Неспецифический язвенный колит (НЯК) относится к числу диффузных хронических рецидивирующих заболеваний ободочной кишки, при котором преимущественно поражается слизистая оболочка этого полого органа. Данное заболевание встречается во всех странах мира. В год диагностируется от 3 до 15 новых наблюдений на 100 000 населения, а заболеваемость достигает 50–80. Мужчины и женщины болеют одинаково часто. Первый пик выявляемости НЯК приходится на возраст от 20 до 40 лет, второй – 60–70 лет [3]. В настоящее время нет четкой информации об этиологии и патогенезе этого заболевания. Наиболее часто рассматривается наследственная предрасположенность к развитию аутоиммунного воспалительного процесса в слизистой оболочке толстой кишки в ответ на обсеменение её поверхности микроорганизмами и вирусами, а так же контактного воздействия продуктов питания. Данное мнение основано на частом сочетании НЯК с другими аутоиммунными процессами [2]. Обнаружение же в слизистой оболочке толстой кишки IgG -антител к эпителиальным клеткам и p-ANCA только усилило позицию сторонников данной гипотезы. Выполненные исследования по определению соотношения Т-лимфоцитов в слизистой оболочке этой кишки указывают на нарушение иммунорегуляторных взаимодействий активированных CD4- и CD8-лимфоцитов. В норме эпителиальные клетки стимулируют преимущественно CD8-T лимфоциты. В то время как при НЯК они активируют исключительно CD4 – лимфоциты, а это сопровождается секрецией ИЛ-2 лимфокинов и стимуляцией макрофагов в системе комплемента. Выявлена и семейная предрасположенность к НЯК, при этом родственники первой линии заболевают значительно чаще, чем в среднем в популяции, а в качестве факторов риска у них четко прослеживается употребление пероральных контрацептивов, а так же особенности питания и психосоциальные проблемы [3, 5]. Внекишечные симптомы НЯК выявляются у 20 % больных. К ним относятся узловая эритема, гангренозная пиодермия, воспалительные заболевания глаз, артриты, анкилозирующий спондилит, нарушения функции дыхательной системы, миозиты, васкулиты, гломерулонефрит и другие патологические процессы вне стенки толстой кишки [3].
Цель и задачи исследования. Данные литературы свидетельствуют о важной роли нормальной микрофлоры кишечника в адаптационной реакции организма человека к возрастным меняющимся условиям его жизни [1, 3]. С учетом этих данных, становится понятной причина развития патологического симптомокомплекса при изменении микрофлоры толстой кишки. В молодом возрасте, возникший по тем или иным причинам, кишечный дисбиоз сопровождается диареей в сочетании с бродильным процессом. У каждого пятого пациента этой возрастной группы отмечаются аллергический дерматит, протекающий на фоне выраженного психовегетативного нарушения. Дисбактериоз же связывают с перенесенной кишечной инфекцией и с продолжительным лечением антибиотиками. Выполненные бактериологические исследования у данной группы пациентов свидетельствуют о выраженном подавлении роста кишечной палочки с одновременным заселением просвета толстой кишки условно-патогенной микрофлорой (энтеробактерии, цитробактерии, клебсиеллы, протей, грибки рода кандида, гемолизирующие штаммы эшерихий и др.). У лиц же зрелого возраста (40-59 лет), у которых наблюдается чередование стойкого запора с периодической диареей, в бактериологической картине кала возрастает удельный вес функционально неполноценных (лактозонегативных и ферментативно ослабленных) штаммов кишечной палочки, что происходит на фоне умеренного снижения роста бифидумбактерий. У лиц же в возрасте старше 60 лет, страдающие стойкими запорами, в кале отмечается резкое снижение облигатной микрофлоры (бифидум – и лактобактерии) с одновременным возрастанием уровня условно патогенной микрофлоры [1, 4]. Нередко именно инфекции служат причиной развития и обострения НЯК, так как поврежденная тем или иным путем слизистая оболочка легко контаминируется патогенной микрофлорой [3, 5].
