Информационное общество оценивается как общественно-исторический факт конца XX – начала XXI вв. Начиная с середины ХХ в., многие зарубежные и отечественные исследователи стали обращать внимание на практически беспрецедентное ускорение прироста знаний. Этот феномен привел к появлению ряда новых концепций постиндустриального общества, среди которых следует отметить такие, как «Knowledge Society» (Общество знаний), «Knowledgeable Society» (Компетентное общество) и т.п.
Понятие информационного общества основывается, прежде всего, на достижениях технологии. Понятие же обществ знания подразумевает более широкие социальные, этические и политические параметры.
Развитие информационных технологий, порожденных информационным обществом и обществом знания рисуют дальнейшие перспективы в развитии общества. Они связаны с конвергенцией технологий (американская концепция НБИК-конвергенции и отечественная концепция НБИКС-конвергенции). НБИК-конвергенция обозначает ускорение научно-технического прогресса за счёт взаимного влияния друг на друга различных областей науки – нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий. Необходимо заметить, что из четырех технологий (нано-, био-, инфо-, когно-) наиболее развитая информационная, поскольку используется во всех других областях.
В национальном исследовательском центре – Курчатовском институте возник новый вид конвергенции – НБИКC-конвергенция, где «С» – это социальные гуманитарные технологии [1]. Привлечение социогуманитарных технологий дает право отечественным ученым говорить о создании новой конвергентной НБИКC-технологии, где «Социо» – социальные и гуманитарные технологии с помощью которых возможно изучение поведенческих, речевых, психологических и других особенностей и способностей человека в момент принятия решения. Как справедливо подчеркивает И.Ю. Алексеева, что «речь идет не только о гуманитарной составляющей когнитивных исследований и разработок. Новая технологическая революция открывает возможности для полноценного участия социогуманитарных наук в конвергенции знаний и технологий, в том числе – и за счет развития «технологической компоненты» социально-гуманитарного знания. Следует подчеркнуть, что такое развитие будет означать серьезные изменения в характере самого гуманитарного знания, стимулировать интегративные процессы в областях, где специализация достигла к настоящему времени весьма высокой степени» [2].
Естественно, что конвергенция НБИКС, существенным образом должна изменить человеческую цивилизацию. Речь идет о концепции нанообщества (НБИКС-общества), возникшей в результате НБИКС. Например, А.А. Давыдов определяет нанообщество как определенный тип биосоциотехнической системы, состоящей из разнородных взаимосвязанных элементов и подсистем, свойств и отношений, созданной индивидами на основе нано технологий, целью которых является реализация экстремальных принципов в жизнедеятельности индивидов с помощью законов и социологических алгоритмов, действующих в определенных границах [3].
Таким образом, НБИКС–общество (нанообщество) можно определить как возможный вариант дальнейшего развития информационного общества и общества знания.
В цепи наших рассуждений: информационное общество – общество знаний – общество (будущее), основанное на феномене НБИКС, обратим внимание на то, что это не хронологическая последовательность в историческом процессе, а представления, сформировавшие доминантные черты в историческом процессе XX – начала XXI вв. [4]