Известно, что дискурс одной стороной обращен к «прагматической ситуации, которая привлекается для определения связности дискурса, его коммуникативной адекватности, для выявления его импликаций и пресуппозиций, для его интерпретации» [1]; другой он обращен к «ментальным процессам участников коммуникации: этнографическим, психологическим, социокультурным правилам и стратегиям порождения и понимания речи» [2].
Целью работы является выделение полемического дискурса как отдельного вида дискурса. Прагматическая направленность коммуникации наиболее ярко проявляется в полемическом дискурсе, поскольку полемика, основывающаяся на различиях взглядов, мнений коммуникантов, является продуктом сложной речемыслительной деятельности, которая сопряжена с необходимостью не только высказать и обосновать свою точку зрения, но и опровергнуть позицию противника.
Понятие полемика исследовалось с разных сторон:
а) с точки зрения лингвистики: в соотношении с понятиями языковая личность, речевые стратегии и тактики, «речевой конфликт», «гармоничный/дисгармоничный речевой акт», «аргументация» и рассматривается с позиции участников – отправителя речи и получателя;
б) с точки зрения лингвистической антропологии: как коллективный языковой феномен, в основе которого лежат социально-психологические модели речевого поведения [3];
в) с точки зрения конфликтологии [4].
В основе выделения видов дискурса лежат различные критерии, являющиеся базой для классификации дискурсов. В качестве глобального дискурса выступает диалогический, включающий как письменную, так и устную формы общения. Большинство выделяемых в лингвистике видов дискурса являются прагматически ориентированными. Основные компоненты, относящиеся к прагматике релевантны полемическому дискурсу, например, наличие ведущей интенции, оценочность, массовый адресат, межсубъектность.
Учет таких факторов, как многовековая история полемики как формы межличностного общения, диалогичность, аргументированность, наличие специфических языковых средств, полемических приемов, реализация в диалогических и монологических жанрах, социальный характер и др. позволяют выделить полемический дискурс как один из видов дискурса.
Особенность полемического дискурса заключается в том, что он проявляется в рамках других дискурсов: научном, политическом, педагогическом, медийном, аргументативном, конфликтном, суггестивном и др., так как способствует прогрессу, поиску альтернативных решений возникших проблем, открывает новые возможности развития общества. Объектом полемики выступают актуальные проблемы социума. Полемика востребована на современном этапе развития общества для принятия решений, которые будут способствовать улучшению жизненного уровня общества, развитию науки и техники, гармонизации отношений человечества и взаимопониманию субъектов речевого общения.
Полемический дискурс представляет сложное коммуникативное явление, в основе которого лежит коммуникативное взаимодействие субъектов в процессе обсуждения того или иного неясного вопроса, касающегося одной из сфер жизнедеятельности общества, требующего ясности при решении проблемы и определения четкой позиции по отношению к ней.
Полемический дискурс реализуется посредством таких форм аргументированной речи, как полемика, спор, дискуссия, диспут, дебаты, прения, каждая из которых является сложным коммуникативным событием. На материале дефиниций, представленных в лексикографических источниках, научных работах, учебной литературе по культуре речи, деловому общению, риторике выделяются компоненты значения каждого слова понятийного ряда, что дает возможность разграничить данные формы аргументированной речи как по содержанию, так по объему и сфере функционирования. Использовался компонентный анализ, который нацелен на выявление набора семантических признаков, способствующих разграничению значений слов данного ряда.
Полемика представляет собой диалогическое (устное и письменное) общение компетентных в конкретной сфере деятельности субъектов, имеющих различные (противоположные) точки зрения относительно обсуждаемого вопроса, с целью утверждения своей позиции и опровержения другой при помощи достаточной и убедительной аргументации. Полемика возникает при наличии различающейся (противоположной) идеи, мнения, характеризуется как спонтанная и непредсказуемая вербальная борьба, она не имеет ограничений по времени, количеству участников.
Словом спор (в первом значении) обозначается ‘состязание за идею, мысль’. Во втором значении этого слова подчеркивается материальная сторона взаимоотношений людей в обществе, т.е. способ регулирования их отношений при помощи третьей стороны – закона. В отличие от полемики, спор представляет собой обсуждение любого вопроса на любую тему. Субъектами спора являются как компетентные, так и некомпетентные лица.
Широкая трактовка значения данного слова является причиной смешения близких к спору слов. Спор включает и виды публичного «интеллектуального» взаимодействия (полемика, дискуссия, диспут, дебаты, прения), и виды взаимодействия субъектов в обыденной жизни (препирательство, ссора, пререкания). Широкий охват всех сфер жизнедеятельности субъектов, неограниченность регламентом и другими параметрами являются основой для выделения данного вида общения как родового по отношению к другим.
Дискуссия представляет коммуникативное взаимодействие субъектов, основанное на решении вопроса в рамках конкретной темы с целью определения истины либо приближения к ней. Участники дискуссии подчиняются определенным правилам, регламенту и используют корректные приемы.
Дискуссия, в отличие от полемики, обнаруживает следующие признаки: наличие аудитории – публика; форма – собрание, беседа, а также печать; условия – наличие темы, отсутствие тезиса; приемы – корректные; регламент – ограничение рамок проведения дискуссии и регуляция выступлений участников.
Дискуссия является формой аргументированной речи, при которой коммуникативное взаимодействие компетентных в определенной сфере субъектов направлено на поиск истины вне зависимости от различий в позициях участников для прояснения и уточнения сложного вопроса, решение которого не только удовлетворит обе стороны, но и послужит благом для общества.
Под диспутом понимается организованное, регламентированное профессиональное общение участников, каждый из которых выдвигает свою точку зрения.
