Проблема оценки личностных достижений является одной из актуальных для современной науки. В обществе достижения индивида являются важными атрибутами, осуществляемой им деятельности в любой сфере: социальной, профессиональной, учебной, досуговой и т.п. Они отражают реализуемость поставленных целей, получение желаемого результата, а также свершение ожиданий (как со стороны самого индивида, так и со стороны окружающих людей). При этом нередко возникает ситуация, при которой значимость и целесообразность достижений личности со стороны различных субъектов процесса социального взаимодействия будет оцениваться неодинаково.
Особую значимость обозначенная проблематика приобретает при рассмотрении в условиях психологической и социальной нестабильности. Изменяющиеся условия действительности в значительной степени влияют на особенности протекания жизнедеятельности человека. Это обстоятельство в свою очередь во многом предопределяет эффективность построения конструктивной жизненной стратегии и профессиональной карьеры. Ситуация неопределенности, быстро и резко изменяющиеся условия жизнедеятельности, ощущение неудовлетворенности и неуверенности способствуют появлению особого психологического состояния, оказывающего значимое влияние на протекание процесса взаимодействия с окружающим миром, а также на оценку достиженческого потенциала личности.
Прежде всего, следует определить, какие именно ситуации в жизнедеятельности индивида относятся к категории достижения. В толковом словаре русского языка дается следующее определение: «достижение – положительный результат каких-нибудь усилий, успех» [1, с. 177]. На основании теоретического анализа подходов отечественных (Н.А. Батурин, Р.С. Вайсман, Т.О. Гордеева, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Б. Орлов, Ю.М. Орлов В.И. Степанский и др.) и зарубежных (J.W. Atkinson, D.C. McClelland H. Heckhausen, M.L. Maehr, H.A. Murray, B. Weiner) исследователей можно следующим образом определить содержание понятия «достижение» – это категория, отражающая степень реализации поставленных целей и намеченных результатов в деятельности индивида с точки зрения субъективных представлений и объективных норм.
Следует отметить, что оценка достижений строится на основе двух измерений:
– процессуальное – динамические характеристики достижения как процесса;
– результативное – рассмотрение достижения как ценности и значимости конкретного результата.
При этом достижения с одной стороны отражают нормативность развития и становления личности. В этом случае сформированность определенных нормообразующих достижений (психологические возрастные новообразования, уровни развития высших психических функций, овладение определенными навыками и умениями) способствует переходу на новые ступени развития, а их отсутствие связано с проблемами личностного и социального развития человека. А с другой стороны достижения являются результатом и показателем успешности личности в социуме, обеспечивая известность, социальное уважение, авторитет, повышая самооценку и уверенность в себе.
При рассмотрении критериев оценки личностных достижений следует отметить, что во многих областях деятельности человека сформированы определенные системы оценивания. Например, в учебной деятельности существует четкая система оценок личностных достижений обучающихся, во многих областях профессиональной деятельности человека – жесткие системы стандартов и норм труда для оценки достижений сотрудников. Это же обстоятельство касается и видов деятельности, в которых можно зафиксировать количественно измеряемые показатели (например, спортивная деятельность). Однако хотелось бы акцентировать внимание и на существовании таких категорий деятельности, в рамках которых могут существовать довольно размытые стандарты достижений.
На данный момент существует большое количество исследований, посвященных различным аспектам достижений личности, многие из них уже достаточно подробно были проанализированы нами в других работах. В связи с анализом критериев оценки личностных достижений хотелось бы остановиться на подходе одного из «пионеров» зарубежных исследователей проблем мотивации достижения. Х. Хекхаузен вводит понятие «ситуация деятельности достижения». Он подчеркивает, что каждый мотив должен быть определен совокупностью ситуаций деятельности. Ситуация деятельности – это конгруэнтность последствий действий, к которым стремится субъект – к представленным ситуацией возможностям к своему изменению соответственно желаемым последствиям. При этом, деятельность достижения всегда нацелена на решение определенной задачи.
Для ситуации деятельности достижения были выдвинуты пять условий, при одновременном присутствии которых, действия переживаются субъектом или воспринимаются наблюдателем как относящиеся к деятельности достижения (H. Heckhausen, 1974). Речь идет о следующих критериях:
1. Деятельность должна оставлять после себя осязаемый результат.
2. Данный результат должен оцениваться качественно или количественно.
3. Требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни заниженными, ни завышенными, т. е. деятельность может увенчаться успехом, но этого может и не произойти; по меньшей мере деятельность не может осуществляться без определенных затрат сил и времени.
4. Для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным.
5. Деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим [3, с. 147].
Необходимо отметить, что для оценки конкретного достижения большое значение имеет общий уровень достигнутого человеком. Например, как отмечает С.Л. Рубинштейн, в области деятельности, с которой непосредственно связаны интересы личности, возможны, с одной стороны, такие высокие достижения, которые явно превышают реальные возможности личности на данном этапе ее развития, и, с другой, – такие элементарные, которые не представляются уже для нее действительными достижениями [2]. При этом личное представление самого индивида о результате деятельности может значительно расходиться с представлением других субъектов. В связи с этим обстоятельством можно говорить о выделении объективных и субъективных критериев оценки достижений в деятельности человека.
К объективным следует отнести:
– критерий эффективности – отражает экономический эффект выполняемой деятельности;
– критерий результативности – отражает соответствие результата требованиям конкретной сложившейся ситуации;
– нормативный критерий – отражает соответствие нормам выполнения конкретного вида деятельности.
Субъективные критерии в значительной мере определяются индивидуальными и социальными представлениями о значимости данного достижения.
К субъективным критериям относятся:
– степень достижения цели – отражает соответствие цели ранее сформированным индивидуальным ожиданиям;
– эмоционально-оценочный критерий – характеризуется ощущением удовлетворенности процессом достижения и полученным результатом;
– представления окружающих людей о значимости достижения личности.
Особую направленность перечисленные критерии оценки личностных достижений приобретают в условиях нестабильности протекания деятельности. Важно учесть, что непредсказуемые и неуправляемые события более опасны в психологическом плане, чем предсказуемые и управляемые. Когда люди заранее осведомлены о предполагаемом времени надвигающихся изменений, у них есть больше времени и способностей для нейтрализации действия стрессора, есть возможность подготовиться к этим событиям, обратиться за поддержкой, скорректировать планы и стратегию поведения в новых условиях.
В условиях психологической и социальной нестабильности критерии оценки собственных и сторонних достижений претерпевают значительную трансформацию. Прежде всего, это заключается в том, что в зависимости от обстоятельств исчезает адекватность оценки (чаще всего индивид склонен переоценивать результаты своей деятельности и недооценивать достижения окружающих людей); изменяется отношение к фактору риска (возникает феномен необоснованного риска); снижается влияние интернальности по сравнению с экстернальностью в объяснении причин происходящих событий; а также деятельность сопровождается завышенными ожиданиями в отношении ее эффективности и результативности.
Таким образом, достижение – это категория, которая рассматривается современной наукой в рамках многих сфер деятельности и является значимой всегда, когда мы имеем дело с достижением цели. Но при этом необходимо обращать внимание: рассматривается ли достижение как процесс – добиться, достичь чего-либо; или как результат – ценность и значимость достижения как такового. Большое влияние на оценку достижений оказывают индивидуальные представления и объективно существующие стандарты и нормы. При этом необходимо рассматривать позицию субъекта оценки: происходит ли оценивание со стороны самого индивида, или с внешней стороны. В условиях нестабильности и неопределенности оценка достижений нередко происходит со смещением фокуса с объективных критериев на субъективные.