Описывается система обучения и исследований в университетах Системы университетов штата Оахака (Мексика). На примере созданной академиком Модесто Сеара Васкес новой модели университета доказано преимущество этой модели для стран или больших территориальных образований. Показано, что рекомендации Болонского процесса нуждаются в творческом осмыслении. Доказано, что для достижения результатов мирового уровня в обучении и исследованиях не нужно создавать громадные общенациональные университеты. Ключевые слова: обучение студентов, исследовательская деятельность в университетах, новая модель университета, международное сотрудничество, развитие образования.
Оахака находится на предпоследнем месте в Мексике по социо-экономическим показателям. Эта действительность усложняется набором географических и культурных факторов: таких, как большая территория, неприступные для устройства дорог горы, огромное культурное разнообразие, полиэтнический характер населения с основными 18 этническими группами и множеством языков и диалектов. С другой стороны, Оахака, с географической точки зрения, это природное чудо: здесь представлены все возможные климатические пояса, обширная гамма ресурсов и биологическое богатство.
В этом контексте, в декабре 1988 года в городке Уахуапан де Леон, в самом депрессивном регионе компактного проживания народности мистеков, был заложен первый университет Системы университетов штата Оахака (SUNEO), Технологический Университет Мистека (UTM), который уже в 1990 году начал свою академическую деятельность (с 48 студентами, 5 профессорами, 5 зданиями).
Сегодня SUNEO состоит из 8 университетов и 15 кампусов: UTM (Уахуапан), UMAR (Пуэрто-Эскондидо, Пуэрто-Анхель и Уатулько), UNISTMO (Теуантепек, Икстепек, Ючитлан), UNPA (Тустепек и Лома Бонита), UNSIJ (Икстлан), UNSIS (Миауатлан), UNCA (Теотитлан), NovaUniversitas (Окотлан и Сан-Хасинто).
Продолжает развиваться инфраструктура и оснащение SUNEO, расширяется образовательная и исследовательская функции. Продолжается также университетская деятельность в распространении культуры. Сегодня в SUNEO готовятся специалисты по 67 специальностям для получения степени Ph.D., степени магистра и лиценсиадо, в т.ч.,
9 докторских: Биотехнология (UNPA, Тустепек); Химия (UNPA, Тустепек); Морская экология (UMAR-Пуэрто-Escondido); Электронное правительство (UNSIS); Математическое моделирование (UTM); Науки об окружающей среде (UMAR-Пуэрто-Angel); Робототехника (UTM); Прикладные интеллектуальные системы (UTM); Прикладные компьютерные технологии и вычислительная техника (UTM)
30 магистрских: Business Management (UTM); Исследования Генома (UMAR, Пуэрто-Escondido); Биотехнология (UNPA, Тустепек); Морская экология (UMAR, Пуэрто-Анхель); Натуральные продукты и продукты питания (UTM); Экология со специализацией машиностроение; Окружающая среда и экологическая химия (UMAR, Пуэрто-Анхель); Химия (UNPA, Тустепек); Сохранение лесных ресурсов (UNSIJ); Энергетика (UNISTMO, Икстепек); Международное уголовное право (UMAR, Уатулько); Fashion Design (UTM); Дизайн мебели (UTM); Энергия ветра (UNISTMO, Теуантепек); Солнечная энергия (UNISTMO, Теуантепек); Электронное правительство (UNSIS); Software Engineering (UTM); Wildlife Management (UMAR, Пуэрто-Эскондидо); Interactive Media (UTM); Туризм и Маркетинг (UMAR, Уатулько); Математическое моделирование (UTM); Оптимизация и контроль (UNPA, Лома Бонита); Муниципальное стратегическое планирование (UNSIS); Животноводство (UMAR, Пуэрто-Эскондидо); Международные отношения: окружающая среда (UMAR, Уатулько); Робототехника (UTM); Здравоохранения (UNSIS); Распределенные системы (UTM, Virtual); Прикладные интеллектуальные системы (UTM); Передовые технологии производства (UTM); Прикладные компьютерные технологии (UTM).
