В течении многих столетий в древнем городе Гяндже развивались разные отрасли народного ремесла. Благодаря благоприятным природным, а также геостратегическим условиям в Гяндже развитие отдельных отраслей народного ремесла стало отличаться характерными особенностями. В Гяндже развивались такие традиционные народные профессии как деревообработка, ткачество, шапочное дело, занятия войлочников, шорников и др. Данные ремесленные отрасли считаются важными историко-этнографическими источниками исследования прошлого Гянджи и ее развития.
Кроме того, на рубеже XIX-XX столетий в городе с еще высокими темпами развивались такие отрасли как керамика (гончарное дело), деревообработка, металлообработка, каменотесное дело, ковроткачество благодаря усовершенствованию техники, а также технологии производства изделий. Нужно отметить, что в этот период развитие основных традиционных ремесленных отраслей Гянджи отличалось следующими характерными чертами:
I. Металлообрабатывающее ремесло является одним из основных отраслей народного ремесла Гянджи. Благодаря развитию рытья, декоративно-орнаментальных особенностей, техническому снабжению и технологическому мастерству сразу наблюдалось усовершенствование ремесленных отраслей и в ювелирном деле, и в занятии медников, а также в сфере гравировки. В связи с этим изделия данного ремесла использовались как в быту, так и как оружия. Кроме того, в Гяндже развивалось художественное металлообрабатывание.
Одним из главных доказательств развития этой отрасли в Гяндже считается долговременное существование отдельных историко-этнографических единиц градостроительства – приходов, то есть местных кварталов мастеров. Эти приходы в течении веков назывались именами отдельных отраслей данного ремесла. Среди местных жителей данные приходы назывались – «мехелле» и носили имена такие как «Кузнецы» (демирчилер), «Медники» (мискерлер), «Ювелиры» (зергерлер) (9,62). В период второй половины XIX и начала XX веков металлообрабатывание развивалось с особой скоростью и ускорялось квалифицирование в этой сфере. На территории данных приходов-кварталов жыли и работали семьи представителей именно вышеуказанных ремесленных отраслей. Они имели крупные мастерские и здесь изготавливались высококачественные изделия. Они использовались не только местными жителями, но и продавали покупателям других регионов. Иностранцы платили огромные суммы за изысканные изделия этого древнего ремесла Гянджи. Основными образцами данных отраслей Гянджи в период XIX-XX веков являлись котел, жбан, поднос (особенно – «меджмеи» – крупный медный поднос), сини (медный поднос средней меры), нимче (художественная медная тарелка), разные виды оружий и ювелирных изделий (10,400).
II. Гончарное ремесло имело значимую роль в развитии города. Гянджа-родина великого Азербайджанского поэта, мыслителя Низами Гянджеви является вторым крупным культурно-экономическим центром страны. На ее территории гончарное ремесло развивалось еще с эпохи неолита, энеолита (восьмые-шестые тысячелетия до нашей эры). В эпоху железного века основными характерными изделиями гончарного ремесла древней Гянджи являлись белоинкрустированные керамические образцы. Блюда со скульптурными головами, триподы, соединенные керамические сосуды тоже были найдены в разных историко-археологических памятниках древней Гянджы и всего Гянджабасарского региона. Эти керамические изделия являются характерными образцами гончарного ремесла данного периода. Характерные декоративно-орнаментальные особенности художественной керамики античной Гянджи этого периода составляют:
1. Врезная орнаментация.
2. Виды художественного убранства керамических сосудов.
3. Рельефно-декоративное убранство.
Уже в период средних веков и XIX-XX веков в Гяндже существовало более 20-и мастерских, где представители данного ремесла изготавливали качественные, неоднородные глиняные изделия. Гончарные образцы Гянджи данной эпохи можно условно классифицировать в 3-х основных группах:
1. Строительная керамика.
2. Эмалированные керамические изделия.
3. Неглазурные глиняные изделия (1,133; 2,68).
Основными характерными особенностями гончарных изделий Гянджи являлись конструктивно-пластические формы, а также геометрические, зооморфные декоративно-орнаментальные элементы. Дальнейшее историко-этнографическое исследование керамики Гянджи откроет новые перспективы в изучении отечественной этнологии.
III. Каменотесное дело Гянджи отличалось древней историей и богатыми ремесленными традициями. На рубеже XIX-XX веков в этом древнем городе данное ремесло считалось основным рычагом развития местной архитектуры. Главные и довольно видные образцы каменотесного ремесла Гянджи являлись эпиграфические памятники, образцы архитектуры и строительного дела и эпитафии.
Основными показателями каменотесного ремесла Гянджи в сфере архитектуры и строительного дела являются экстерьеры свыше 200 жилых домов, а также общественных зданий, которые считаются историческими памятниками местной значимости. Главными эпиграфическими образцами города данной исторической эпохи считаются каменные шебеке и каменные стелы гробницы Имамзаде и мечети Шаха Аббаса (или же Джума мечеть) (3,160). Как известно, на рубеже XIX-XX веков, особенно в период XIX века в Гяндже особенно развивалось ремесло каллиграфов-резчиков. На территории Гянджи до сих пор сохранилось довольно много образцов надгробных стел-произведений художественной резьбы по камню. Эпитафии этого древнего города являются прекрасным отражением поэтического творчества местных мастеров-поэтов-художников и каллиграфов-резчиков Мир Мехти Гянджи (или же Мирзы Мехти Наджи) и Шейха Замана (4,92–94). Данные исторические образцы каменотесного ремесла Гянджи находятся на территории кладбищ комплекса «Имамзаде» и «Себзикар».
IV. Ковроткачество Гянджи данного периода, безусловно, считается очень важным историко-этнографическим источником. В период XIX-XX веков Гянджинские национальные ковры сохраняли свои главные характерные декоративно-ремесленные особенности. Важно отметить то, что Гянджинские ковры отличались некоторыми свойствами в течении веков и в связи с этим ковры Гянджа-Карабахской группы в данном периоде считались особым декоративно-ремесленным видом.
Главными ремесленными видами Гянджинских ковров в данном периоде считались палаз, килим, шедде, чувал, хурджун и др. По статистическим данным в 1886 году на территории Гянджи (Гянджинской-Елизаветпольской губернии) было произведено более 25 тысячи пуд коврового изделия. 23 тысячи пуд данных изделий были отправлены на экспорт. В 1894 году данные показатели были в размере 28980 пуд, в 1913 году из Гянджи было экспортировано 72,2 тысячи единиц коврового изделия.