Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1

Эффективный менеджмент природных ресурсов в XXI веке не может осуществляться устаревшими методами, основанными на единичных наблюдениях и визуальных оценках состояния этих ресурсов и не подкрепленными научными исследованиями управленческими решениями административных структур. В связи с этим, математическое моделирование экономических аспектов природопользования стремительно развивается. Однако, оно почти не известно в нашей стране применительно к менеджменту биоресурсов.

Недавняя экспансия гнездового ареала больших бакланов (Phalacrocorax carbo L.) на север в долине р. Волги вызвала обеспокоенность местного населения и органов рыбнадзора размером экономического ущерба, наносимого растущей региональной популяцией данного вида коммерчески значимым рыбным ресурсам. При этом свидетельства рыбаков и инспекторов рыбнадзора об интенсивности изъятия бакланами коммерчески ценных видов рыб носят анекдотичный характер и ни в коей мере не должны стать основой для принятия официальных решений о регуляции численности этих птиц в регионе.

Комплексная экономическая оценка воздействия близкого вида бакланов на окружающую среду производилась в США [1]. В нашей стране нами предпринята первая попытка такого рода. Говорить об экономической оценке жизнедеятельности какой-либо популяции можно в контексте рационального пользования природными ресурсами региона. В этом случае экосистема может рассматриваться как объект управления в системе управления с тремя контурами: стратегическим, оперативным и стабилизирующим [2]. Основой управления является желаемое состояние экосистемы (в нашем случае – размеры популяций коммерчески значимых видов рыб).

Стабилизирующее управление заключается в сохранении существующих размеров популяций. В этом случае, если какое-либо возмущающее воздействие приводит к отклонению размеров популяции от желаемого состояния, проводятся мероприятия по возвращению популяции в исходное состояние. Эти мероприятия могут рассматриваться как технологический процесс, обеспеченный ресурсами, оборудованием, сырьем и рабочей силой. Стоимость реализации такого процесса и будет стоимостью регулирования размера популяций рыб. Если рыбоядные птицы приводят к недопустимому снижению рыбных ресурсов, затраты на реализацию технологического процесса по их восстановлению и будут тем экономическим ущербом, компенсировать который вынуждено население региона.

Технологический процесс восстановления рыбных запасов и расчёт затрат на его реализацию может оказаться достаточно сложным. В настоящее время отсутствуют универсальные программы для таких расчётов, тогда как существуют компьютерные программы семейства «1С» для экономических расчётов технологических процессов в промышленности. Чтобы обеспечить возможность их применения для управления биоресурсами, мы модифицировали специализированные блоки «1С» для определения общих затрат и их структуры при восстановлении рыбных запасов. Например, при поедании бакланами рыб определенного размера и возраста, расчет экономического ущерба включает затраты на выведение на рыбозаводе такого же количества мальков из икры и доведение до соответствующего размера и возраста (с учётом выживаемости как икринок, так и мальков).

Широко распространённая методика, по которой ущерб оценивается по рыночной стоимости уничтоженной рыбы, дает заниженные результаты. Методики расчёта ущерба, применяемые в рыбоохране, годятся для пресечения браконьерства, но зачастую дают завышенные результаты, если их применять в промышленных масштабах при планировании затрат на восстановление биоресурсов. Другая составляющая экономических потерь, которая почти всегда игнорируется, – это жизнь населения в период восстановления биоресурсов до прежнего уровня. В этот период изменяется качество жизни населения. Для того, чтобы обеспечить себе прежнее качество жизни, требуются альтернативные ресурсы, которые стоят населению дополнительных денежных средств. В этом смысле биоресурсы экосистем могут рассматриваться как товар, который продавец-государство продаёт покупателю-населению. Последнее расплачивается с продавцом-государством в виде налогов. Существует реальная стоимость работ по восстановления рыбных ресурсов до прежнего уровня и цена, которую население готово за это заплатить. Предлагаемая нами методика позволяет рассчитать реальные затраты на стабилизацию состояния биоресурсов для того, чтобы органы власти или хозяйствующие субъекты могли бы оптимизировать затраты на менеджмент биоресурсов региона.