В связи с глобальной информатизацией и вхождением российской высшей школы в международное образовательное пространство появляются новые задачи и проблемы их реализации в сфере высшего медицинского образования. Одним из важнейших направлений в решении данной проблемы представляется интеграция информатизации в процесс обучения студентов медицинского вуза [4]. При этом на первом плане стоит проблема новых информационных форм, методов работы с учащимися высшей школы. В первую очередь необходимо заинтересовать учеников, сделать их активными сторонниками процесса информационного обучения, развивать в них собственную индивидуальность [3].
Таким образом, в сложившейся ситуации (вследствие информатизации образования и развития новых информационных технологий) происходит становление принципиально новой образовательной системы в различных вузах [5]. Это касается и высших медицинских образовательных заведений. Сама информационная технология способна и позволяет решить многие проблемы в обучении студентов-медиков, облегчая при этом труд, как преподавателя, так и студента. Одним из направлений информационных технологий является система дистанционного обучения [1, 2]. В связи с этим возникает вопрос о возможности и основных направлениях, формах и методике использования этой системы для повышения эффективности образования студентов медицинских вузов.
Дистанционное обучение (ДО) представляет собой высокотехнологичный продукт научно-технической революции, широко использующий идею маркетингового подъема к обслуживанию студентов, чем и объясняется его активное распространение во всем мире [1, 2, 4, 6]. По этой причине большинство появляющихся новых возможностей в сфере информационных технологий быстро находят свое применение в ДО, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения [1].
ДО в сфере высшего профессионального образования способно обеспечить:
– возможность проходить обучение самостоятельно (наряду с возможностью удаленного обучения). Применение обучающих систем позволяет предоставить образовательные услуги более широкому кругу обучаемых – делает образование доступным [5]. Доступность и открытость обучения позволяет врачу – специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая учебу с основной деятельностью;
– персонифицированное обучение. Слушатель (студент, врач-интерн, врач-ординатор и др.) ДО может сам определить: когда, и в каком объеме, ему проходить обучение. Но что гораздо более важно, ДО позволяет адаптировать траекторию обучения под каждого слушателя [1]. Можно предоставить возможность самому учащемуся определить, что ему нужно изучить. А можно сделать так, чтоб ДО само адаптировалось под результаты, которые показывает слушатель, что практически невозможно, когда проводится традиционное очное обучение. Использование обучающих систем уменьшает нервозность обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены). В некоторых случаях волнение и боязнь преподавателя не позволяют студентам показать полностью свои знания. Дополнительно исключается субъективный фактор оценки;
– повышение мотивации к освоению средств и методов информационных технологий ДО для эффективного применения в профессиональной деятельности;
– использование компьютерной графики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов дает уникальную возможность сделать изучаемый материал максимально наглядным, а потому понятным и запоминаемым [6];
– оперативное получение студентом информации об уровне своей подготовленности с помощью интернет – тестирования на платформе Moodle (сайт АГМУ);
– свободный и быстрый доступ к электронным базам АГМУ (учебной и методической литературе, справочным материалам);
– позволяет интересующимся студентам более углубленно изучить интересующую учебную дисциплину;
– активное участие в видеоконференциях, вебинарах в режиме on-line;
– расходы на обучение при использовании дистанционной формы намного меньше, чем при очном обучении. Финансовая эффективность ДО особенно заметна в случае большого количества обучаемых;
Благодаря развитию информационных технологий несколько человек одновременно имеют доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (сайт АГМУ, электронные библиотеки), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи. Таким образом, ДО не уступает традиционной, а даже наоборот становится более эффективной, интересной и интерактивной.
Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения не стоит также забывать, что она эффективнее традиционной, формирует определенный ряд общеучебных умений, а особенно развивает компьютерную компетенцию (благодаря частой работе с носителями информации, телекоммуникационными сетями, вэб-камерой, интернет – ресурсами и т.д.).
В то же время можно отметить некоторые недостатки, связанные с ДО, которые можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателем, высокими требованиями к самоорганизации и технические, которые обусловлены несовершенством контента, технологий и телекоммуникационной инфраструктуры [1, 2].
ДО, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между обучаемыми. А когда рядом нет педагога, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Однако развитие каналов коммуникации, позволяет частично нивелировать данный недостаток за счет применения вебинаров и видеоконференций.
Залогом успешного прохождения программ ДО является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, ДО не для него. На наш взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.
Одним из недостатков является недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения [6]. В нашем вузе многие преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Одной из ключевых проблем интернет обучения является проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.
Одним из недостатков на начальном этапе создания обучающей системы требуются инвестиции, как в программное обеспечение обучающей системы, так и в учебный контент (электронные учебные курсы). Необходимо учитывать также затраты на аппаратные средства. Не все электронные учебные курсы, используемые в рамках обучающих систем, обладают необходимым уровнем обратной связи (интерактивностью). Содержательную основу большинства существующих курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий. Соответственно при таком подходе к представлению информации вовлеченность студентов в учебный процесс не может быть высокой. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний, а также приобретении навыков и умений.
Дистанционное обучение предполагает некоторые ограничения при выборе осваиваемой профессии – невозможно обучиться на расстоянии премудростям медицины. Существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ [3].
Для построения эффективной обучающей системы требуется профессиональный состав разработчиков в области информационного обеспечения учебного процесса. Внедрение обучающей системы требует наличия собственных или лицензированных разработок в области прикладного программного обеспечения.
Заключение
Нет сомнения, что дистанционная форма обучения будет все сильнее входить в нашу жизнь. Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства.
Внедрение дистанционной формы обучения в практику высшего профессионального образования, на наш взгляд, обеспечит формирование автономности студентов, так как ее развитие тесно связано с необходимостью проявления познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации и овладению новыми знаниями.
Другая проблема – психологическая, связанная с необходимостью высокой самоорганизации, мотивации и отсутствием живого общения, скорее всего, будет решаться по мере развития общества.
Таким образом, дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – «образование для всех» и «образование через всю жизнь».