Политический дискурс является мощным властным ресурсом, посредством которого государственные и общественные институты осуществляют свою самопрезентацию и легитимацию, конструируют и продвигают те или иные образы реальности, позиционируют социальные субъекты в политическом пространстве. Последние двадцать лет политический дискурс активно исследуется представителями разных научных направлений, однако здесь все еще много белых пятен. Одним из таких мало разработанных мест является выработка критериев для четкого разграничения политической рекламы и политического PR, поскольку эти понятия нередко не различаются. В связи с этим считаем необходимым указать на объективную специфику каждого из этих видов деятельности.
Политическая реклама, как и любая реклама, является побуждающим жанром, то есть персуазивная функция здесь является доминирующей. Этот жанр особенно активно используется в предвыборной ситуации для побуждения граждан к голосованию за «правильного» кандидата. В другие периоды он может использоваться для призыва участвовать в политических акциях, проводимых партией, а также для сбора подписей и т.п.
При всем разнообразии многочисленные определения PR сходятся в одном: его конечной целью является установление взаимопонимания между субъектом и общественностью. Таким образом, PR служит для установления отношений с целевыми группами общественности, укрепления своего имиджа, налаживания контактов и т.п.
«Связи с общественностью в политике можно охарактеризовать как адресное управление общественным и корпоративным мнением в политической сфере, ориентированное на создание благоприятного общественного климата деятельности политических структур и органов власти, формирование их позитивного имиджа, укрепление репутации, основанное на исследовании интересов адресных групп и направленное на их согласование» [Гринберг 2006]. Как видно из определения, целями PR в политике являются создание благоприятного климата общественных отношений, формирование позитивных установок в обществе относительно политических структур и общественных организаций, инициирование и поддержание благоприятного фона деятельности структуры или партии. То есть создание таких отношений между политиком (политической партией) и адресатом, которые бы способствовали не только устойчивому его существованию, но и продвижению.
Таким образом, отличие между политической рекламой и политическим PR в целом аналогично имеющемуся в других областях: «Специфика подачи PR-информации заключается в подчеркнутой нейтральности, в то время как рекламная информация, нацеленная на изменение поведенческих реакций возможного потребителя, предполагает эмоциональное воздействие на слушателя» [Анисимова 2007: 363]. Если реклама используется в ситуации, когда от адресата требуются определенные активные действия, то PR подразумевает постоянное воздействие на отношение общественности к политику.
Далее необходимо сказать о некоторых искажениях значения самого термина «PR». Иногда «политический PR» определяют как форму политической деятельности, связанную с организацией и управлением предвыборными кампаниями и приравнивают к избирательным технологиям. В результате политический PR фактически сводится к формированию штаба, подготовке текстов речей и рекламно-агитационной продукции и т.п.
Еще более недопустимо (но широко распространено) отождествление всей имиджевой деятельности политика с «черным пиаром». Основная причина такого отношения состоит в том, что многие наши политики прибегают к нечестным приемам и обману аудитории. Исследователь, приводит несколько примеров такого «черного» воздействия и делает вывод о недопустимости всего PR-дискурса в целом. Однако необходимо четко разделять средства воздействия, реализующие цели самой PR-сферы, с одной стороны, и плохую подготовку и неэтичность отдельных наших политиков, с другой (См. об этом [Анисимова 2012: 6]).