Наиболее эффективным средством формирования и воспитания экологической культуры является экологическая деятельность в ее многообразных формах. Она – основа формирования ответственного отношения субъектов к природе. Воспитание деятельностью должно быть методическим требованием к эколого-воспитательному и образовательному процессу, так как она является «сплавом» знаний, умений, опыта, воли, потребностей, интереса, ориентации [1].
Сегодня важно обогатить содержание деятельности, в которую вовлекаются студенты, за счет:
• взаимосвязи образовательных знаний с экономическими в интересами развития прогностических способностей студентов;
• включения в воспитательный процесс туристско-краеведческой деятельности, обладающей значительным экокультурным и оздоровительным потенциалом;
• насыщения совместной деятельности общением, творчеством для придания ей большей привлекательности;
• создания в вузе особой психологической среды, ориентированной на экологические ценности (здоровый образ жизни, культуру межличностных отношений, эмоциональную отзывчивость, практическое участие в улучшении экологической ситуации в городе, районе);
• обращение к позитивным примерам природосообразной деятельности людей.
В концепции воспитания, разработанной под руководством Б.Т.Лихачева, экологическая культура рассматривается как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой.
Понятие «деятельность» с античных времен разрабатывалось преимущественно в идеалистической философии, прежде всего в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Г. Геккель, Ф. Фребель), в иррациональных идеях А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, в современном экзистенциализме (М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, Ж.П. Сартр, Р.А. Камю). Философские и психолого-педагогические аспекты деятельности раскрыты в работах В.П. Иванова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Б. Ительсона, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.И. Рувинского и др. отечественных ученых.
Ряд авторов рассматривает деятельность как одну из специфических форм поведения человека в обществе, употребляя эти понятия как синонимы. В мировой гуманитарной науке термин «деятельность» имеет широкое значение, с этим связана трудность классификации видов деятельности. В английском языке русское слово «деятельность» переводится термином «activity» и любой вид практической или познавательной активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к деятельности. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием окружающей среды, чему в большей степени соответствуют немецкие термины «Tätigkeit», «Handlung». По мнению Т.А. Савиной и А.Г. Шевцова экологическая деятельность как важнейшая, необходимая, существенная сторона деятельности общества, связанная с материально-практическим, духовно-практическим, духовно-теоретическим основанием Природы – универсальной ценности человека, общества, обретает статус своеобразной несущей конструкции формирующейся, конституирующейся экологической культуры, характеризующейся исторически определенный уровень развития взаимоотношений общества и природы.
Эффективность экологической деятельности – основы формирования экологической культуры определяется выполнением основных императивов:
1) верной ориентацией, направленной на гармонизацию системы «общество-природа»;
2) всемерным расширением и активизацией природоохранной, ресурсосберегающей деятельностью населения, в особенности молодежи;
3) культурной природоохранной, ресурсосберегающей деятельности [1].
Мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность как один из методов современного обучения, являющийся перспективной формой эколого-педагогической деятельности студентов в рамках экологического образовательного процесса. Учебно-исследовательская деятельность соединяет в себе теоретические знания и практические умения. В процессе исследовательской экодеятельности студент должен сам научиться формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперименты, делать выводы и предложения. Знания, умения и навыки, полученные в процессе исследовательской деятельности, позволят студентам в будущем по-новому взаимодействовать с природой, помогут сориентироваться во времени и пространстве адекватно социоприродной динамике.
В поисках вариантов организации учебно-исследовательской деятельности мы проанализировали ряд точек зрения на эту проблему. Наиболее приемлемой представляется точка зрения, когда организация эколого-исследовательской деятельности студентов рассматривается в контексте с туристско-краеведческой деятельностью и определяется как теоретическая и практическая база для организации их учебно-исследовательской деятельности.
Готовность к эколого-педагогической деятельности ряд исследователей (С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, В.А. Сластенин, Е.С. Сластенина и др.) определяют как одну из базовых характеристик личности преподавателя. По мнению С.С. Кашлева и С.Н. Глазачева готовность педагога к эколого-педагогической деятельности является целостным образованием, интегративным свойством его личности, системой ее качеств, обеспечивающих создание условий развития экологической культуры учащихся, формирование у них ответственного отношения к природе. Эта готовность определяет наличие у учителя системы эколого-педагогических знаний и умений, образа структуры эколого-педагогических действий, операций и постоянной направленности сознания на их выполнение; включает в себя установки на осознание эколого-педагогических целей и задач, модели вероятного поведения по их выполнению, определение условий, средств, технологий эколого-педагогической деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата в развитии экологической культуры студентов [1].
Важнейшим видом экологосообразной деятельности в процессе обучения в вузе является организация учебно-экскурсионных походов по родному краю. В условиях похода студенты проводят не только экологический мониторинг, но и знакомятся с исчезающими, редкими и охраняемыми видами растений района и области, уникальными объектами и памятниками природы, которых в Свердловской области огромное количество. Конечно же, в первую очередь студенты знакомятся с местными природными объектами. К сожалению, многие памятники природы – излюбленные места отдыха и, как следствие, находятся в плачевном состоянии. Здесь студенты имеют наглядный пример бездушного отношения к природе и, по мере возможности, стараются восстановить прежний вид объекта. Во время похода или экспедиции обязательным является очистка территории природного объекта от мусора. Очищаются от надписей скалы, вскапываются костровища и т.д. Студенты своими глазами видят и могут конкретно оценить все те негативные процессы в природе, которые вызывает деятельность человека, в то же время видя и положительный результат своей природоохранной деятельности.
Туристско-краеведческая работа как одна из форм внеучебной работы культивируется, в частности в Уральском государственном педагогическом университете на протяжении многих десятков лет. Созданы хорошие учебно-методические условия и достаточная материально-техническая база для занятий пешим, водным и лыжным туризмом. Туристические походы и соревнования традиционны.
С 2007 года предмет «Основы туристско-краеведческой деятельности» включен в учебные планы факультета туризма и гостиничного сервиса УрГПУ. Разработана и апробирована программа по данному курсу, которая представляет собой совокупность организационных приемов, средств и мероприятий экологической направленности.
Приоритетными направлениями туристско-краеведческой деятельности на факультете являются:
1. Формирование у студентов потребности здорового образа жизни.
2. Формирование экологической грамотности, что соответствует принципам развития образовательной системы региона.
3. Формирование краеведческой направленности [2].
Начальная туристская подготовка проводится на всех 1 курсах разных специальностей в течение одного учебного года. Помимо теоретических занятий, курс включает и практику в виде походов выходного дня. В полевых условиях студенты выполняют различные краеведческие задания, занимаются природоохранной и научной деятельностью.