Основные характеристики университетской модели 1. Вводные (подготовительные) курсы для абитуриентов, чтобы повысить уровень знаний по базовым наукам, и сделать однородными группы. 2. Вступительные экзаменами на курсы и экзамены по окончанию университета. 3. Полная занятость профессоров и студентов, которые должны находиться в университете не меньше 8 часов в день с понедельника по пятницу (общая нагрузка профессоров и студентов составляет 1.840 часов в год). 4. Профессора должны заниматься преподаванием и исследовательской работой. 5. Система наставничества, в которой за каждым профессором закреплена группа студентов. Система консультирования, при которой у каждого студента должен быть доступ к любому профессору для консультаций. 6. Обязательное чтение художественной литературы с предоставлением доклада на четырех страницах (ежемесячно). 7. Обязательное посещение занятий, компьютерных залов, библиотек (1 час ежедневно), мастерских и лабораторий. Обязательная практика: два месяца летом в конце шестого и восьмого семестров. 8. Обязательное изучение английского языка и двух других на выбор, которыми, могут быть французский, китайский или русский (с 2015 года) языки. 9. Выпускные квалификационные испытания: на выбор: защита дипломной работы либо сдача Общего Экзамена Знаний (CENEVAL). 10. Выходные дни: праздничные дни и три сезона каникул (десять дней в конце июля и декабря и пять дней Пасхальной Недели (для студентов и профессоров). 11. Профессора имеют один годичный отпуск в конце шести рабочих лет. После первого годичного отпуска могут брать один семестр в течение трех лет. 12. Профессора закреплены за кафедрами, во главе которых стоит заведующий кафедрой. Для проведения исследований профессора закреплены за институтом, под управлением директора института. 13. Гглавная власть университета – ректор, назначается (увольняется) только губернатором штата. Академический Совет это главный представительный орган и состоит из ректора, проректоров, заведующих кафедрами, директоров институтов, двух профессоров высшей квалификации и наибольшим стажем работы и двух студентов самого высокого академического уровня. Академический Совет имеет бюджетные и контрольные полномочия. |
Основными целями этой модели являются:
– децентрализация высшего образования для того, чтобы предотвратить концентрацию академических и научных ресурсов в тех районах, которые процветают непропорционально и отличаются от остальной части страны;
– предотвращение человеческой декапитализации наиболее депрессивных районов, происходящей из-за нехватки образовательных и социальных возможностей для молодого поколения;
– изучение экономических и человеческих ресурсов региона для установления основы его четкого экономического и социального развития;
– формирование социальных лидеров в государственной и частной сфере и введение профессиональной элиты в местное региональное общество, чтобы она служила катализатором трансформации;
– улучшение культурной конкурентоспособности в зоне влияния данного университета, сочетая при этом принятие современных идей и концепций с сохранением и усилением собственных ценностей;
– способствование конкурентоспособности экономики Оахаки и Мексики, на базе высоких стандартов качества в образовании и исследованиях.
Организационная модель Университетов SUNEO основывается на серии руководящих принципов:
а) сильное академическое лидерство;
б) ограниченная администрация (административные расходы менее 13 %);
в) строгий контроль над расходами (внешний аудит);
г) защита университетской среды, которая должна быть полностью закрыта и находится постоянно под охраной, обязанностями которой является внешняя защита, а не осуществление юрисдикции над учащимися;
д) абсолютное уважение к политическим и религиозным идеологиям, запрещение проповедования в университетских учреждениях;
е) постоянное наблюдение для предотвращения употребления наркотических средств или алкоголя, а также курения табака;
ж) жестокие санкции к любому виду физического или словесного насилия, а также любой попытке действий против окружающей среды;
з) восхваление гражданских ценностей, касающихся уважения и солидарности в обществе и работы с инструментами человеческого достоинства.
Мы пытаемся стать лучшими и уже доказали, что это возможно достичь как на государственном, так и на международном уровне. Конечно, как в футболе, не всегда можно стать чемпионами, и каждый год наши позиции могут меняться, однако, важно оставаться среди первых, а этого мы уже достигли.
