Рост профессий, требующих применения видеодисплейных терминалов (ВДТ), становится техногенной особенностью современного периода. В данном контексте оценка профессионального риска для здоровья от воздействия вредных факторов производственной среды профессиональных пользователей ВДТ выступает как один из приоритетных и эффективных инструментов обоснования управленческих решений в области охраны здоровья работающего человека, в силу чего, рабочее место следует рассматривать в качестве объекта изучения профессиональных рисков.
Проблема труда операторов связи, как профессиональных пользователей ВДТ, приобретает сегодня все большую актуальность, поскольку выполнение операторских функций в рамках сложных технологических операций накладывает на него высокую ответственность, точность и безошибочность выполняемых действий [1, 2]. Вместе с тем, подобная техногенная интенсификация труда породила другую проблему – проблему безопасности компьютеров и ВДТ, в отношении здоровья самих пользователей, в числе которых операторы различных служб. Обмен информацией между оператором и компьютером осуществляется, как правило, через ВДТ. Главные задачи оператора связи состоят в приеме, вводе, считывании вербальной и невербальной знаково-символьной информации и выдаче результатов заказчику. Высокие квалификационные требования обеспечения правильного и качественного обслуживания абонента, которые постоянно контролируются, необходимость быстро воспринимать, запоминать, перерабатывать поступающую информацию и давать правильные ответы на различные вопросы, а также возможные конфликты с абонентами обусловливают повышенную нервно-эмоциональную нагрузку операторов связи и телефонистов [3–7]. В этой связи становятся более очевидными причинно-следственные связи между условиями производства, характером труда и состоянием здоровья пользователей ВДТ.
В данной работе представлены результаты социологического исследования на основе анкетного опроса, проведенного в операторских и справочно-информационных службах АО «Казахтелеком», которым было охвачено 250 женщин, в числе которых 147 телефонисток Центра инфосервиса и 103 оператора связи Центра информационной поддержки потребителей и качества услуг. Характер их профессиональной деятельности учитывал такие виды нагрузок, как эргономические, информационно-интеллектуальные, сенсорные, психоэмоциональные, режимно-сменные, а также монотонность нагрузок. Анкета включала 30 независимых вопросов, сгруппированных по следующим факторам: возраст, стаж, условия, режим труда и отдыха, отношение к оздоровительным мероприятиям, состояние здоровья на основе субъективного восприятия. Средний возраст женщин, принявших участие в анкетном опросе, составил 40,8 ± 1,1 лет при стаже 15,6 ± 1,4 лет. Был проведен корреляционный анализ распространенности различных ответов с возрастом, стажем и профессиональной деятельностью. Эти связи не были разобщены, а образовывали систему прямых и обратных взаимодействий. Достоверными связями считали те, в которых уровень значимости достигал 95 % и более.
Анализ субъективной оценки условий труда на рабочем месте, показал, что большинство опрошенных операторов и телефонисток (55 %) оценивали условия труда как удовлетворительные, однако 14 % респондентов отметили, что условия труда плохие. При этом, 39 % работников ВДТ отметили, что условиях производства не изменились (39 %), а то и стали, по мнению 7 % опрошенных, хуже. Вопрос, касающийся удобства работы их рабочем месте выявил 15 % лиц, считающих рабочее место не комфортным и вызывающим постоянное напряжение и утомление. Корреляционный анализ определил прямую достоверно значимую связь между субъективной оценкой условий труда и удобства рабочего места (r = 0,56).
Как показала гигиеническая оценка условий работы с ВДТ, операторы связи подвергались воздействию комплекса различных неблагоприятных факторов, из которых по данным субъективной оценки около половины респондентов (43 %) указали на недостаточную освещенность рабочего места, определив его ведущей помехой для осуществления прямых трудовых операций, связанных с различением буквенно-цифровой зрительной информации на видеодисплее. Следующим неблагоприятным фактором определили производственный шум (37 %). 12 % операторов и телефонисток выделили наличие сквозняков на рабочем месте, как фактор, отвлекающий от работы. По данным корреляционного анализа влияние вредных производственных факторов воспринималось как помехи работе и зависело от специфики и условий трудовых действий (r = 0,43). Подобное восприятие ослаблялось с возрастом рассматриваемых профессиональных групп (r = –0,45).
