Проведен анализ состояния и развития национальной инфраструктуры пространственных данных. Показана необходимость создания таких информационных центров и систем. Дается лингвистический анализ этого термина. Показана содержательная составляющая термина: стандарты, концепции, система обслуживания. Отмечено, что основой инфраструктуры пространственных данных являются региональные и федеральные фонды хранения пространственной информации. Показаны основы организации таких фондов. Описана связь между инфраструктурой пространственных данных и пространственными отношениями и геореференцией. Показано, что создание инфраструктуры пространственных данных повышает эффективность экономики и управления.
Большой объем пространственных данных, накопленный в результате производственной деятельности различных предприятий, разнообразие их форм и структур затрудняют, а иногда препятствуют процессам использования пространственной информации. Новые требования рынка, предъявляемые к информации о местности, и развитие информационных технологий обуславливают необходимость поиска новых решений.
Выход из сложившейся ситуации видится в создании условий, обеспечивающих доступ потребителей к пространственным данным в электронном виде и их эффективное использование. За рубежом подобного рода системы получили название «инфраструктуры пространственных данных» (ИПД). Для создания такой системы в России в 2006 году была принята и одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» [2].
В настоящее время имеет место проблема при трактовке понятия ИПД в России. Многие специалисты понимают этот термин буквально. Это ошибочное толкование.
Одно из первых определений инфраструктуры пространственных данных (ИПД) или (Spatial Data Infrastructure – SDI) было приведено в исполнительном указе президента США Уильяма Джефферсона Клинтона № 12906 от 13.04.94 г. о начале работ по созданию национальной ИПД (National Spatial Data Infrastructure- NSDI) в США. В указе ИПД определяется как «Совокупность технологий, политики, стандартов и человеческих ресурсов, необходимых для сбора, обработки, накопления, хранения, распределения и улучшенного использования пространственных данных». Как видим «инфраструктура данных» как самостоятельный объект отсутствует в этой трактовке.
В директиве по созданию Европейской ИПД (INSPIRE) [2], дается следующее определение ИПД: «инфраструктура пространственных данных – это метаданные, наборы пространственных данных и сервисы для их обработки, сетевые сервисы и технологии, соглашения о доступе, обмене и использовании информации, механизмы координации и мониторинга, процессы и процедуры описанные, реализованные и доступные в рамках настоящей Директивы». По существу в данном определении слово «это» тождественно слову «совокупность».
В Российском документе «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации» [2] дается такое определение ИПД.
«Инфраструктура пространственных данных Российской Федерации – территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных». И в этом определении «инфраструктура данных» как самостоятельный объект отсутствует. Поэтому для ИПД необходимо различать обозначение объекта и его функциональное назначение и не отождествлять их между собой.
Инфраструктура пространственных данных – это стандарты, система и принципы, на основе которых создается информационная среда поддержки управленческих решений в региональной экономике, в пространственной экономике, в сфере землепользования.
Именно для устранения недостатков в развитии ИПД в сравнеии с зарубежными странами была принята концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных РФ. Главные задачи создания ИПД в аспекте пространственного управления следующие:
Создание единых стандартов и принципов хранения пространственных данных, на территорию РФ.
Создание региональных и федеральных фондов пространственных данных [3] которые будут служить основой ИПД
Создание информационных ресурсов [4] для пользователей пространственных данных на всех уровнях управления и применения: глобального, национального, регионального, муниципального, локального;
Создание возможности доступа к пространственной информации со стороны государственных и коммерческих организаций и простых граждан.
Фиксация и обновление пространственных отношений для решения экономических и коммерческих задач [5].
Мониторинг и обновление ИПД на основе специальных систем мониторинга [6].
Поддержка систем статистического и геостатистического анализа [7].
Организацию на основе ИПД геореференцных систем для поиска информации и получения новых знаний [8, 9].
Обеспечение информационного взаимодействия держателей и потребителей данных.
В зарубежных странах организацию работ по созданию ИПД, как правило, осуществляет межведомственный орган с широкими полномочиями в сфере координации деятельности органов власти всех уровней и организаций посредством создания нормативной правовой базы, проведения научно-технической политики, внедрения новых технологий, обучения кадров. В России пока такого органа нет, но головной организацией ответственной за работы в этой области определен Росреестр.
Многолетняя практика разработок концептуальных основ и реализации национальных ИПД позволила выделить в их составе следующие составляющие: базовая пространственная информация; базы пространственных данных; система стандартизации пространственных данных. Проекты некоторых национальных ИПД содержат четвертый компонент – институциональную основу [10]. Это институции, органы, механизмы координации, службы, обеспечивающие ее проектирование и реализацию.
Организация ИПД позволит обеспечить:
– повышение качества и эффективности управления на государственном и муниципальном уровнях за счет дополнительного использования пространственных данных при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;
– повышение прозрачности принятия решений при территориальном управлении;
– стимулирование инвестиций в развитие территорий за счет упрощения процедур пространственного анализа
Выводы. Таким образом, развитие инфраструктуры пространственных данных обеспечивает более эффективную поддержку управленческих решений и является шагом в создании единого социально-экономического пространства России.