В последние десятилетия все резко изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера, индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей и его стандарты. Это, в частности, видно в жизненном пространстве растущего человека. Современный ребенок, начиная с малых лет, благодаря Интернету, телевидению, СМИ, попадает совсем в иное пространство, другое восприятие им этого мира. Социальные сети, «живые журналы», где дети «зависают» часами, телевизионные сериалы и специфическая музыка формируют адекватное отношение к действительности, миропонимание, из которых складываются соответствующие модели поведения. И все это становится одной из наиболее острых проблем в сфере образования, нередко приводя к сбоям в творческом развитии детей.
Как известно, образование содержит обучение (педагог дает знания, обучающийся овладевает знаниями, умениями и навыками), воспитание (формирование убеждений, мировоззрения, интересов личности), развитие (приобретение способностей, новых личностных качеств). Эти процессы шли параллельно под приоритетом обучения. Традиционно основная цель учения – освоение обобщенных результатов научных знаний. Обучающийся рассматривается как бы в роли копилки.
Содержанием воспитания также были знания о правилах жизни и нормах поведения в социальном и культурном опыте человечества. Для этого учитель проводил мероприятия, по форме похожие на уроки, во внеучебное время, чтобы дети усвоили эти знания, на которых возлагалась роль движущей силы должного поведения ребенка в обществе. И все это осуществлялось на основании внешних регуляторов, внешнего воздействия со стороны учителей. Так, содержание воспитания сводилось к «знаниям плюс поведению», соответствующему социальным требованиям, т.е. можно утверждать, что воспитание было выброшено из системы образования.
Перестроечные преобразования в обществе актуализировали социальную потребность в новой системе воспитания, направленной на формирование и развитие личности. Если раньше продуктом воспитания выступал человек, подготовленный лишь к исполнению социальных функций, то чтобы успешно трудиться в новых условиях, необходимы инициативные, трудолюбивые, способные к постоянному обновлению знаний и опыта, ответственные люди.
Традиционно процесс воспитания и процесс обучения были рядоположены, относительно автономны. В новых условиях, когда формирование и развитие личности определяет принципиально новый подход к человеку как цели, центру воспитательных усилий, воспитание обретает приоритетное значение в системе образования, и его расположение в ней становится ведущим. Такое предписание вовсе не ново: все выдающиеся специалисты отмечали широкое поле воспитательного влияния, равное жизненному пространству человека.
Так, известный философ И.А. Ильин подчеркивал: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных и спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов. Оно вооружает противодуховные силы. Оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [2]. Все это можно наблюдать в действиях поколения перестроечного времени. С этим связана смена образовательной парадигмы – на первый план выдвигаются идеи, пронизанные заботой о развитии всех сущностных сил обучающегося. По новой образовательной парадигме, образование понимается как достояние личности, как средство ее самореализации в жизни, как средство построения личной карьеры.
Способности к саморегуляции, самоуправлению, самореализации развиваются через внутренние регуляторы ребенка. Отсюда воспитание интерпретируется как процесс, инициирующий внутреннюю активность ребенка. И, чтобы обеспечить формирование личности, воспитание в современных условиях должно строиться на основании не внешних, а внутренних регуляторов самого ребенка. И воспитание ориентируется на формирование активного, действенного человека, способного к оптимальному самоосуществлению, к самообразованию, более глубокому самоопределению с выраженной потребностью в самоактуализации и самореализации как познавательных, так и коммуникативных и организационных способностей.
Все это позволяет в педагогической среде признать феномен «новое воспитание», элементы которого заявлялись уже в середине двадцатого века. Так, С.И. Гессен трактовал образование как приобщение к общечеловеческой культуре, определяя образование отдельного человека как его культуру [1]. Культурологическая парадигма, обозначенная Гессеном, настойчиво завоевывала свои позиции. К концу прошлого века она становится как фундаментальная, и воспитание направлено на освоение, усвоение и присвоение обучающимся всех материальных и духовных богатств современной мировой культуры.
Причину успеха воспитания П.Ф. Каптерев видит в том, что оно должно стать и живым общественным делом: «Возбуждение общественного мнения в воспитании есть единственная прочная основа всяких улучшений по этой части. Государство без общества не может создать надлежащую школу». И он утверждал, что школа может правильно развиваться лишь под единственным условием воспитывать человека и гражданина: «Образование, прежде всего, существенно зависит от воспитания и без него ничтожно... В характере воспитания заключается источник национального образования. Изменить отношения между воспитанием и образованием, поставить образование выше воспитания невозможно: влияние страны, народа и семьи во много раз сильнее влияния школы» [3].
В новых условиях не теряют ценности заключения П.Ф. Каптерева о задачах, стоящих перед новым воспитанием: формирование личности человека, умеющего критически разбираться в вопросах, ненавязчиво, неотразимо ставимых современной жизнью; развить и укрепить настойчивость, упругость, инициативу, умение защищать и проводить в жизнь свои свободные взгляды и убеждения, чтобы люди жили лучше по-новому. Он четко определяет цели нового воспитания: «Критическое понимание и настойчивость действия – вот существенные свойства свободного гражданина, а вместе и цели нового воспитания в новой России» [4].
В постперестроечном периоде развития общества состояние дела воспитания в системе образования, как подчеркнуто в трудах великих педагогов, требует кардинального изменения. Для развития новых направлений в воспитании детей на основе анализа специальной литературы о «новом воспитании» [5] и обобщения передового опыта школ республики считаем оптимальным придерживаться определенных позиций, определяющих содержание и технологию воспитания в современных условиях. Они заключаются в следующем:
– как результат воспитания проецируется человек, свободный в своем индивидуальном творческом выражении;
– основной объект воспитания – ценностное отношение, то, что значимо для человеческой жизни, обеспечивающее достойный содержательный выбор воспитанного человека;
– ориентация на спонтанность личностных новообразований определяет деятельность самого ребенка как субъекта собственной деятельности;
– в социальной жизни личности решающим является саморегулирование самой личности;
– субъектность – новое направление в воспитательном процессе, предполагающее, что любая деятельность школьника осознана с точки зрения ее цели, ценностно мотивирована, продуманы и отобраны средства и способы деятельности, проанализирован и оценен результат предметной деятельности;
– технология воспитания исходит из сочетания строгих социально-культурных норм жизни и поведения с свободой выбора ученика на уровне культуры человечества;
– организационные формы воспитательной работы как отражение идеи воспитания выстраиваются согласно содержательному замыслу и не носят только демонстративно-мероприятивный характер.
Таким образом, потеря культурного потенциала и интеллектуального капитала современного общества, в известной степени обусловлена неэффективностью традиционной системы образования, где приоритетным было обучение. Решение этой проблемы в современной ситуации глобальных преобразований цивилизационного масштаба, как видно, решается изменением образования, чтобы в нем приоритетное место занимало воспитание – целенаправленное введение в контекст культуры общества ребенка, обретающего способность производить самостоятельный выбор жизненного пути, участвовать в общественной жизни и развивать созидательным трудом культуру мира.