Университеты SUNEO стали центрами социальной и экономической трансформации регионов:
а) благодаря разработкам конкретных проектов помощи регионам, созданию бригад по продвижению развития, групп агрономических инженеров, ветеринаров и одного технического сотрудника, который каждый день проезжают по поселениям региона мистеков, выполняя огромное количество работ, начиная от лечения и предотвращения заболеваний у домашних животных и заканчивая распространением практики по восстановлению лесов и сохранению почвы, подготовкой ремесленников и служащих, оценкой минеральных ресурсов, устанавливая фермы и так далее;
б) благодаря подготовке преподавателей среднего образования, включая ежегодные курсы подготовки и переподготовки педагогов основных предметов;
в) благодаря подготовке служащих различных уровней и предпринимателей малых и средних предприятий;
г) благодаря системе предупреждения землетрясений (сейсмологическая станция SUNEO, которая поддерживает связь в реальном времени с ВМО в Женеве);
д) благодаря созданию Государственного исторического горнорудного архива, предоставленного Министерством Экономики Федерального Правительства.
Технологический университет Мистека (UTM)
На рубеже первого десятилетия XXI века престиж, который приобрел университет вместе с качеством учреждений и оборудования, сделал его привлекательным для профессоров, в том числе и иностранных.
За последнее десятилетие UTM получил множество государственных и международных премий: Премия Золото 2000 Моторола за инновационные технологии; Первое место по Компьютерной Инженерии в соответствии с Общими Экзаменами Знаний CENEVAL в 2007; Второе место (Сан Хосе, США, 2007) и Первое место (Флоренция, Италия, 2008) и Первое место (Варшава, Польша, 2012) в мире в престижном конкурсе ACM (Ассоциация по Вычислительной Технике); Второе место во всемирном конкурсе компьютерных программистов ACM (Шанхай 2005, Сан Антонио Техас, 2006, Токио, 2007 и Стокгольм 2009); Первое место в Международном конкурсе по робототехнике (Атланта, 2011); Первое место (Варшава, Польша, 2012) в Международном конкурсе Моторола за инновационные технологии. В финале всемирного конкурса АСМ в Париже (апрель 2013 года) будут представлены две команды UTM из 8 000 команд от 2.219 университетов мира.
Сегодня в UTM готовят специалистов по 14 специальностям. Для обучения студентов и исследовательской работы профессоров и студентов в UTM имеется 8 научно-исследовательских институтов (Институт электроники и мекатроники; Институт вычислительной техники; Институт дизайна; Институт гидрологии; Институт физики и математики; Горный институт; Институт агроиндустрии; Институт социальных и общественных наук и множество научно-исследовательских лабораторий. Кроме того, как и во всех университетах SUNEO, в UTM существует Центр изучения иностранных языков, где все иностранные языки преподают их носители.
В UTM преподают 205 профессоров, в том числе 60 докторов наук и 86 магистров. 17 иностранных профессоров преподают иностранные языки, кроме того, 9 выдающихся российских и украинских ученых постоянно преподают и занимаются исследованиями в университете (в области бионики, кибернетики, робототехники, органической химии, физики и математики, гидрологии и волоконной оптики).
В университете обучается около 1 500 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 7 студентов. За 2011 год сотрудниками и студентами UTM опубликовано более 130 научных работ, в том числе более 10 монографий.
Также будет справедливо указать, что в последние 20 лет благодаря университету UTM, город Уахуапан де Леон пережил значительную положительную трансформацию. Одно из градообразующих предприятий – Технологический Парк Мистека был построен на собственной территории университета, вблизи города Уахуапан. В нем расположена студенческая фирма по развитию программного обеспечения (KADASoftware) и обеспечивается поддержка создания других студенческих предприятий.