Если роль условно патогенной микрофлоры в развитии НЯК четко определена, то вот механизм её дислокации из зоны анального канала в просвет ободочной кишки не отражен ни в одном из известных нам источнике медицинской литературы. Определение этих путей и явилось целью данного исследования.
Наблюдали 38 пациентов с НЯК, имевших выраженные внекишечные (костно-суставные) симптомы проявления данного заболевания, которые и явились причиной их госпитализации в травматологическое отделение. Только в процессе обследования у них была выявлена истинная причина развития болезненного состояния, то есть НЯК. Все эти пациенты, возраст которых был от 42 до 68 лет, страдали деформирующими артрозами суставов нижних конечностей и анкилозирующим спондилитом. Мужчин было 16 (42,2 %). При поступлении в стационар все эти пациенты акцентировали внимание врачей на костно-суставную патологию и умалчивали о проблемах, которые наблюдались у них во время акта дефекации. Только через 2–3 дня после госпитализации они стали предъявлять жалобы на жидкий стул с примесью крови и слизи в кале. Частота дефекаций доходила до 5–6 раз в сутки. У больных заподозрена пищевая токсиконфекция и были предприняты соответствующие диагностические мероприятия. При выполнении ректороманоскопии было обращено внимание на наличие у больных покраснения, мацерации и трещин в перианальной области. Эндоскопическое же исследование выявило типичные симптомы хронического или рецидивирующего, или непрерывно – рецидивирующего НЯК. Бактериологическое исследование тканевого детрита, взятого с поверхности яз, выявило микробные ассоциации из клебсиеллы, протея, гемолизирующих эшерихий и др. После верификации диагноза был собран подробный анамнез жизни в данном направлении. Было установлено, что все пациенты с подросткового возраста страдали запорами. Стул был лишь через сутки, а порою через 2–3 дня. С возрастом запоры стали носить более упорный характер и без постановки клизм добиться акта дефекации не удавалось. Больные часто прибегали к постановке солевых, мыльных, масляных и прочих клизм, после которых появлялись боли е левой подвздошной области и тенезмы после акта дефекации. В последнее же время перед госпитализацией, а этот срок составил от 6 месяцев и до 4 лет, характер дефекации резко изменился – развилась диарея с примесью слизи и прожилок крови в кале. За медицинской помощью не обращались, так как описанные изменения в акте дефекации они связывали с частым приемом клизм. Костно-суставные заболевания у них стали развиваться после 30 лет.
Заключение
Сопоставляя собственные клинические наблюдения с данными литературы можно прийти к выводу, что в развитии патологического симптомокомплекса под названием «неспецифический язвенный колит» ведущее значение у наблюдавшихся нами больных имеет дислокация микробной флоры из анального канала в просвет ободочной кишки, что происходило во время постановки клизм. Прибегать же к этому способу освобождения прямой кишки от каловых масс пациентов заставили постоянные запоры, которые наблюдались у них с подросткового возраста. Следовательно, у этих больных клизмы носили характер порочных манипуляций. Обострение же у них НЯК на 2–3 день после госпитализации в травматологическое отделение можно объяснить резкой сменой характера питания и психоэмоциональной нагрузкой. Считаем нужным указать, что хронические запоры относятся к широко распространенным заболеваниям. С целью подтверждения этого мнения мы провели анкетирование 234 студентов вуза и установили, что у211 (90 %) из них отсутствовал утренний стул, и это патологическое явление развилось ещё в школьные годы. Многие из них для свершения акта дефекации вместо клизм прибегали к приему слабительных средств, в том числе и к солевым препаратам, а это сопровождалось негативным воздействием на их здоровье. Ведь слабительные средства вызывают приток жидкости из сосудистого русла в просвет кишечника, а в ней кроме воды содержится альбумин, микроэлементы и другие вещества, крайне необходимые для сохранения гомеостаза. Выходит, для достижения регулярного утреннего стула наиболее оправдана диета, содержащая большое количество растительной клетчатки, утренний массаж живота, физические упражнения, направленные на возбуждение перистальтики кишечника и прочие мероприятия в подобном же плане.