В дальнейшем развитии социальной жизни нашего общества сильнейшим тормозом послужили негативные явления постперестроечного периода его развития, связанные с упадком культуры. Распад идеологической системы и духовных ценностей общества вызвали «деньги», «власть», «сила», «рынок», транслируемые с экранов телевизоров неприкрытая пошлость, разбои, убийства. Такая ситуация, как верно подчеркивает японский специалист Ё.Ф. Фукуяма, имеет далеко идущие последствия, так как «на первый план выдвигаются, навязываются в качестве нормы жизни материальное благополучие, развлечения, раскованность, а в основе всего этого ‒ бездушное отношение к окружающим, имеющее четкую аксиоматическую базу, декларирующую: во-первых, все разрешено; во-вторых, ты никому не обязан; в-третьих, все обязаны тебе… а это работает на разрушение личности, «разжижение» интеллекта, воли» [2]. Все это сегодня возведено в ранг основ жизни, в результате потоплена духовность, сломаны и извращены социальные отношения, в их числе и процесс становления и развития ребенка как личности. Отсюда можно придти к заключению, что воспитание, которое означает питание человека духовной пищей для его личностного роста и развития, исчезает как явление общественной жизни.
Формирование личности, социализация человека начинается с появлением ребенка на свет. Как подчеркивают специалисты, ребенок «олицетворяет человека, вступающего в новую жизнь, он полон сил, желания жить, открывать, исследовать, созидать» [1]. Данную проблему мы рассмотрим с раскрытия особенностей функционирования в современной ситуации растущего человека, с определения объективной дистанции становления человека – Детства. Детство характеризуется как особые условия и необходимый способ существования-развития ребенка, как этап, когда он, социализируясь, постепенно входит в Социум. Социализация ребенка обеспечивается детской субкультурой, которая дает возможности для его самореализации, поэтапного опробования ею себя, управляет его дальнейшим развитием. Она дает ребенку целостное, глубокое и реальное восприятие мира.
О значении детской субкультуры как механизме социализации личности ребенка в свое время писали Д.Б. Эльконин, Ю.М. Лотман и другие. Они утверждали, что детская субкультура представляет собой самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Такое утверждение они подчеркивали тем, что в субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития, высвечивая точки роста общечеловеческой культуры [5].
К сожалению, в нынешних сложных условиях основы развития детской культуры сломаны. С малых лет современный ребенок попадает не просто в иное пространство, другой мир, но в другое восприятие им этого мира, его пространства. Благодаря Интернету и телевидению, практически все пространство «общечеловеческой жизни» с огромным объемом недифференцированной информации перед ним широко открыто, что нередко приводит ребенка к стрессовым состояниям, а также к виртуальному восприятию мира.
И формирование личности обеспечивается в процессе взаимодействия факторов организованной и стихийной среды, целенаправленного и непреднамеренного воспитания, что в конечном итоге обусловливает содержание и технологию социального воспитания. Изучение этих факторов показывает наличие в социуме их положительных и негативных сторон как результатов изменений в развитии современного общества. Вкратце остановимся на их характеристике.
Социализация характеризуется передачей социального опыта от одного поколения к другому. Первый социальный опыт ребенок усваивает в семье. Семья – это маленький мир, маленькое пространство общества. Семья – интимное сообщество людей, спаянных родственными узами. Семья – источник духовного и физического здоровья ребенка. Семейное воспитание – это совокупность накопленных и выверенных социальной практикой эмпирических народных знаний, практических умений и навыков, передаваемых от поколения к поколению. Иначе, семейное воспитание – базовое начало становления личности.
Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных рычагов. Обобщение жизненной практики показывает, что семья обладает удивительной способностью обеспечить защищенность своих членов от жизненных невзгод. Эта особенность семьи ярко проявляется в районах Крайнего Севера, где сильна у жителей любовь к родным местам, к родному очагу. Здесь сильно ощущается то, что семья – первая воспитательная среда ребенка, в которой закладываются основы гуманистического формирования личности.
Как видно, семейное воспитание представляет собой тесное переплетение стихийных и организованных воздействий факторов окружающей среды на формирование и развитие личности растущего человека, что является своеобразной основой осуществления социально-воспитательной деятельности. Все это говорит о том, что семья оказывает существенное влияние на развитие детской субкультуры, выступая как источник духовной, познавательной и социальной деятельности в правилах, нормах и поведенческих поступках детей.
