Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1

Каждое поколение, так или иначе, формирует свое представление об успехе. Для одних это личное благосостояние, для других – социальное положение и статус, для третьих – материальное благополучие. В одни эпохи ценится уникальность и стремление быть лучшим, в другие важно уметь быть одним из миллионов. Так или иначе, в разные времена создавались различные образцы и истории успеха, которые служили или служат ориентирами при выборе целей и определении жизненных перспектив для тысяч людей. Социальные представления об успехе варьируются и от одной социальной группы к другой. Среди социальных групп особого внимания заслуживает молодежь. Однако сама молодежь представляется очень пестрой социальной группой, внутри которой существует множество различных подгрупп, зачастую совершенно не похожих друг на друга. Насколько различны сами молодые люди сегодня, настолько различны и их представления об успехе и механизмов его достижения.

На формирование социальных представлений об успехе различных категорий населения, в частности молодежи, влияет множество факторов. Одним из таких факторов становится духовность [5]. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. Духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека [4].

Как известно, существует три мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Рассмотрим духовность как фактор формирования социальных представления об успехе различных категорий населения с точки зрения каждой из религий.

Священной книгой в христианской религии является Библия. Понятие успеха в Библии – просто. Оно сродни удаче, которая не добывается, не зарабатывается и не просчитывается, а дарится, дается, в конце концов, приходит, что можно вывести из контекста, в который включается это слово. В христианской религии не обольщаются относительно собственной способности «располагать» ситуацией», все находится в руках Бога, как говорится «От тюрьмы и от сумы не зарекаются», и от успеха тоже. Агрессивность, с которой ассоциируется современный успешный человек, со всех сторон обступает людей, рождает потребность в спасительном рецепте. Этим спасительным рецептом становится духовное обращение к Богу [8].

Христианская духовность основывается на десяти заповедях, которые были даны самим Богом Моисею: не сотвори себе другого Бога; не сотвори себе кумира; не клянись и не призывай «О Боже!», если нечего ему сказать; работай 6 дней, а 7-й посвяти Богу; слушай и уважай родителей; не убивай живое; не прелюбодействуй; не кради; не лги; не желай чужого, даже в мыслях [2].

В исламе Cвященный Коран – конституция, которую Аллах ниспослал Своему посланнику для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения с Господом, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную миссию. Коран включает в себя предписания явные, регулирующие внутреннюю и внешнюю жизнь верующих, и предписания иносказательные, исполненные глубокого духовного смысла [10, 33]. Исламисты принимают эту милость, придерживаются божественного руководства, следуют его предписаниям, подчиняются его велениям, избегают его запретов и не преступают его ограничений. Коран воспитывает исламистов в духе праведности, богобоязненности и благонравия. Следование кораническим путем – это залог счастья и преуспевания, тогда как отдаление от него – причина несчастья [1].

Так в 1964 году чемпион мира по боксу Кассиус Клей принял ислам, получил новое имя – Мохаммед Али и неукоснительно следовал всем правилам религии – не пить алкоголь, не курить, не петь светских песен, не воевать и так далее. В итоге он стал мусульманским священником, а принятие ислама назвал своим главным успехом в жизни.

В последнее время все большую популярность приобретает буддизм. Люди в разных странах меняют свою веру на буддизм, утверждают, что таким образом обретают гармонию и спокойствие, что для них соответствует социальным представлениям об успехе.

В России до реформ Горбачева случаи обращения к буддизму были достаточно редки (не учитывая бурят, калмыков и тывинцев), то с началом реформ и с открытием границ, такого рода обращения становятся более массовыми. Несколько десятков русских буддистов стали, по меньшей мере, несколькими тысячами. Русские буддисты в своём большинстве – люди с высшим или незаконченным высшим образованием, близкие к академической среде, с высокими интеллектуальными интересами и часто с широким кругозором, выходящим за пределы чисто религиозные. У них нет политических и национальных пристрастий, и они более соответствуют универсальному характеру буддизма [3].

К базовым идеям буддизма относятся четыре Благородные Истины. Первая истина о страдании. Все есть страдание: рождение, болезнь, смерть, соединение с неприятным, разлучение с приятным. Вторая истина о причине страдания. Эта причина – влечение, желание. Третья истина о прекращении страдания (о нирване). Четвертая истина о пути, ведущем к прекращению страданий (о Благородном Восьмеричном Пути) [6].

Всемирно известная писательница Джоанна К. Ролинг (автор серии книг о Гарри Поттере) считает девизом своей жизни первую из четырех великих истин Будды. Жизнь не обязательно должна быть приятной. Задача человека – смиренно принимать трудности и действовать, несмотря ни на что. Писательница уверена, что даже из самой безысходной и ужасной ситуации можно найти выход [7, 357].

Непобедимые воины легендарного Шаолиня свои секреты физического и духовного развития основывают на 12 принципах: принцип настоящего, решимость, внимательность, отказ от желаний, самообладание, неторопливость, подражание, принцип возможности, уступки, превосходство, освобождение от предвзятости, самопознание [9].

По утверждению американского писателя Стефана М., ориентировавшегося в своей деятельности на духовный опыт азиатских стан, духовность – критическая сторона нашего человечества, которую необходимо осознать, потому что она является гарантией, скрытым фактором успеха [5].