Университет дель Мар (UMAR)
Когда только было начато строительство Технологического университета Мистека, губернатор штата Оахака Эладьо Рамирес предложил создать университет на оахакскком побережье и назвать его Университет дель Мар (Университет Моря). Был разработан проект и начато строительство в городке Пуэрто Анхель. Было решено следовать направлениям модели, разработанной для Технологического Университета Мистека, за исключением учебного процесса, который было решено сконцентрировать на морской биологии и туризме, представляющем собой основную деятельность оахакского побережья. Позже добавились аквакультура, рыбная инженерия, морские науки, океанография и экологическая инженерия. Высшее образование разделилось на магистратуру и аспирантуру по специализации морская экология, к которой добавилась магистратура по экологическим наукам, разделенная на две специализации: экологическая химия и экологическая инженерия.
Выбор места деятельности UMAR отвечал, как и в случаях с другими университетами, требованиям специализации каждой университетской единицы для достижения высокой экономики, которая смогла покрывать расходы его деятельности, позволяя обмениваться профессорами между специальностями и использовать те же образовательные и исследовательские инструменты. Однако в случае с UMAR специализация, которую он давал, была необходима для обеспечения продвижения морской культуры, так как невозможно, чтобы морская с географической точки зрения страна, как Мексика жила и продолжала жить «за спиной» у моря.
Чтобы осуществлять исследовательскую деятельность были созданы четыре института: Институт Ресурсов, функцией которого было систематически производить инвентаризацию морских ресурсов и оахакского побережья; Институт Промышленности – для изучения и предложения методов продуктивного использования этих ресурсов; Институт экологии, миссия которого заключалась осуществлять работы по необходимому наблюдению за рациональным или нерациональным использованием морских ресурсов и оахакского побережья, а также загрязнением окружающей среды. Был также создан Институт Социальных и Гуманитарных Наук.
В конце весны 1992 года Университет дель Мар начал свою академическую деятельность с вводными курсами для небольшой группы студентов, но скоро было увеличено число специальностей с соответствующим увеличением количества профессоров. Были открыты и оснащены оборудованием новые лаборатории, создана новая библиотека, новый читательский зал, спортивная площадка, бассейн, тренажерный зал, здания для магистратуры и аспирантуры, административные здания и так далее. UMAR также получил судно для океанографических исследований.
В академическом пространстве значительно улучшилось качество образования, которое отразилось в большом количестве премий, полученных в течение этих лет профессорами и студентами UMAR Пуэрто Анхель. В 2000 году UMAR открыл новые кампуса в Пуэрто Эскондидо и Уатулько, в которых были введены новые специальности такие, как Науки о Земле, Международные отношения и Социальные и Гуманитарные Науки. В Пуэрто Эскондидо предлагаются такие направления, как Лесная Инженерия, Биология, Зоотехника и Информатика, магистратура по направлению Животноводческая Производительность и Институт Генетики, основная миссия которого инвентаризация и сохранение генетических ресурсов этой части страны.
В Уатулько были начаты работы по двум направлениям: Туристическое Управление и Международные Отношении, позже добавились Коммуникационные Науки и Экономика, с 2009 года магистратура по Международным Отношениям. Также были открыты Институты Международных Отношений и Туризма. Специальность туристическое Управление, согласно институтским оценкам CENEVAL за 2007 год, находилась на втором месте государственного уровня.
UMAR начал большое количество работ социального интереса, как например, продвижение национальных и интернациональных событий, которые способствуют увеличению туристов на оахакском побережье, открытие общих книжных магазинов, ботанических садов и Экспериментальный Среды, в которой, помимо всего прочего, есть террариум с игуанами, где проводятся научные исследования и работы по сохранению вида. В этой же Cреде осуществляются исследовательские работы по крупнорогатому скоту, свиньям, страусам и овцам. Здесь же располагается питомник для проведения лесных экспериментов и проектов.
Сегодня в UMAR готовят специалистов по 15 специальностям. Для обучения студентов и исследовательской работы профессоров и студентов в UMAR имеется 7 научно-исследовательских институтов (Институт Ресурсов; Институт Индустрии; Институт Экологии; Институт Генетики; Институт международных отношений; Институт Туризма; Институт коммуникаций и 39 научно-исследовательских лабораторий, в том числе: экологические лаборатории различного профиля, электрохимические и химические лаборатории; лаборатория биотехнологии; океанографические и океанологические лаборатории различного профиля, лаборатория генетики, лаборатория биофизики и многие другие. Кроме того, в UMAR существует Центр изучения иностранных языков.