По мнению 73 % работающих в службе связи женщин темп выполнения основной работы характеризовался как высокий, 5,1 % – очень высокий. Подобный, быстрый темп работы в условиях дефицита времени способствовал угнетению процессов возбуждения в центральной нервной системе, росту психо-эмоционального напряжения и развитию утомления работников ВДТ. Субъективно условия труда зависели от времени воздействия факторов производства (r = 0,41) и сказывались на субъективном восприятии их изменений за последний период (r = 0,49). Отмечалась корреляционная зависимость между длительностью воздействия вредных факторов и формирующейся усталостью и утомлением (r = 0,35), с которыми была отмечена статистически значимая связь числа наклонов и поворотов при работе (r = –0,35). Вместе с тем, субъективно на темп работы оказывала влияние специфика труда (r = –0,44), и это восприятие снижалось с увеличением возраста операторов и телефонисток (r = –0,33), что подтверждалось оценкой условий труда (r = 0,47) и воздействием производственных факторов (r = 0,38). По мнению всех опрошенных, ухудшение состояния здоровья обратно зависело от высокого темпа операторского труда (r = –0,33).
Преимущественное большинство опрошенных (76 %) характеризуют рабочую позу как фиксированную, усугубляющую напряжение и тонус мышц, в основном шейного отдела позвоночника. За смену больше половины работников ВДТ (57 %) редко удается изменить позу, остальные (43 %) считают, что они вообще ограничены в движениях. По данным корреляционного анализа выявлена прямая умеренная зависимость рабочей позой от субъективного восприятия удобства на рабочем месте (r = 0,50) и ограниченной двигательной активности от длительности рабочей смены (r = –0,43), что объясняется развитием и влиянием нервно-эмоционального напряжения на общую активность и работоспособность организма.
Как уже указывалось характер, содержание труда операторов связи связаны с активацией психических функций, способствуя формированию и прогрессированию утомления ассоциативных зон коры головного мозга и сенсорных систем. При анализе ответов на вопрос «Требует ли основная работа постоянного напряжения отдельно зрения или слуха, напряжения внимания или всех функций вместе?» выявлено, что 73 % респондентов в процессе работы жаловались на напряжение всех анализаторов, а также внимания, 14,8 % указала на частое напряжение зрения. Корреляционный анализ показал, что имеется положительная связь между напряжением всех сенсорных систем, неудобной рабочей позой (r = 0,45), темпом работы (r = 0,44) и интенсивностью утомления (r = 0,49).
Определение наличия производственных простоев во время работы, причин их возникновения и средней длительности, обнаружил, что, по мнению 49 % работников ВДТ простои бывают и чаще всего по причине технических неполадок (70 %), некоторые (30 %) связывали случаи простоев с производственной необходимостью. Корреляционный анализ выявил тесную зависимость состояния здоровья организма работников ВДТ от специфики и условий труда: время вынужденных простоев оказывало прямое влияние на напряжение сенсорных систем (r = 0,57), на развитие утомления (r = 0,41) и состояние здоровья (r = –0,33).
При оценке состояния своего здоровья 59 % опрошенных отметили удовлетворенность здоровьем, 9,7 % указали на плохое его состояние. 37 % операторов связи и телефонисток во время работы постоянно чувствовали себя уставшими, утомленными, причем 52 % опрошенных считали наиболее утомительной дневную рабочую смену, а 13 % – вечернюю и ночную смены. Чаще всего чувство усталости и утомления преимущественное большинство работников ВДТ (82 %) испытывали в конце рабочей смены, из них 44 % опрошенных чувствовали умеренную усталость, тогда как 15 % – очень уставали. Установлены прямые корреляционные зависимости низкой самооценки здоровья от стажа работы (r = 0,39), отрицательные связи уровня здоровья и условий труда (r = –0,40), времени наступления утомления (r = –0,43), локализации усталости (r = –0,39), воздействующих факторов (r = –0,37).
