Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 2 1
1
2

Гуманистическое образование рассматривается как образование, достойное свободного человека. Согласно сложившейся в Древнем Риме системе образования, «по окончании курса высшего образования идеальный римлянин становится обладателем не только обширных познаний в области высоких наук (optimus artes), мудрости (sapientia) и образованности (humanitas), но и прекрасных нравственных качеств... и, наконец, морального совершенства вообще-humanitas, которое представляет собой последнее звено в этом представительном ряду, заключительную ноту возвышенного аккорда» [1].

В средневековой христианской традиции человек рассматривается как «венец творения», когда образовывая себя, человек как бы освобождается от собственной греховности и стремится к первоначальному божественному образу. Именно в недрах средневековой мистики выкристаллизовывается смысл понятия «образование» как культивирования души посредством раскаяния, очищения и обращения к божественной природе.

Гуманистическими идеями изначально пронизано духовное наследие многих выдающихся мыслителей Востока. Так, ученый-энциклопедист аль-Фараби уделяет большое внимание таким педагогическим категориям как обучение, воспитание, похвала, порицание, принуждение, счастье, знание, навыки, привычки, умения и др. В созданной им структуре научного знания педагогика вместе с этикой входит в состав политической (гражданской) науки. Воспитание, по мнению аль-Фараби, способ наделения человека этическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Задача воспитания личности, как он считал, способствовать росту у нее положительных качеств.

Хороший нрав достигается при умеренных действиях, а плохой нрав это душевная болезнь. Согласно аль-Фараби, настоящим воспитателем может стать лишь тот, кто удачно соединяет в себе такие качества, как абсолютное совершенство органов чувств, железная логика, феноменальная память, острая наблюдательность, блестящая речь, беспристрастная любовь к познанию, воздержанность в еде и напитках, любовь к правде и

ненависть ко лжи, равнодушие к деньгам и прочим благам мирской жизни, справедливость, смелость, отвага и т.п.

Связывая общественное положение индивида со степенью достигнутого им совершенства, аль-Фараби ставит вопрос о соотношении природной одаренности, с одной стороны, воспитания, обучения и силы воли – с другой. В итоге получается гармонически развитая личность, сочетающая физические и душевные качества: здоровое тело, ясный ум, богатое воображение, хорошую память, выразительную речь, разумность в чувственных наслаждениях, благородство души.

Большое место среди социально-этических взглядов аль-Фараби занимают вопросы нравственности и воспитания совершенной личности. Цель образования виделась ему в формировании добродетельного во всех отношениях человека, способного воздерживаться от физических удовольствий и проявляющего эмоциональное равновесие перед лицом событий. Образование, по мнению аль-Фараби, – надежный руководитель в формировании у человека нравственных и интеллектуальных навыков, ведущих к подлинной гуманности и счастью. Его учение о гармонически развитой личности и путях достижения совершенства служило подлинному духовному раскрепощению человека [2].

Важное значение в процессе нравственного воспитания Коменский придавал примеру нравственного поведения самого педагога, а также примерам, заимствованным из истории и классической литературы. Необходимым условием эффективного нравственного воспитания детей Коменский считал ограждение их от вредного влияния безнравственных людей и от всяких поводов, могущих повлиять отрицательно на нравственность человека.

На первом месте, по Я.А. Коменскому, должно быть «благочестие» –питание души; на втором – «добрые нравы», закон человеческого взаимопонимания; на третьем – «познание», лицо таланта. «Благочестие» должно прививаться прежде всего, потому что в нем обетование земной и будущей жизни. Второе место после благочестия должны занять «добрые нравы», полезные в течение всей жизни для общения с людьми. О них распространенное изречение: «Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот больше отстает, чем успевает» [3]. Особенно следует заботиться о том, чтобы все с ранних лет привыкли не к безделью, а к трудам и нравственности. И на последнее место Я.А. Коменский ставит познание. Почему? Ответ, по Коменскому, выглядит следующим образом: «Прекрасное вредно, когда к нему стремятся ради него самого». В широкий научный оборот термин «образование» был введен И.Г. Песталоцци, который понимал его как формирование духовного и физического образа человека, общий духовный процесс саморазвития в противоположность внешним воздействиям [4].

В близком для нас значении понимал назначение образования немецкий просветитель И.Г. Гердер – как возрастание к гуманности, которая составляет основу характера рода человеческого. Человек, по И.Г. Гердеру, от рождения обладает лишь способностью к обретению гуманности, которая обеспечивает становление внутреннего духовного человека, который образуется лишь постепенно. С момента рождения человека главным для него становится стремление обрести свой внутренний облик, форму человечности. Благодаря воспитанию и социализации, человек усваивает опыт предшествующих поколений, применяет и обогащает его. Немецкий мыслитель называл процесс образования человека «культурой», т.е. возделыванием почвы, или, обращаясь к образу света, просвещением. Для И.Г. Гердера «возрастание к гуманности» есть «культивирование человечности», возможное лишь в обществе, в пространстве созданной людьми культуры, универсальных общечеловеческих ценностей [5].

Практическое образование обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои естественные потребности и влечения, соблюдая ту меру, которая лежит в границах их необходимости, т.е. необходимости самосохранения. Оно способствует выходу человека из естественного состояния, освобождению от него и в то же время углублению «в свое призвание», с которого нужно снять форму внешней необходимости и выбрать свою судьбу свободно. Практическое образование, позволяя субъекту реализовать свои интересы, потребности и ориентации, снимает односторонность объекта.