В UMAR преподают 270 профессоров, в том числе 58 докторов наук и 143 магистра. 32 иностранных профессоров преподают иностранные языки, кроме того, 3 выдающихся российских ученых постоянно преподают и занимаются исследованиями в университете (в области международных отношений, экологии и биофизики).
В университете обучается около 1 500 студентов, таким образом, на одного профессора приходится меньше 6 студентов. За 2011 год сотрудниками и студентами UM AR опубликовано более 50 научных работ, в том числе более 6 монографий.
Университет Дель Истмо (UNISTMO)
В 2000 году, когда едва были заметны задачи, относящиеся к расширению UMAR, с двумя новыми кампусами в Пуэрто Эскондидо и Уатулько, Губернатор Оахака принял проекты других университетов: Университет дель Истмо в Теуантепек и Ихтепек, Университет дель Папалоапан, в Лома Бонита и Тухтепек и два других проекта в Уаутла де Хименес и в Акатлан де Перес Фигероа.
В 2002 году Университет дель Истмо начал свою работу одновременно в двух кампусах: Теуантепек и Ихтепек. Кампусе Теуантепек ориентирован на научные и технологические исследования и подготовку специалистов в области энергетики. Был открыт Институт Изучения Энергии, который поддерживается исследовательской лабораторией по энергии и химии. Цель института – изучение различных источников энергии, в особенности ветровой, солнечной и биомасс, для которого регион Истмо предлагает самые благоприятные условия, а также геотермической, океанской и гидроэнергетики.
Кампус Ихтепек предназначен для социальных и гуманитарных наук, специальности: государственное управление, предпринимательские науки, информатика и право. В будущем планируется открыть другие направления, как и в других университетах, здесь проходит неделя, посвященная Сапотекской культуре.
Сегодня в UNISTMO готовят специалистов по 12 специальностям. Для обучения студентов и исследовательской работы профессоров и студентов в UNISTMO имеется 9 научно-исследовательских институтов (Институт исследований в области энергетики; Центр химической инженерии; Центр компьютерной инженерии; Институт прикладной математики; Институт административного управления; Центр информатики; Отдел управленческого администрирования и 20 научно-исследовательских лабораторий, в основном, связанных с энергетикой, в том числе, лаборатория энергии океанов, лаборатория энергии ветра, лаборатория солнечной энергии. В UNISTMO существует также региональный Центр изучения иностранных языков.
В UNISTMO преподают 134 профессора, в том числе 31 доктор наук и 78 магистров. 11 иностранных профессоров преподают иностранные языки, кроме того, 3 выдающихся российских ученых постоянно преподают и занимаются исследованиями в университете (в области нефтяной и биоэнергетики, органической химии, прикладной математики, солнечной энергетики).
В университете обучается около 1 000 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 7 студентов. За 2011 год сотрудниками и студентами UNISTMO опубликовано 53 научных работы и 4 монографии.
Университет дель Папалоапан (UNPA)
Университет Папалоапан был начат с кампуса в Лома Бонита Изначально это была болотистая местность, но снимая верхний слой земли и создавая озеро, было получено место, походящее для аквакультур с пресной водой; единственным неудобством является, что время от времени приходится ловить там крокодилов небольшого размера, которые ищут убежища от жары. Во время поступления первого потока студентов в 2002 году, предлагались специальности инженерия аквакультуры, информатика и дизайн, к которым позже были добавлены инженерия мекатроники и производство тропического земледелия, лиценциат по прикладной математике. В 2009 году была открыта магистратура по сельскохозяйственной технике.