На вопрос анкеты «в чем проявляется Ваше чувство утомления во время выполнения работы?» операторы связи ответили неоднозначно: 37 % опрошенных из числа ответов, характеризующих формирование вегетативных нарушений, указали на появление головной боли, 35 % отметили повышенную раздражительность, несдержанность, 17 % – головокружение, 5,7 % – шум в ушах, 5,3 % – неприятные ощущения в области сердца. При этом на вопрос «как часто и интенсивно возникали вышеперечисленные жалобы?» 43,5 % респондентов отметили, что данные нарушения со стороны вегетативной нервной системы их беспокоили 1 раз в месяц и достаточно ощутимо, у 35,3 % – 1 раз в неделю, у 21,2 % – ежедневно. Между отмеченными вегетативными проявлениями, влиянием производственных факторов установлена положительная корреляционная зависимость (r = 0,63).
Как показал анализ анкетирования в отношении проявлений чувства утомления по окончании рабочей смены, то 37 % работников ВДТ указали, что утомление у них проявляется в основном усталостью глаз, общую слабость отметили 33 % опрошенных, на снижение аппетита и расстройство пищеварения указали 5,8 %, на нарушение сна – 12,5 %, на чувство неопределенного беспокойства и тревоги – 5,5 %, а также на другие проявления в виде сонливости, вялости. Фиксированная рабочая поза работников ВДТ в службах связи и специфика выполняемых трудовых операций на клавиатуре оказывали непосредственное влияние на появление мышечной усталости и ее локализацию по субъективному мнению опрошенных лиц. После работы у операторов связи и телефонисток в 33 % случаев отмечалось появление тяжести и усталости в области шеи, болезненные ощущения и тяжесть в руках ощутили 15,7 % респондентов, в ногах – 7,5 %, в спине – 27,5 %, а также неприятные ощущения и чувство разбитости во всем теле испытали 16,3 % опрошенных.
Вопрос «за какой период исчезают нарушения самочувствия?» у опрошенных лиц выявил следующие ответы: определенной части работников ВДТ (25 %) достаточно было 1 часа после окончания рабочей смены для восстановления работоспособности, большинству (43 %) достаточно было хорошего сна в течение 6–8 часов. Однако, были и те (15,3 %), которые восстанавливались в течение выходных дней, у 4,5 % опрошенных нарушения самочувствия не проходили до следующей смены, у 11,2 % не исчезали на протяжении всей недели. Потому большинство респондентов (55,4 %) иногда вынуждены были выходить на работу в состоянии усталости и утомления. Некоторые (11,5 %) отмечали, что им постоянно приходилось работать не отдохнувшими, однако, 33,1 % опрошенных лиц удавалось отдохнуть, восстановить работоспособность и нарушенное самочувствие, после чего выходили на работу.
Корреляционный анализ определил зависимость между локализацией мышечной усталости и оценкой состояния здоровья (r = –0,44), периодом восстановления нарушенного самочувствия и степенью выраженности утомления (r = 0,51), временем рабочей смены (r = 0,42), влиянием производственных факторов (r = 0,45), между периодом восстановления самочувствия и частотой заболеваний (r = 0,33), частотой освобождений от работы по болезни (r = –0,40).
Из числа производственных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на состояние здоровья и вызывающих развитие патологических нарушений, по субъективному мнению опрошенных женщин, 33 % составил шум, по 21,5 % – низкие освещенность и температура, 14,5 % – напряженность труда, 9,5 % – другие факторы, как яркость экрана видеодисплея, повышенная скорость движения воздуха, вынужденная рабочая поза. Воздействие отмеченных производственных факторов способствовало развитию утомления (53,5 %), снижая качество выполнения трудовых операций (33,4 %), и вызывая раздражение у опрошенных лиц (13,1 %).
Производственные факторы по данным субъективной оценки их восприятия опрошенными операторами связи и телефонистками влияли на общую оценку условий трудовой деятельности (r = 0,41). При этом, их суждения об отсутствии совершенствования условий труда в последнее время(r = 0,37) коррелировали с самооценкой здоровья (r = –0,38), возникновением утомления в процессе работы (r = 0,60) и нарушением общего самочувствия (r = 0,51).
