Качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности, уровень цивилизованности и экономического развития общества [1, 2]. Первоосновой качества жизни принято считать качество жизнедеятельности; сама же категория качества жизни рассматривается как интегральная качественная характеристика жизни людей, раскрывающая по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также условия жизнеспособности общества как целостного социального организма. Одной из важнейших задач является оценка качества жизни молодых людей допризывного и призывного возрастов, включающая оценку состояния их здоровья, факторов риска, способствующих его ухудшению, других явлений, негативно сказывающихся на качестве жизни юношей. Она позволит выработать и обосновать направления укрепления здоровья лиц, подлежащих призыву на военную службу.
В процессе комплексного изучения состояния здоровья и качества жизни допризывников и призывников, проводившегося для определения их готовности к службе в рядах ВС РФ на базе Краснодарского краевого военкомата и Кубанского государственного медицинского университета в 2010–2012 гг., нашим исследованием было охвачено 426 чел. Из числа анкетированных юношей в возрасте 17 лет было 136 чел., 18 лет – 111 чел., 19 лет – 105 чел. и в 20 лет – 74 чел. Были использованы вопросники, выявляющие удовлетворенность качеством жизни, самооценку состояния здоровья, определение свойств личности молодых людей.
В понятии «качество жизни» имеет значение самооценка индивидуумом степени удовлетворенности жизнью. Примечательно, что респонденты отмечали достаточно полную удовлетворенность жизнью. Однако у юношей различных возрастов наблюдается стойкая тенденция снижения этого показателя к 21 году. В 2010/2011 г. имел место некоторый процент крайне негативных оценок, практически отсутствующий в 2011/2012 г. Это можно объяснить тем, что большая часть лиц, давших своей жизни негативную оценку в 2010/2011 г., на второй год обследования выше оценила ее качество. При ответе на вопрос «Как бы Вы оценили свое здоровье?» преобладают осторожные оценки, а крайние варианты практически не встречаются. В целом за два года наблюдения не отмечено существенной динамики самооценки состояния здоровья. Сопоставляя эти данные с удовлетворенностью качеством жизни, можно высказать предположение о небольшой роли самоощущения здоровья в формировании самооценки удовлетворенностью жизнью у достаточно благополучных лиц. При этом у лиц с низкой удовлетворенностью качеством жизни имеют место самые низкие значения удовлетворенности состоянием здоровья. При самооценке динамики состояния здоровья юношей большинство отмечает, что их состояние здоровья существенно не изменилось. Наибольшие сдвиги самооценки динамики состояния здоровья в худшую сторону характерны для возрастной категории 20–21 год, а наиболее стабилен этот показатель среди 19-летних. С возрастом наблюдается отрицательная динамика самооценки состояния здоровья.
Одной из составляющих качества жизни юношей является психическое здоровье. В 2010/2011 и 2011/2012 гг. мы проводили психологическое тестирование, в основе которого лежало определение свойств личности молодых людей с помощью опросников Стреляу и Юнга, уровня тревожности по шкале Спилбергера и Ханина, нервно-психической устойчивости по методике «Прогноз-2». Установлено, что среди исследуемого контингента преобладают личности с сильным уравновешенным, как подвижным, так и инертным типом высшей нервной деятельности, для которых характерна значительная сила нервных процессов.
При анализе типа личности юношей по методике Юнга было обнаружено как бы соединение нескольких типов высшей нервной деятельности в одной личности, т.е. среди юношей преобладают амбоверты, объединяющие в себе черты экстравертов (сильный тип) и интравертов (слабый тип). Анализе нервно-психической устойчивости (методика «Прогноз-2») у основной массы опрошенных выявил средний и низкий уровни нервно-психической устойчивости. При этом показатель устойчивости уменьшается от 17 лет к 20 годам. Снижение нервно-психической устойчивости совпадает и может объясняться данными оценки личностной тревожности. Около половины юношей характеризуются высоким уровнем тревожности, а доля лиц с низким значением этого показателя составляет менее 10 %. Если в 17-летнем возрасте различия в количестве юношей с высоким уровнем тревожности мало заметны, то в 21 год можно говорить об усилении тревожности. Настораживает факт, что в 21 год не выявлено лиц с низким уровнем личностной тревожности. Это указывает на серьезность проблемы психологической адаптации не только в 17 лет, но и в старшем возрасте.
При оценке вклада психического здоровья в осознание юношами удовлетворенности качеством жизни были получены следующие показатели. Анализ показателя удовлетворенности жизнью у обследуемых с различным типом высшей нервной деятельности (определенным по методу Стреляу) показал, что в наибольшей степени удовлетворены качеством своей жизни сангвиники и флегматики. Как ни странно, холерики дают более пессимистичные ответы, преобладает оценка: «более или менее удовлетворены жизнью». Среди лиц, дающих самую низкую оценку данному показателю, увеличивается доля меланхоликов. Интересно, что среди экстравертов отсутствуют лица с очень низкой степенью самоудовлетворенности, в то время как среди интравертов они составляют большинство. Полученные данные указывают на важную роль типа личности юноши при самоооценке качества жизни.
Обращает внимание четкая связь степени удовлетворенности своей жизнью с уровнем нервно-психической устойчивости. Так, для лиц с высоким уровнем самоощущения характерен хороший уровень нервно-психической устойчивости, в то время как у юношей, низко оценивающих качество своей жизни, преобладает низкий уровень. Явно прослеживается зависимость самооценки собственной жизни и тревожности, как личностной, так и реактивной. Оказалось, что чем выше уровень самооценки качества жизни, тем ниже показатели тревожности. При анализе умственной работоспособности в целом можно отметить повышение коэффициента продуктивности от 17-летнего возраста к 21 году, однако качество дифференцировочных реакций практически не меняется. При определении коэффициента корреляции между показателями умственной работоспособности и оценкой качества жизни не выявлено зависимости степени удовлетворенности жизнью от этого показателя.
Таким образом, необходимо отметить высокую роль психического здоровья при самооценке юношами качества жизни и недооценку роли интеллектуальных данных в формировании положительных жизненных эмоций. Существенное значение в формировании представления о высоком уровне качества жизни имеют психологические особенности личности. Происходящее снижение самооценки качества жизни связано, вероятно, с фазными изменениями личностной и реактивной тревожности, ее повышенным уровнем к 21 году жизни. Психологический дискомфорт, проявляющийся снижением нервно-психической устойчивости, может, очевидно, предопределять негативную оценку качества собственной жизни.