Кампус Тухтепек находится в районе Индустриального парка, который был практически заброшен. Его площадь насчитывает более тридцати гектаров, в одном из которых имеются насаждения каучукового дерева, где мы решили сохранить несколько массивов, а остальную часть восстановить при помощи эндемических деревьев этого региона, что привело к тому, что в настоящее время здесь представлен красивый кампус, полный растительности. Здесь предлагаются такие специальности, как инженерия продуктов питания и биотехнология, Лиценциат по химически наукам, Лиценциат по предпринимательским наукам и медицина. Что касается исследовательских работ, только в 2009 году в UNPA появился Институт Биотехнологии, основанный в Тухтепек, однако рассматривается строительство других Институтов, как в Лома Бонита, так и в Тухтепек. Для привлечения студентов UNPA к исследовательским работам, в университете действуют биологическая и химическая лаборатории; лаборатория мекатроники (кибернетика и бионика) и другие. Как и в других университетах, здесь были открыты книжные магазины в центре городов Лома и Тухтепек. Интересно подчеркнуть, что появляется привычка посещать книжный магазин на закате дня. Покупая или не покупая книги, народ все же перелистывает страницы и даже прочитывает несколько, хотя это и нелегально. С 2008 года стало традицией проведение ежегодной недели культуры.
В университете преподают 133 профессора, в том числе 61 доктор наук и 57 магистров. 7 иностранных профессоров преподают иностранные языки, кроме того, 2 выдающихся ученых из бывшего СССР постоянно преподают и занимаются исследованиями в университете.
В университете обучается меньше 1 000 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 6 студентов. За 2011 год сотрудниками и студентами UNPA опубликовано 97 научных работ и 5 монографий.
Университет де ла Сьерра Сур (UNISIS)
Список университетов во время правления Хосе Мурат пополнился Университетом де ла Сьерра Сур, расположенным в Миауатлан и который был начал без конкретных идей руководством штата. Этот университет был с помпой открыт Президентом Республики Висентом Фокс вместе с губернатором Мурат, однако несколько месяцев спустя этот проект стал провальным, с элементарной инфраструктурой, минимальным оборудованием и импровизированным профессоратом, что привело к общему упадку духа и к уходу студентов.
Для решения этой проблемы, губернатор попросил Модесто Сеара Васкес взять этот университет под покровительство SUNEO. После встречи с персоналом и учениками, Модесто Сеара Васкес начал полную трансформацию, введя нашу модель и добавив необходимую инфраструктуру. Для персонала была предоставлена возможность уволиться или же приспособиться к новым условиям труда, заключающимся в увеличении рабочих часов и строгой рабочей дисциплине, но также был значительно улучшен показатель заработной платы и социальных выплат. За несколько лет, университет был полностью трансформирован: был определен и защищен забором периметр кампуса, была построена дорога для сообщения между зданиями и расширилась инфраструктура и оборудование, чтобы отвечать увеличивающемуся количеству студентов.
Образовательное предложение также начало свое расширение, в 2009 году были введены: лиценциат по медицине, государственному управлению, муниципальному управлению, предпринимательские науки и информатика. В центре города Миауатлан был также открыт книжный магазин, а внутри университетского кампуса Университетская Клиника, предлагающая прекрасный сервис всем людям, а также позволяющая осуществлять практические работы студентам медицинского факультета. Чтобы способствовать учебе на факультете медицины, был построено здание, называемое педагогически классом, оснащенное роботами, дающими студентам возможность улучшить свои знания, не причиняя вреда пациентам.
Для исследовательской сферы был построен Институт Муниципальных Наук, в котором, помимо всего прочего, время от времени проводятся курсы подготовки для муниципальных и государственных предпринимателей, предоставляются консультации необходимым муниципалитетам.
Сегодня в университете преподают 120 профессоров, в том числе 18 докторов наук и 70 магистров. 16 иностранных профессоров преподают иностранные языки. В университете обучается меньше 1 300 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 10 студентов. За 2012 год сотрудниками и студентами университета опубликовано 17 научных работ и принято 18 000 пациентов в университетской клинике.
Университет де ла Сьерра Хуарес (UNSIJ)
Расположен в Ихтлан де Хуарес, в горном районе Сьерра Норте в часе езды по автомагистрали от столицы Оахака. Строительные работы, начатые губернатором Мурат, длились в течение нескольких лет и были завершены в 2005 году, когда уже была начата академическая деятельность. Сфера специализации, определенная для UNSIJ, состоит из экологических наук и связанной с ними деятельностью. Поэтому здесь предлагаются такие направления, как экологические науки, биология, лесная инженерия и инженерия древесной технологии, а также пользующийся большим интересом – Лиценциат по Информатике.
