Практикуясь в изображении человека в рисунке и живописи, студенты должны хорошо представлять себе всю сложность портретных задач. Работа над выявлением индивидуальных качеств изображаемого человека приобретает наибольшее значение после того, как накоплен известный опыт в передаче живой формы, находящейся в различных положениях в пространстве, в условиях разнообразного освещения. Чтобы совершенствовать профессиональные навыки в живописи, нужно учиться не только убедительно выявлять форму, но и остро передавать характеристики разных людей, выразительно решая композицию портретного этюда. Творческие задачи портрета сложны и вместе с тем чрезвычайно интересны, ввиду того что человек по-разному проявляет себя в тех обстоятельствах, в которых оказывается. Художник должен обладать большой проницательностью, чтобы передавать средствами живописи психологию изображаемого человека, выразив в портрете и своё отношение к портретируемому. Здесь требуется активность в поисках наиболее выразительного решения, умения передать внутренний мир человека. Практика в области портрета развивает способность обобщать, образно выявлять характерное, типичное.
Как правило, успех в области портрета, как и в других жанрах искусства, приходит лишь там, где жизнь передана в волнующих художественных образах, характеризующихся органической цельностью содержания и формы.
Многие из портретных заданий на старших курсах предусматривают наряду с выявлением характерных индивидуальных особенностей натуры и передачу профессиональной принадлежности позирующего. В изображении необходимо добиться сходства с портретируемым, передать его возрастные особенности, а также те признаки, которые в какой-то мере дают представление о его профессии. Конечно, эти задачи нельзя решить, отказавшись от чисто учебных установок. Работа над портретом предполагает отказ от многих несущественных деталей, а также умелой организации предметов интерьера. Портреты часто пишутся на гладком фоне, однако верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека. В работе над портретом нужно подойти творчески и к вопросу освещения.
Уже в предварительных эскизах, а затем в рисунке необходимо найти характерную позу, поворот головы, движение рук, жесты которых должны помочь выявить состояние человека. Великий русский артист Ф.И. Шаляпин говорил, что «жест есть не движение тела или части его, а движение души». И, конечно, чтобы передать психологическое состояние портретируемого, необходимо много внимания уделить изображению глаз, которые с большой силой могут выражать душевный мир человека.
Принцип выражения главного в портрете обусловлен особенностью зрения останавливать внимание на том, что сильнее действует на глаз, то есть в данном случае на цветовых и тональных контрастах, на соотношении форм и их заострённой характеристике. Полученные от этого зрительного восприятия будут определять и образный строй мышления художника, его трактовку изображаемого, что во многом обусловлено и своеобразие живописного языка. Одинаковые видением всех частей в портрете, их разобщенность могут происходить лишь от равнодушного отношения к модели и характерны в большинстве случаев для натуралистического, ремесленного изображения [1].
В начале творческой работы над портретом художник ищет и создает образ с помощью конструктивно-пластических средств, то есть того, что сразу воспринимается зрителем. Но вся глубина образа, внутренний мир портретируемого человека, его чувства и переживания раскрываются художником уже на последующих этапах упорной работы над портретом.
Пожалуй, самым трудоёмким и ответственным этапом работы будет проработка деталей, когда процесс письма строиться на основе анализа форм и их взаимоотношений. Последовательно выявляя форму, приходится всё время ставить и решать конкретные задачи. Необходимо отметить, достижение сходства в портрете, будучи сложной задачей, не является, однако, самой главной. Ведь можно добиться большого сходства с моделью и в то же время не решить основную задачу портрета. Поэтому здесь важно умение проникнуть во внутреннюю жизнь человека, раскрыть его характер, психологические особенности. Если подходить к вопросу с позиции задач профессионального мастерства, то нужно сказать, что высшей ступенью искусства является раскрытие в изображении одного человека или группы людей характерных особенностей той или иной эпохи, что и отличало творчество великих мастеров этого жанра.
При завершении работы нужно посмотреть, удалось ли решить те задачи, которые автор ставил перед собой, приступая к портрету, а также проверить, насколько полно сохранился в рисунке и живописи первоначальный образный замысел, не исчезла ли цельность первого восприятия натуры, которую в течение всей длительной работы художник стремился реализовать на плоскости живописными средствами. Многочисленные детали и частности в позирующей модели создают опасность поддаться при работе с натуры пассивному её восприятию, что ведёт к потере активности в осознанной творческой передаче на полотне целостного образа данного человека. Нужно обладать особым даром живописного видения, чтобы натура не превратила художника в пассивного копировщик, который способен лишь фотографически верно передать внешность модели. Работающий над портретом должен наряду с живописным видением обладать способностью к эстетическому отбору и обобщениям. Художественная правда в портрете – это не протокольная достоверность, а выражение сути портретируемого человека. Студенту, работающему над портретом, нужно учитывать, гораздо важнее не усаживать натуру в застывшую позу, а прежде всего изучить её характерные особенности в движении, в разговоре и т.д. лучшими образцами портретного искусства являются те произведения, в которых люди не позируют специально, а изображены или в момент творческого труда, или находящимися в наиболее характерной для них обстановке. В таких портретах глубоко передан образ человека, его неповторимые особенности [2].
Для художника очень важно подметить в портретируемом и передать на холсте такое выражение лица, движение рук и фигуры в целом, которые наиболее убедительно характеризуют этого человека. поэтому мастера портретного жанра считают необходимым сначала знакомиться с тем, кого собираются изображать, подолгу присматриваются к нему, беседуя, подмечают особенности в манерах и поведении, таким образом находя самое характерное в выражении лица, жестах рук и движений всей фигуры. Эти наблюдения кладутся в основу характеристик портретной постановки, они и подсказывают пластическое решение.
Сдержанность и психологической глубиной в передаче образов отмечены многие портретные работы, созданные за последнее время многими талантливыми советскими художниками. Произведения их демонстрируют высочайший гуманизм искусств социалистического реализма и то внимание, с которым художник относится к раскрытию красоты советского человека, его духовного богатства, демонстрируя вместе с тем большое разнообразие стилей, выявляя множество ярких творческих индивидуальностей. Это работы В.И. Иванова, Т.Т. Салахова, И. Зариня и других. в них видна тенденция к многократной образной передаче человека труда, стремление полнее отразить интеллектуальную жизнь нашего современника.
Проявляя глубокое внимание к внутреннему миру модели, художники всё чаще используют в своих композициях приём взаимосвязи человека и окружающей среды, соединяя их в едином образе.