В отличие от дискуссии, диспут – это форма аргументированной речи полемического дискурса, в которой принимает участие большое количество участников, каждый из которых предлагает свое мнение, свою точку зрения на общественно важный вопрос. В диспуте результат общения сводится организаторами к необходимому, заранее определенному итогу.
Специфика дебатов заключается в наличии узкой аудитории, в обмене мнениями на конкретный вопрос как реакции на выступление одного из участников речевого события.
Дебаты как форма аргументированной речи являются необходимым элементом в таких коммуникативных ситуациях, как выборы, парламентские слушания, и представляет собой коммуникативное взаимодействие субъектов при наличии конкретного вопроса, требующего прояснения, уточнения и т.д. Субъекты общения настаивают на своей точке зрения, однако выбор правильного решения определяется большинством голосов.
Под прениями понимается форма аргументированной речи, являющаяся необходимым структурным элементом судебного разбирательства, заседания в парламенте. В прениях участники оперируют верифицированными знаниями, полученными на основе фактов, конкретных данных, которые способствуют выяснению какого-либо вопроса, подведению итогов общения.
Прения (судебные) предполагают коммуникативное взаимодействие субъектов, каждый из которых представляет свою точку зрения, являющуюся окончательной, на основе этих точек зрения выносится решение (судьей).
Меньший объем коммуникативного события, напр., дебатов, прений, определяется тем, что данные формы полемического дискурса привлекаются как фрагменты в общей композиции другого, более крупного, коммуникативного события.
Так, анализ дефиниций слов полемика, спор, дискуссия, диспут, дебаты, прения позволил разграничить формы аргументированной речи, которые близки по своему значению, но имеют ряд специфических особенностей. Смешение слов этого ряда, параллельное использование пар слов типа спор-полемика, полемика-дискуссия достаточно частое явление в учебных материалах по риторике, культуре речи.
Проанализированные формы аргументированной речи полемического дискурса объединяются в две группы: свободные и организованные формы. К свободным относятся полемика, спор как виды спонтанной и непредсказуемой вербальной борьбы. К организованным формам аргументированной речи относятся дебаты, дискуссия, диспут, прения (судебные).
Полемический дискурс как коммуникативный феномен имеет сложную структуру, состоящую из нескольких уровней.
Уровень 1. Ядерные компоненты полемического дискурса:
– адресность – полемика возникает как реакция на высказанную другим субъектом мысль, идею и т.п.;
– оценочность – высказанная мысль оценивается субъектом как несоответствующая его картине мира, что и является основой для вступления в полемику;
– наличие противоположного мнения – столкновение двух позиций на обсуждаемый предмет;
– готовность отстаивать свою точку зрения – психологическое состояние субъекта, принимающего другую позицию как вызов и готового высказать и обосновать противоположную точку зрения.
Уровень 2. Компоненты ближней периферии полемического дискурса:
– интенциональность – каждый из субъектов отстаивает свою правоту в вербальной борьбе с целью победить;
– установка – контроль над реализацией поставленной цели посредством использования конкретных речевых действий;
– аргументированность – использование аргументов для обоснования своей точки зрения, ее защиты, а также контраргументов для нападения на противника;
– агональность – активное отстаивание своей точки зрения в вербальной борьбе.
Уровень 3. Компоненты дальней периферии полемического дискурса:
– межсубъектный – в полемике субъекты представляют две противоположные стороны, каждая из которых отстаивает свою точку зрения;
– событийно-ситуативный – полемика может возникнуть в различных ситуациях;
– ролевой – субъекты не имеют преимуществ друг перед другом, так как полемика предполагает борьбу идей, взглядов, мнений и т.п.; поэтому ролевое неравенство возникает, если сам участник принимает во внимание статус, пол, уровень образования и т.п. свой или соперника;
– возрастной – нижний предел составляют учащиеся старших классов, которые могут быть субъектами полемического дискурса, например, в дебатных клубах, а также взрослые люди;
– языковой – вербальная борьба ведется на одном (любом) языке преимущественно в устной форме;
– сфера функционирования – нет ограничений;
– тематический – нет ограничений, возможно отсутствие темы;
– функционально-стилистический – нет ограничений;
– жанровый – полемика может быть реализована как в диалогических, так и в монологических жанрах.
Заключение
Полемический дискурс определяется как сложное коммуникативное явление, в основе которого лежит взаимодействие субъектов в вербальной борьбе при обсуждении вопроса, требующего определения четкой позиции по отношению к нему. В сферу полемического дискурса входит обсуждение актуальных социальных проблем общества, требующих принятия решения, с привлечением аргументации в соответствии с принципами и правилами ведения полемики.
Выделяется ряд понятий, представляющих собой формы аргументированной речи: полемика, спор, дискуссия, диспут, дебаты, прения. Полемика и спор представляют собой свободные формы аргументированной речи: они не имеет ограничений по времени, количеству участников, спонтанны и непредсказуемы. При этом в полемике участниками признаются определенные правила, принципы, в споре эти ограничения отсутствуют. Отнесенность дискуссии, диспута, дебатов, прений к организованным формам аргументированной речи определяется тем, что они организуются, готовятся заранее и следуют определенному плану.
Несмотря на большое количество точек пересечения с другими видами дискурса, полемический дискурс имеет свои специфические компоненты, которые образуют иерархически организованные уровни: уровень 1 включает адресность, оценочность, наличие противоположного мнения, готовность отстаивать свою позицию; уровень 2 – интенциональность, установку, аргументативность, агональность; уровень 3 – межсубъектный, событийно-ситуативный, ролевой, возрастной, сферу функционирования, тематический, функционально-стилистический, языковой, жанровый компоненты.