Для исследовательской деятельности был создан Институт экологических исследований с соответствующими исследовательскими лабораториями, в том числе, несколькими лабораториями наук о Земле и лабораторией экологической геологии.
Сегодня в университете преподают 46 профессоров, в том числе 12 докторов наук и 28 магистров. 4 иностранных профессоров преподают иностранные языки. В университете обучается 450 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 10 студентов. За 2012 год сотрудниками и студентами университета опубликовано 15 научных работ и оказано 1000 консультаций местному населению.
Университет де ла Каньяда (UNCA)
Расположен в окрестностях города Теотитлан де Флорес Магон, в регионе де ла Каньада, характеризующийся своей засушливостью, за исключением некоторых районов, в которых существуют идеальные условия для плодоводства. Строительство было начато в период правления губернатора Мурат, однако работы были незакончены и в итоге совсем заброшены в течение долгого времени. В конце концов, строительство было завершено, UNCA начал свою деятельность в марте 2006 году.
Специализация этого университета ориентирована на биологические науки. Речь идет о двух параллельных уровнях: практические результаты короткого срока обучения с такими специальностями, как агропромышленность и инженерия питания и поиск стратегических целей с более длинным сроком с развитием фармацевтической промышленности, основанной на определении активных принципов растений, принимая во внимание, что Оахака имеет биологические богатства, которые еще не были исследованы, а также имеется древняя традиция использования растений для традиционной медицины. Поэтому была добавлена специальность фармацевтическая биология, и создан институт фармацевтической биологии, основой которого является научное исследование этой темы. Позже была добавлена Информатика. В UNCA также имеются внешние учреждение, такие как университетский магазин в центре города Теотитлан де Флорес Магон.
Сегодня в университете преподают 35 профессоров, в том числе 14 докторов наук и 20 магистров. 2 иностранных профессоров преподают иностранные языки. В университете обучается 350 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 10 студентов. За 2012 год сотрудниками и студентами университета опубликовано 34 научных работы.
Университет Новауниверситас (NOVAUNIVERSITAS)
Успех университетов SUNEO вызвал интерес во всех уголках штата Оахака. Очевидно, существуют физические границы возможностей распространения университетской системы, и огромная часть этих ограничений появилась из-за размеров населения и их удаленности. Размер населения делает сложным или невозможным получение экономических средств, необходимых для рентабельности университета, отдаленность также мало приятна для профессоров, необходимых для минимального качества высшего учебного заведения. Однако, социальное давление на правительство штата была таким сильным, что губернатор попросил SUNEO найти какую-нибудь формулу, которая бы позволила сделать университетское образование доступным для небольших и отдаленных округов. Речь шла о следующих целях:
а) удерживать молодых людей от иммиграционных потоков из самых динамичных секторов в различные регионы штата Оахака;
б) поднять культурный и профессиональный уровень этих молодых людей, определить лидеров, которые будут способны обеспечивать и продвигать социальное и экономическое развитие своих округов.
В отношении профессоров проблема решилась с созданием центрального кампуса в Окотлан, вблизи города Оахака, где у них было свое рабочее место, а что касается студентов, то было определено их обязательное присутствие на каждом из периферических кампусах в течение 8 часов, согласно студенческим требованиям системы SUNEO. Профессора читают лекции в реальном времени, создавая при этом подобие виртуальной аудитории для всего штата. Напротив них стоит монитор, соответствующий каждому периферическому кампусу, и в каждом кампусе студенты могут видеть профессора на экране, в то время, как на электронной доске, стоящей рядом, могут наблюдать аудиовизуальную поддержку, которую предлагает профессор. В аудиториях находятся компьютеры для каждого ученика, каждая группа контролируется техническим специалистом, который помимо своих основных обязанностей, выполняет функции консультанта, действуя в качестве посредника с профессором и помогая студентам с выполняемыми ими работами. Для сближения учеников и профессоров, организуются программы поездок для профессоров в каждый кампус, где они проводят конференции и общаются со студентами.