Анализ ответов на вопросы «как часто Вы болели за последний год?» и «пользовались ли Вы освобождением от работы во время болезни?» выявил следующее: большинство работников ВДТ (59 %) болели за последний год, из которых 23 % болели более 3 раз в году, 37,4 % – болели не более 3 раз. По состоянию здоровья просили освободить от работы 24,3 % опрошенных лиц, 41 % – просили иногда, 34,7 – практически не прибегали к освобождению от работы. При этом, характер недугов за предыдущий год показал, что у 43 % респондентов диагностировали острые заболевания, либо обострения хронических заболеваний (у 47,5 % работников ВДТ), либо профессионально обусловленные заболевания (у 9,5 %).
Выявлены корреляционные зависимости средней степени между частотой заболеваний и возрастом опрошенных лиц (r = –0,41), спецификой трудовой деятельности (r = –0,33), простоями в работе (r = –0,34), утомлением (r = –0,45), расстройством самочувствия в процессе работы (r = 0,51), частотой освобождения от работы по болезни (r = –0,42), которая, в свою очередь, была связана с формирующимся утомлением (r = –0,47), его видом (r = –0,36), нарушением самочувствия (r = –0,38) и частотой заболеваний (r = –0,49). Отмечалась слабая корреляционная связь характера заболеваний и появления утомления (r = –0,25), которое по субъективному мнению респондентов отрицательно влияло на предполагаемую продолжительность жизни (r = –0,43) и сказывалось на характере недугов за предыдущий год (r = –0,37).
На вопрос «как оцениваете условия производственного быта на предприятии (столовая, душевая, комната отдыха, работа здравпункта)?» одна часть операторов связи и телефонисток (49,7 %) указала на удовлетворенность всеми социально-бытовыми условиями, тогда как 11,2 % совсем не были удовлетворены, а 39,7 % опрошенных лиц были удовлетворены не совсем или частично. При этом, субъективные мнения об условиях быта были связаны корреляционной зависимостью с условиями труда (r = 0,45), их изменениями за последние годы (r = 0,40), удобством рабочего места (r = 0,48) и влиянием вредных производственных факторов (r = 0,52).
Так, по результатам проведенного анкетного опроса операторов связи АО «Казахтелеком» на основе их субъективного восприятия, выявлено следующее: состояние здоровья находится в тесной зависимости от комплекса неблагоприятных факторов производственной среды, наиболее значимыми среди которых являются низкая освещенность (у 40,85 % респондентов) воздействие шума (у 36,62 % опрошенных), неблагоприятный микроклимат на рабочих местах, напряжение зрения, внимания, слуха, а также вынужденная рабочая поза и ограничение общей двигательной активности, эмоциональные нагрузки за счет быстрого темпа работы. Все отмеченное способствовало развитию утомления, в том числе со стороны сенсорных систем, на протяжении (у 32,4 % опрошенных) и к концу, преимущественно, дневной рабочей смены (у 77,5 %), вызывая разнообразные вегетативные реакции (повышенная раздражительность, головные боли, головокружение, неприятные ощущения в области сердца, шум в ушах, у 18,3–36,6 % опрошенных операторов) со стороны различных функциональных систем организма, которые у 31 % работниц сохраняются длительное время. При этом, у 57,7 % опрошенных отмечались зарегистрированные случаи заболеваний в последний год, из числа которых у 22,5 % – более 3 случаев в год.
Таким образом, влияние условий труда и характера производственной деятельности на субъективную оценку здоровья и работоспособности операторов связи и телефонисток АО «Казахтелеком» подтверждены данными корреляционного анализа с достоверностью 95–99 %. Выявленные неблагоприятные факторы являются априорными факторами риска, в силу чего возникает необходимость разработки специальных профилактических мероприятий. При оценке риска здоровью операторов связи необходимо учитывать долевое влияние факторов риска в уровне заболеваний с ВУТ. Данные подтверждаются результатами изучения зависимости субъективной оценки состояния здоровья от условий труда и характера производственной деятельности, то есть с действием профессионально-производственных факторов, подтверждает определяющую их роль в развитии нарушений здоровья, в первую очередь профессионально-обусловленных.