Пиодермии являются одним из наиболее распространенных дерматозов и составляют от 17 до 43 % в общей структуре кожной патологии [2]. По данным исследователей распространенность пиодермии у больных с психическими расстройствами составляет 17,3 % [4]. Современные эпидемиологические исследования [3] показали, что в Российской Федерации распространенность шизофрении у больных, имеющих соматические заболевания, достоверно выше, чем у населения и составляет 6,2 % против 1 % в общей популяции. В результате многочисленных исследований было установлено, что преобладающими являются не только биологическая теория возникновения шизофрении, концепции наследственной и конституциональной зависимости, аутоинтоксикации [5], но и существенные нарушения со стороны иммунной системы [1]. Нарушения в иммунной системе являются и одними из предрасполагающих факторов для развития пиодермии – обширной и распространенной группы инфекционных заболеваний кожи, составляющей около трети всей кожной патологии. В то же время проблема шизофрении у больных общемедицинской сети, в целом, и пиодермии у них, в частности, остается недостаточно разработанной. Высокая частота заболеваемости пиодермией у больных шизофренией, нередко с хроническим, рецидивирующим злокачественным течением, резистентность отдельных клинических форм к терапии, развитие инвалидизирующих осложнений определяют актуальность проблемы и диктуют необходимость более углубленного изучения этих заболеваний с целью совершенствования методов их лечения.
Цель исследования: изучение состояния иммунной системы у больных шизофренией коморбидных с пиодермией в зависимости от наличия резистентности к психофармакотерапии.
Проведено клинико-лабораторное обследование 61 больного шизофренией коморбидных с пиодермией в возрасте от 18 до 70 лет. Для изучения взаимосвязи нарушений параметров иммунной системы и наличия резистентности к психофармакотерапии у больных шизофренией коморбидных с пиодермией обследуемые были разделены на две группы. Первую группу составили больные в количестве 28 человек, имеющие резистентность к психофармакотерапии. Вторую группу составили больные в количестве 33 человека, не имеющие резистентности к психофармакотерапии. Группу здоровых составили 30 доноров, не имеющих кожной и психической патологий. Иммунную систему изучали с помощью унифицированных методов. У больных оценивали состояние системы Т- и В-лимфоцитов, фагоцитарной активности нейтрофилов, концентрацию sL-селектина. Иммунофенотипирование лимфоцитов (определение популяций и субпопуляций лимфоцитов) проводили в цельной крови методом прямой иммунофлуоресценции с моноклональными антителами производства ООО «Сорбент» (Россия, Москва) по методике разработчиков. Для измерения уровня человеческого sL-селектина (лейкоцитарная молекула адгезии-1) в сыворотке использовался иммуноферментный метод с применением пероксидазы хрена в качестве индикаторного фермента (Bender MedSystems, Австрия).
По результатам исследования у больных шизофренией коморбидных с пиодермией, патологический процесс сопровождался достоверным увеличением абсолютного количества нейтрофилов в периферической крови на 18,3 % и оно достигало 2,900 ± 0,080 у больных, резистентных к психофармакотерапии, при его значении у здоровых 2,370 ± 0,133 и было достоверно повышено у больных, не резистентных к психофармакотерапии, до 3,080 ± 0,050.
Фагоцитарная активность нейтрофилов была достоверно снижена до 2,030 ± 0,080 во второй группе больных и достоверно повышена у больных первой группы (2,730 ± 0,190). В первой группе больных шизофренией коморбидных с пиодермией параметры спонтанного и стимулированного НСТ-теста были достоверно повышены на 29,7 и 25,0 %. Патологический процесс сопровождался достоверным снижением фагоцитарного числа по сравнению со здоровыми, что свидетельствовало об изменении поглотительной способности нейтрофилов. Средние статистические значения их равнялись – 4,001 ± 0,010 (p < 0,001) и у здоровых – 5,726 ± 0,316. В группе больных, не резистентных к психофармакотерапии, в сравнении с первой группой наблюдалось достоверное повышение этого параметра до 4,090 ± 0,020 (p < 0,001). У больных шизофренией коморбидных с пиодермией наблюдалось достоверное снижение количества CD3+лф в группе резистентных к психофармакотерапии. Так, этот показатель в группе здоровых составил 1,367 ± 0,060, а у пациентов первой группы CD3+лф были значимо снижены до 0,820 ± 0,030 (p < 0,001). Количество CD3+лф в группе больных, не резистентных к психофармакотерапии, в сравнении с первой группой достоверно повышалось до 0,970 ± 0,040 (p < 0,01). Количество CD8+лф при шизофрении также было достоверно снижено по сравнению со здоровыми. Так, если у здоровых этот показатель был равен 0,75 ± 0,029, то у больных шизофренией коморбидных с пиодермией, резистентных к психофармакотерапии, он был снижен до 0,312 ± 0,030 (p < 0,001). В группе больных, не резистентных к психофармакотерапии, в сравнении с первой группой наблюдалось достоверное повышение этого параметра до 0,391 ± 0,020 (p < 0,05). Результаты анализа изменения клеточного звена иммунитета у больных шизофренией коморбидных с пиодермией показали наличие ряда нарушений иммунного ответа.
Таким образом, по результатам полученных данных у больных шизофренией коморбидных с пиодермией, имеющих резистентность к психофармакотерапии наблюдается выраженный клеточный иммунодефицит, значимые изменения неспецифического звена иммунитета, которые в целом согласуются с закономерностями иммунологических нарушений, выявляемых у больных шизофренией, и показывают более глубокие нарушения показателей звеньев иммунитета у больных, резистентных к психофармакотерапии.