Специальные характеристики этой модели заставили внести изменения в административную структуру: увеличенное количество периферических кампусов (в 2012 году их было восемь) привело к назначению для каждого кампуса директора (и его заместителя), которые постоянно находятся во главе кампуса. Что касается факультетов, то их выбор зависит от разных критериев.
В середине 2009 года были завершены работы в Центральном Кампусе в Окотлан и в дополнительном периферическом кампусе в Сан Хасинто, который из-за близкого нахождения с основным кампусом, разделяет с ним некоторые общие здания, как например, библиотека, зал и кафетерий. Продолжаются работы по строительству 7 периферических кампусов в Акатлан де Перес Фигероа, Уаутла де Хименес, Хукстлауака, Матиас Ромеро, Ночикстлан, Путла и Сола де Вега. Остается нерешенным вопрос об определении места для другого кампуса в районе Зона Микста.
Сегодня в университете преподают 10 профессоров, в том числе 2 докторов наук и 5 магистров. 1 иностранный профессор преподает иностранные языки. В университете обучается 180 студентов, таким образом, на одного профессора приходится порядка 18 студентов. За 2012 год сотрудниками и студентами университета опубликовано 4 научных работы.
Авторами представлена Система государственных университетов штата Оахака: 8 университетов, 15 кампусов, 67 специальностей для обучения по программе лиценсиатура, 39 специальностей для подготовки докторов (9) и магистров (30), 953 профессора (на полной ставке), 6000 студентов очного обучения (по 6 студентов на одного профессора), 524 здания, 25 научно-исследовательских институтов, 107 лабораторий, 21 мастерская, 13 книжных магазинов, 15 библиотек, 1 бассейн, 15 спортивных комплексов, 1 университетская клиника, 2 сейсмологических станции, 12 метеорологических станций, 1 исторический архив горного дела штата, 3 экспериментальных лагеря для студенческой практики, 2 ботанических сада, 1 центр обучения туристическому бизнесу, 1 музей разнообразия видов и 15 концертных залов. Все это стоит штату Оахака примерно 20 миллионов долларов в год, еще столько же дает бизнес штата и страны. Университеты SUNEO возвращают обществу затраты сторицей: несмотря на мобильность населения, связанную с глобализацией, практически все выпускники SUNEO (даже иностранные), как правило, остаются работать в Мексике и составляют новую образованную профессиональную элиту Мексики.
Мы догоняем будущее каждый день, и оно сразу же превращается в прошлое. В Университетах SUNEO изменения очевидны, и даже спустя несколько месяцев можно заметить глубокую трансформацию: в увеличении инфраструктуры и оборудования, в насаждении растительности, в увеличении количества студентов и профессоров.
К существующим 8 университетам, 15 кампусам в середине 2014 года добавятся еще 4 университета и 5 дополнительных кампусов. Проект SUNEO закончится строительством этих новых единиц, однако может добавиться еще один периферический кампус университета НоваУниверситас. Параллельно с расширением числа кампусов осуществляется укрепление каждого из них, с расширением внутренней инфраструктуры для того, чтобы отвечать увеличению количества студентов и усилить исследовательский сектор. Кроме того, необходимо формализовать конституцию SUNEO, чтобы любой университет со стороны (даже иностранный) мог войти в ее состав. Все это поможет обеспечить более эффективное управление, но в тоже время будет гарантировать единство образовательной системы, которая уже доказала свою эффективность.
Министерство образования и науки намерено потратить до 25 миллионов рублей на создание альтернативного рейтинга ведущих мировых вузов. В тендерной заявке ведомства говорится: «Создание национальной версии рейтинга необходимо, в том числе, рассматривать как один из важных инструментов по обеспечению вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу». А может есть смысл заняться не созданием «бумажных» подпорок, а помощью самим вузам, как это было сделано в спмом бедном штате Мексики?