Одним из важнейших факторов развития детской субкультуры, развития детства является отношение к нему Общества. Оно предполагает не только заботу, покровительство, снисхождение, но и внутреннюю установку на понимание ребенка, видение в нем Человека. В свое время С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития [4]. К сожалению, сегодня наблюдается потеря общественного контроля и причастности, потеря ответственности взрослых за детей. Так, везде имеют место различные формы насилия взрослых по отношению к детям. Как подчеркивается в литературе, в 2011 г. в России в отношении детей совершено почти 90 тыс. тяжких преступлений [3]. Все это свидетельствует об ослаблении обязанностей общества и государства по отношению к Детству, которое оказалось в значительной степени беспризорным.
Определенный блок проблем связан с тем, что сегодня в нашем обществе не работают устоявшиеся, привычные механизмы социализации и воспитания детей, которые были весьма действенны в недалеком прошлом. Так, исследованиями Д.Б. Эльконина [5] и др. было установлено, что для детей дошкольного возраста определяющим выступает развитие мотивационно-потребностной сферы, что обеспечивается развертыванием их общения в разновозрастной группе. При разновозрастном общении в естественной форме детские деятельности и культурные нормы передаются от старших детей к младшим. Однако в жизни современного ребенка это общение практически отсутствует, ибо преобладают одновозрастные группы детских садов и пр.
Мы проводили обследование путем наблюдений, бесед с детьми уровня общения, компетентности среди воспитанников четырех детских садов г. Якутска, расположенных в разных частях города. Полученные материалы о коммуникативной способности в общении со сверстником свидетельствуют о недостаточной социальной компетентности почти каждого четвертого старших дошкольников, об их неспособности решать простейшие конфликты. Как следствие этого также выяснилось, как более одной трети детей 4–6 лет демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормативным.
В данном контексте следует заметить, как значимые потери отмечаются и в других сферах психического развития дошкольника. Так, в дошкольные учреждения повсеместно вводятся обучающие программы с использованием игровых действий. Игровые действия, как подчеркивается в психологических исследованиях, представляют собой ведущий тип деятельности дошкольника. В соответствии с традиционной парадигмой, предусматривающей обучение приоритетным в сфере образования, на занятиях в дошкольных учреждениях игры используются как средства усвоения определенных знаний. Иначе, происходит подмена ведущего типа (игровой) деятельности детей образовательной, что противоречит самой сущности возрастного психологического развития.
Здесь у большинства детей игра остается на уровне предметных действий и не выполняет функцию ведущей их деятельности, что не формирует у них новообразования, связанные с игрой (воображение, произвольность, образное мышление и др.). С этим связано то, что у дошколят не формируется способность к произвольным действиям, значительно ослабевают и взаимоотношения детей. В процессе работы с педагогами дошкольных учреждений мы убедили их в целесообразности изменения технологии занятий с детьми, чтобы она была направлена на расширение, дополнение, развитие игровой деятельности дошколят, вводя в нее образовательные компоненты.
Как видно, решение проблем формирования личности детей дошкольного возраста затрудняется распадом общественных отношений, развалом социальных устоев общества, идеологическим вакуумом, что стало почвой для подавления духовной культуры. Низкий уровень общественной культуры практически аннулировал высокие эталоны воспитанности детей и высокие традиции воспитания. Зато вошли в реальность и укрепились традиции негативные, вовлекшие детей в проживание низкопробных вариантов жизнедеятельности. Из обобщения опыта и практики для решения проблемы формирования личности детей считаем целесообразным обратить внимание:
– на деятельность семьи – открытой социальной системы, где формируется своеобразная воспитательно-деятельностная атмосфера, в которой ребенок с детства усваивает нормы, правила житейских мудростей, а также ценности, значимые для жизнедеятельности в обществе;
– на разновозрастное общение дошкольников, в котором традиционные виды детских деятельностей и культурные нормы передаются от старших детей к младшим;
– на технологию воспитания детей в дошкольных учреждениях, расширяя, дополняя, развивая игровые действия, представляющие собой ведущий тип деятельности дошколят, вводя в нее образовательные компоненты.