Проведен анализ принципов оценки эффективности инновационных проектов в сфере транспорта. Выделены три аспекта оценки инновационных проектов: экономический, системный, информационный. Показано, что экономический аспект включает коммерческую оценку проекта и оценку социальной эффективности. Показано значение системного подхода при анализе инновационных проектов. Раскрывается информационный аспект оценки эффективности. Показана необходимость открытых инноваций в сфере транспорта. Показано, что управление транспортом связано с реальным пространством, геодезическими данными и временными данными, поэтому при оценке инновационных проектов в сфере транспорта необходимо учитывать пространственные отношения.
Прежде чем определять эффективность, необходимо выбрать критерий классификации инноваций. За рубежом в качестве основополагающего документа применяют руководство [1], которое сокращенно называют «Руководство Осло», принятое Международной организацией сотрудничества и развития (OECD). Этот документ [1] обращает внимание на следующие аспекты предшествующие оценке эффективности: различие между понятиями новация и инновация; типизацию инноваций; существенные признаки инноваций.
Следует отметить, что в России, особенно в не экономических сферах и отраслях, инновацией часто называют любое нововведение, без какого либо анализа и обоснования. Тем более не используют документ [1]. Еще одна особенность состоит в том, что Западная инновационная модель ориентирована на конечного потребителя, что подчеркивает рыночный характер инноваций. Основным заказчиком и потребителем в России является государство, поэтому оно определяет цель инноваций и инновационного развития. Основу инноваций составляют продуктовые и процессные инновации.
Для анализа инновационного проекта необходимо классифицировать его с определенным типом инновации [2]. Если инновация не соотнесена с известными типами, авторы инновации сами не понимают, что они создали. В соответствии с руководством OECD инновации по аспекту результата подразделяют на четыре типа: продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные [1].
Эффективность инновационного проекта – категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников [2]. В информационном поле это означает наличие информационного соответствия между целями и функциональными возможностями проекта [3].
Концептуальная модель [2] оценки эффективности инновационных проектов включает три аспекта: экономический, системный, информационный. Главным является экономический аспект. Системный и информационный позволяют расширять анализ, и, если необходимо, проводить моделирование для оценки эффективности.
Экономическая эффективность инновационного проекта включает в себя: общественную (социально-экономическую) эффективность проекта и коммерческую эффективность проекта. Коммерческая эффективность определяется на основе расчетов [4], общественная чаще всего на основе экспертных оценок. В социальной сфере большинство инновационных проектов имеют общественную эффективность, которая оценивается экспертными методами и часто самими разработчиками. Если отрасль выполняет социальные функции, то необходимо принимать во внимание социально-экономическую эффективность проектов. Железная дорога решает много социальных задач, поэтому использовать только коммерческую составляющую при эффективности инновационного проекта – некорректно.
Системный подход в своей основе рассматривает инновацию как сложную систему [5]. Это дает основание переносить опыт применения и продвижения одних инноваций при создании и реализации других.
Информационный подход основан на построении информационных единиц [6] и информационных моделей ситуации, связанной с проектами и средой в которой эти проекты внедряются. Анализ моделей инновационных проектов показал, что каждый проект имеет свою микросреду. В этой микросреде существуют проекты, связанные с инновациями [7]. Они не являются инновационными, но на эффективность инновации влияют.
Анализ внешней среды показывает, что железная дорога представляет собой геотехническую систему [8], имеющую внутреннюю структуру и инфраструктуру, активно взаимодействующую с внешней средой и решающую важные экономические и социальные задачи страны. Управление транспортом связано с реальным пространством, геодезическими данными и временными данными, поэтому при оценке инновационных проектов в сфере транспорта необходимо учитывать пространственные отношения [9]
В последние годы транспортными компаниями при обновлении производственного потенциала па основе продуктовых и процессных инноваций все чаще используется подход, базирующийся на теории жизненного цикла. Сущность его заключается в рассмотрении инновационного процесса как динамически синхронизированного во времени и в пространстве по ресурсному обеспечению и экономической ответственности каждого его участника. Однако при внедрении инновационных проектов вследствие ограниченности собственных интеллектуальных и технологических ресурсов, многие подразделения ОАО РЖД не могут полагаться исключительно на свои собственные ресурсы. Это приводит к необходимости применения открытых инноваций [10]. В сфере железнодорожного транспорта открытые инновации особенно эффективны из-за сложной транспортной инфраструктуры и большого числа факторов, влияющих на работу железнодорожного транспорта и определяющих его эффективность. Это приводит к необходимости новой форы управления инновационным процессом многоцелевым управлением [11].
Использование электронных или цифровых информационных ресурсов делает возможным построение циклической информационной модели оценки эффективности проектов на ЖД транспорте.
В целом оценка эффективности инновационных проектов на железнодорожном транспорте имеет свою специфику и не может быть адекватной без учета особенностей транспортной сферы отмеченных выше.