Таким образом, для Г. Гегеля образование – это способ осуществления человеком себя как духовного, разумного, свободного существа посредством подъема ко всеобщему, восхождения к культуре, выхода за пределы ограниченности собственной природной данности. Подчеркивая, что образованность есть действительность человека, он утверждал, что самосознание, будучи уверенным, что этот мир есть его субстанция, старается овладеть им. И оно достигает этой власти над миром именно благодаря образованности [6].

Культ знаний, по Гербарту, составляет то, что «передумано», «перечувствовано» человечеством и стало достоянием духовной культуры. Это возвышение человека к нравственно-духовным ценностям как возрастание «изнутри», саморазвитие. Это педагогическая деятельность как искусство стимулирования и создания условий для саморазвития, самовоспитания и самообразования. Главным результатом педагогической деятельности является не только сообщение знаний, но и пробуждение к умственной самостоятельности, к самообразованию.

Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновывал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому оно является живым образом в процессе народного развития. Подтверждению нравственного потенциала литературы служит творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, одухотворенное духовными поисками и любовью к человеку. Он был уверен, что главным условием духовного развития личности является свобода: «для того, чтобы образование было плодотворным, т.е. содействовало бы движению человечества к все большему и большему благу, нужно, чтобы образование было свободным». Поиск смысла существования, размышления о судьбах Родины привели Л.Н. Толстого к гуманистическому убеждению, что в основе русской педагогики должны быть заложены общечеловеческие ценности: «Если учитель имеет только любовь к делу, он хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, – он совершенный учитель».

Данный подход позволил Л.Н. Толстому обосновать новую для своего времени идею о нравственной революции в процессе свободного самоулучшения личности, которая заменила его первоначальную идею постепенного «выпрямления кривых» людей. Постоянно стремясь к духовному росту и самосовершенствованию, он призывал к этому и других. Применительно к педагогической науке Л.Н. Толстой категорично отрицал авторитаризм, императивность, стереотипы мышления, которые выступают тормозом творческого духовного развития личности. Он был твердо убежден, что духовный, нравственный человек рождается в результате любви к людям, животным, природе. Эти размышления соответствовали его «идеологии любви», которая рассматривалась как закон разума, закономерность общения, путь к нравственному совершенствованию и истинной свободе. В своем сочинении «Понятие жизни» он писал: «Вопрос, неотделимый от понятия жизни, – не вопрос о том, откуда взялась жизнь, а о том, как надо жить; и только начав с этого вопроса, можно прийти и к решению о том, что есть жизнь». Для нас важно и поучительно, что Л.Н. Толстой, обратившись к общечеловеческим ценностям и идеалам, принял в качестве ведущей идеи своей концепции этическое учение. Казахский просветитель, этнограф, ученый Ш. Уалиханов уделял большое внимание вопросам нравственного образования. Им были заложены основы научно обоснованной концепции обучения и воспитания молодежи. Он был убежден, что менталитет («национальный дух») присущ каждому народу и зависит как от природной среды, так и общественного устройства общества. «Постоянное порабощение, насилие и несправедливость, которым подвергается народ, способствует развитию многих дурных качеств характера, как, например, недоверчивость и лживость» . К числу прекрасных начал народного характера Ш. Уалиханов относил такие нравственные черты, как общительность, радушие, трудолюбие и др. Он был убежден, что народные массы изначально обладают высоким потенциалом нравственности. Но он не проявляется в полной мере из-за порабощения, насилия и несправедливости, которым народ постоянно подвергается. То есть, при наличии угнетения, несправедливости невозможно развитие никаких добрых нравственных начал в человеке. Народ только тогда будет высоконравственным, когда будет обстановка свободы, независимости и равенства. Следовательно, свобода является первым необходимым условием развития положительных нравственных качеств людей. Но одной свободы для достижения нравственного роста людей недостаточно, так как сама свобода должна быть правильно использована. Таким образом, образование является еще одним важным фактором и условием развития положительных человеческих качеств.

Шокан Уалиханов не писал специальных педагогических трактатов, но приложил огромные усилия для распространения просвещения и развития науки в своем народе. Он считал необходимым руководствоваться принципом народности в воспитании и обучении. Он требовал создания такой школы в Казахстане, которая превратилась бы в рассадник «истинных знаний». «Только истинное знание дает спасительный дух сомнения, и только он научает ... ценить жизнь и материальное благосостояние» [7]. Разрабатывая новую систему народного воспитания, Ш. Уалиханов настаивал на введении светского образования, которое знакомило бы подрастающее поколение с достижениями науки и техники, с богатством мировой культуры. Он первым из казахских просветителей внес неоценимый вклад в изучение природы, истории, быта и культуры своего народа, выполнив широкие по масштабу и глубокие по значимости научные исследования.

Как видим, антропологическое видение образования было присуще многим выдающимся педагогам прошлого и получило отражение в различных современных образовательных моделях мира, многие из которых еще ждут своего теоретического осмысления. Целостное человекознание снова актуализируется но новом этапе развития общества. С введением дисциплины «Самопознание» личностно-ориентированный подход, долгое время носивший преимущественно декларативный характер, становится педагогической реальностью.