Впервые Francisella tularensis была обнаружена на сопредельной территории с Киевской областью в 1934 году, а первые случаи заболеваний людей туляремией зарегистрированы в 1935 году и были связаны с промыслом водяной крысы, хомяков и зайцев [4]. Начатое в 1956 году планомерное эпизоото-эпидемиологическое изучение территории позволило провести картографирование природных очагов туляремии и их типирование, установить основные резервуары и векторы возбудителя, изучить свойства циркулирующих штаммов Francisella tularensis. В последние 20–25 лет на территории Украины регистрируются ежегодно от 20 до 300 случаев заболеваний людей туляремией (0,05–0,3 на 100 тыс. населения) [3]. Основные очаги туляремии расположены в Лесостепной и Степной зонах, а в зоне Полесья их потенциал значительно ниже. Наиболее характерными являются гигроморфные пойменно-болотные, степные (балочные), а также интразональные и межзональные природные очаги. Хозяйственная деятельность человека, особенно мелиорация, существенно модифицировали природные очаги туляремии [1, 2].
Киевская область расположена в двух климато-географических зонах: на севере – Полесье, на юге – Лесостепь, где туляремия до 1974 года являлась наиболее распространенным природно-очаговым заболеванием. Интенсивная трансформация ландшафтов от 80-х годов прошлого столетия, прежде всего вследствие антропогенной нагрузки, привела к изменению флоро-фаунистического биологического разнообразия. Среди наиболее значимых событий, оказавших влияние на формирование современных ландшафтов, следует отметить Чернобыльскую аварию, обусловившую отчуждение значительных территорий Полесья, где существовали пойменно-болотные и лесные очаги туляремии. Территория Лесостепи в последние десятилетия была более кардинально изменена в результате интенсивного ведения сельского хозяйства, приватизации земли, что привело к трансформации луго-полевых и пойменно-болотных очагов туляремии [5]. Антропогенная трансформация морфологических и функциональных параметров ландшафтов обусловила существенные изменения всех биоценотических компонентов экосистем, что явилось предпосылкой к проведению исследований для определения современных особенностей функционирования природных очагов туляремии на территории области.
Цель исследования – оценить функционирование природных очагов туляремии в современных условиях в различных ландшафтно-географических зонах Киевской области по данным изучения циркуляции Francisella tularensis среди мелких млекопитающих.
Материалы и методы исследования
Отлов мелких грызунов проведен в период 2000–2011 гг. в природных стациях капкано-линейным и площадочно-капканным способами. Антиген Francisella tularensis определяли в реакции агломерации объемной (РАО) с использованием диагностикума иммуноглобулинового полимерного Ростов-на-ДонуНИПЧИ (Ростов-на-Дону, РФ), реакции непрямой гемагглютинации (РНГА) РНГА-Тул-Иг-СтавНИПЧИ (Ставрополь, Россия). Исследованы 301 экземпляр мелких млекопитающих, объединенных в 281 пробу, а также 629 погадок хищных птиц, объединенных в 158 проб.
Результаты исследования и их обсуждение
Многолетние полевые исследования динамики численности мелких млекопитающих позволили определить десять основных видов – потенциальных резервуаров возбудителей ООИ, в том числе, и туляремии. Группа доминирующих фоновых видов была представлена мышью домовой (Mus musculus Linnaeus, 1758), мышью полевой (Apodemus agrarius Pall.), мышью лесной (Apodemus sylvaticus), полевкой обыкновенной (Microtus arvalis). Группа обычных фоновых видов включала мышь желтогорлую (Apodemus flavicollis), мышь малютку (Micromys minutus), полевку рыжую (Clethrionomys glareolus), бурозубку малую (Sorex minutus); а к редко встречающимся были отнесены белозубка малая (Crocidura suaveolens) и соня лесная (Dryomys nitedula).
Исследование в РАО суспензий внутренних органов грызунов выявило 7 положительных проб с показателем инфицированности (ПИ) 2,33 ± 0,03 %, что подтвердило циркуляцию Francisella tularensis на территории области. При анализе видового состава животных показано участие в эпизоотическом процессе мыши домовой (ПИ – 2,25 ± 0,039 %), мыши полевой (ПИ – 7,14 ± 0,601 %) и мыши малютки (ПИ – 4,0 ± 0,3 %). При этом инфицированные особи Mus musculus и Micromys minutus были отловлены в зоне Полесья, и Apodemus agrarius – Лесостепи, при этом все животные были отловлены во влажных стациях.
При исследовании в РАО 629 погадок хищных птиц, объединенных в 158 проб, антиген возбудителя туляремии был обнаружен в 87 пробах (ПИ – 13,83 ± 0,25 %).
Особую озабоченность вызывает тот факт, что среди грызунов- резервуаров Francisella tularensis выявлена Mus musculus, которая экологически тесно связана с человеком и относится к животным 1 группы, обеспечивающих поддержание стойких очагов туляремии. Возможно, что антропогенная нагрузка в исследуемом регионе привела к депрессии природных очагов туляремии за счет нарушения функционирования в структурах биоценозов, и прежде всего, – кормовой цепи. В этом случае инфицирование полусинантпропных и синантропных грызунов является логической трансформацией природных очагов с переходом в смешанные и с дальнейшим дрейфом к формированию стойких антрогенных очагов туляремии за счет способности ряда представителей териофауны (Apodemus agrarius Pall., Arvicola terrestris L., Microtus arvalis Pall.) переходить к синантропии. Важным элементом такой эволюции является высокая экологическая пластичность Francisella tularensis.
Выводы
1. Киевская область продолжает оставаться эндемической по туляремии, а природные очаги функционируют во всех ландшафтных зонах и приурочены к влажным стациям.
2. Природные очаги туляремии на современном этапе характеризуются низким эпизоотическим потенциалом, о чем свидетельствуют показатель инфицированности мелких млекопитающих и отсутствие случаев заболеваний туляремией среди людей.