технологии. |
– распознает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе; – описывает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе; – перечисляет современные методики и технологии (в том числе и информационные); – отбирает современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. |
|
Умеет: – проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; – организовывать внеучебную деятельность обучающихся; – организовывать бесконфликтное общение воспитанников, педагогов, родителей и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров; – участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях; – использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования. |
– осуществляет планирование учебно-воспитательного процесса; – проводит анализ и самоанализ учебно-воспитательного процесса; – организовывает бесконфликтное общение субъектов учебно-воспитательного процесса; – свободно применяет современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе; – соотносит успешность практической деятельности с методиками и технологиями для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе; – осуществляет поиск новых методик и технологий (в том числе информационных) для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе. |
|
Владеет: – различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности. |
– устанавливает эффективную коммуникацию для решения профессиональных задач и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. |
|
3 |
Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3) |
|
Знает: – контрольно-регуляционный компонент целостного педагогического процесса. – планируемые результаты обучения и воспитания (ФГОС НОО); – основы дифференцированного обучения. |
– перечисляет, дает определение современным методам диагностирования достижений обучающихся; – сопоставляет характерные особенности современных методов диагностирования достижений обучающихся; – обсуждает условия применения современных методов диагностирования достижений обучающихся в образовательном процессе; |
|
Умеет: – учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; – учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся. |
– применяет современные методы диагностирования достижений обучающихся на практике; – анализирует эффективность применяемых методов в данной педагогической ситуации. – критически оценивает эффективности применяемых методов в данной педагогической ситуации; – создает пакет диагностических методик в соответствии с ситуаций обучения и воспитания. |
|
Владеет: – способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; – различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; – способами педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. |
– разрабатывает план диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; – использует диагностические методики в ходе педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; – осуществляет осознанный выбор возрастосообразных методов и форм профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии. |
На основе анализа приведенной таблицы можно выявить, что структурный компонент «знать» включает такие познавательные уровни как «знать и понимать».
Структурный компонент «уметь» позволяет оценить готовность студента к применению полученных знаний.
Структурный компонент компетенций «владеть» отражает познавательные уровни «обобщение и систематизация» и «ценностное отношение».
Таким образом, определение сущностных характеристик профессиональных компетенций, наполнение их вполне определенным содержанием (показателями) – процесс в определенной степени творческий и трудоемкий, но необходимый в свете новых требований к высшему педагогическому образованию.
Паспорт компетенций, разработанный на основе таксономии целей обучения, во-первых, позволяет хорошо структурировать содержание теоретических и практических курсов в подготовке бакалавров педагогического образования, включая дисциплины педагогического цикла, во-вторых, создает основания для определения глубины сформированности компетенций у студента, и, что немаловажно, делает максимально информативным и открытым результат обучения для молодых людей, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», и этим может повышать их включенность в образовательный процесс.
Обеспечение перечисленных функций паспорта компетенций требует наличия соответствующих методических разработок, включая проектирование и апробацию технологий формирования компетенций, создание фонда оценочных средств. В следующей нашей публикации планируется представить технологические компоненты разработки фонда оценочных средств качества образования, отражающих глубину сформированности профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза.