Актуальной проблемой является улучшение условий обучения учащихся в профессиональных училищах путем устранения влияния вредных санитарно-гигиенических факторов. Для предотвращения неблагоприят-ного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований. Эти требования изложены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» [6]. Существуют многочисленные гигиенические методы, позволяющие контролировать соблюдение этих нормативов [1, 2]. В то же время, сам человеческий организм является уникальным индикатором влияния вредных факторов.
В связи с этим целью работы явилась оценка влияния гигиенических факторов при обучении в училище на организм учащихся секретарей-референтов по параметрам регуляторно-адаптивного статуса.
Материал и методы исследования
Наблюдения были выполнены в профессиональном училище № 2 Краснодарского края на 20 девушках 16–17 лет, обучающихся по специальности «секретарь-референт». В начале и в конце учебного года у них определяли регуляторно-адаптивный статус, у 10 девушек в фолликулиновую фазу менструального цикла, а у 10 – в лютеиновую. Регуляторно-адаптивный статус оценивали по параметрам пробы сердечно-дыхательного синхронизма [4], проводимой на приборе «ВНС-Микро» по специально разработанной программе [5]. Определяли диапазон сердечно-дыхательного синхронизма и длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона. По этим параметрам рассчитывали индекс регуляторно-адаптивного статуса, а по его значениям определяли регуляторно-адаптивные возможности [3]. Данные наблюдений и расчетные величины обработаны параметрическими методами статистики: Статистический анализ результатов исследования был проведен с использованием программ: «STATISTIKA 6,0.
Результаты исследования и их обсуждение
У учащихся в конце учебного года, по сравнению с его началом, регуляторно-адаптивный статус снижался. Диапазон синхронизации уменьшался (табл. 1) на 13,8 %. Длительность развития синхронизации увеличивалась на 24,1 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 14,7 %. В то же время, регуляторно-адаптивные возможности продолжали оставаться хорошими.
Снижение регуляторно-адаптивного статуса в конце учебного года может быть обусловлено рядом факторов.
1. Влияние учебно-производственного процесса. Проведенное исследование показало, что учебно-производственный процесс построен в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Производственное обучение ведется в соответствии с трудовым законодательством (продолжительность рабочего дня подростков 16–18 лет составляет 6 часов в день, 36 часов в неделю). Расписание учебных занятий составлено с учетом динамики работоспособности учащихся, степени сложности усвоения предметов. Расписание занятий составлено не менее, чем на полгода, и не меняется в целях выработки у обучающихся устойчивого стереотипа деятельности, обеспечивающего успешное усвоение учебного материала и практических навыков. Используемые в учебном процессе учебники и пособия отвечают требованиям санитарных правил.
2. В то же время санитарно-техническое оснащение Профессионального училища № 2 не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования [6].
Таблица 1
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у девушек учащихся на секретарей-референтов в начале и в конце учебного года (M ± m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма |
Статистические показатели |
Начало года n = 20 |
Конец года n = 20 |
Исходная частота сердечных сокращений в минуту |
M ± m P |
85,8 ± 0,6 |
81,6 ± 0,4 < 0,001 |
Исходная частота дыхания в минуту |
M ± m P |
20,5 ± 0,2 |
21,4 ± 0,2 < 0,001 |
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
85,6 ± 0,7 |
82,0 ± 0,4 < 0,001 |
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
98,6 ± 0,6 |
93,2 ± 0,6 < 0,001 |
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
13,0 ± 0,1 |
11,2 ± 0,3 < 0,001 |
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах |
M ± m P |
14,5 ± 0,2 |
18,0 ± 0,4 < 0,001 |
Индекс регуляторно-адаптивного статуса |
98,9 ± 3,8 |
84,4 ± 3,0 < 0,001 |
|
Регуляторно-адаптивные возможности организма |
Хорошие |
Хорошие |
3. Санитарное состояние учебно-производственных кабинетов училища № 2 не соответствует требованиям [6] по освещенности.
4. Площадь учебного кабинета «Делопроизводство», где проходят занятия для учащихся по специальности «секретарь-референт», не соответствуют требованиям [6] (фактическая площадь на одного обучающегося составляет 1,3 м2 против рекомендуемой 2,4 м2).
Эти факторы сказываются на ухудшении регуляторно-адаптивного статуса учащихся.
В фолликулиновую фазу менструального цикла вызываемые изменения минимальны (табл. 2). Так, диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года уменьшался на 9,9 %, длительность развития синхронизации на минимальной границе увеличивалась на 10,0 %, а индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 18,3 %. Регуляторно-адаптивные возможности оцениваются как высокие.
В лютеиновую фазу менструального цикла вызываемые изменения максимальны (табл. 3). Диапазон сердечно-дыхательного синхронизма в конце учебного года уменьшался на 23,2 %, длительность развития синхронизации на минимальной границе увеличивалась на 32,8 %. Индекс регуляторно-адаптивного статуса уменьшался на 25,6 %. Регуляторно-адаптивные возможности оцениваются как удовлетворительные.
Таким образом, в лютеиновую фазу менструального цикла женский организм как индикатор более чувствителен к влиянию гигиенических факторов при обучении в училище на секретарей-референтов.
Таблица 2
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у секретарей-референтов девушек (фолликулиновая фаза менструального цикла) в начале и в конце учебного года (M ± m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма |
Статистические показатели |
Начало года n = 10 |
Конец года n = 10 |
Исходная частота сердечных сокращений в минуту |
M ± m P |
82,6 ± 1,0 |
85,6 ± 0,9 > 0,05 |
Исходная частота дыхания в минуту |
M ± m P |
21,8 ± 0,3 |
21,5 ± 0,4 > 0,05 |
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
82,1 ± 1,0 |
84,1 ± 0,6 > 0,05 |
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
98,6 ± 1,0 |
99,1 ± 0,8 > 0,05 |
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
16,5 ± 0,3 |
15,0 ± 0,3 < 0,001 |
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах |
M ± m P |
10,9 ± 0,1 |
12,1 ± 0,2 < 0,001 |
Индекс регуляторно-адаптивного статуса |
158,1 ± 0,6 |
129,2 ± 0,5 < 0,001 |
|
Регуляторно-адаптивные возможности организма |
Высокие |
Высокие |
Таблица 3
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у секретарей-референтов девушек (лютеиновая фаза менструального цикла) в начале и в конце учебного года (M ± m)
Параметры сердечно-дыхательного синхронизма |
Статистические показатели |
Начало года n = 10 |
Конец года n = 10 |
Исходная частота сердечных сокращений в минуту |
M ± m P |
88,9 ± 1,5 |
77,5 ± 0,7 < 0,001 |
Исходная частота дыхания в минуту |
M ± m P |
19,1 ± 0,5 |
21,2 ± 0,4 < 0,01 |
Минимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
89,1 ± 1,5 |
80,0 ± 1,0 < 0,001 |
Максимальная граница диапазона синхронизации в кардиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
98,6 ± 1,5 |
87,3 ± 1,2 < 0,001 |
Диапазон синхронизации в кадиореспираторных циклах в минуту |
M ± m P |
9,5 ± 0,1 |
7,3 ± 0,3 < 0,001 |
Длительность развития синхронизации на минимальной границе диапазона в кардиоциклах |
M ± m P |
18,0 ± 0,2 |
23,9 ± 0,8 < 0,001 |
Индекс регуляторно-адаптивного статуса |
53,5 ± 0,8 |
39,8 ± 0,3 < 0,001 |
|
Регуляторно-адаптивные возможности организма |
Хорошие |
Удовлетворительные |
Выводы
1. Динамика регуляторно-адаптивного статуса отражает неблагоприятные воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность.
2. Женский организм как индикатор более чувствителен к влиянию вредных гигиенических факторов при обучении в лицее в лютеиновую фазу менструальногоцикла.