На сегодняшнем этапе развития экономики России принимает на себя некоторые обязательства как член Всемирной торговой организации. Формально обязательства распространяются только на Федерацию, однако, каждый субъект обязан будет выполнять законодательство данной организации, и, очевидно столкнется с определёнными трудностями и ограничениями с ее стороны. Не исключением будет и Пензенский регион.
Важным критерием развития сельского хозяйства в условиях действия правил ВТО станет государственная поддержка. Ее размер и условия предоставления должны отвечать требованиям Соглашений по сельскому хозяйству, а также субсидиям и компенсационным мерам. Сложность переговорного процесса вызвали два основных вопроса устанавливающие лимиты поддержки сельского хозяйства:
1) уровень экспортных субсидий;
2) объем государственной поддержки (субсидий).
В результате того, что экспортерам сельскохозяйственной продукции практически не предоставлялись стимулирующие субсидии, в этой связи ограничение государственной поддержки коснется бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Максимальный уровень государственной поддержки по годам, согласно Протоколу о присоединении России к ВТО, (млрд. долл. США): 2013 г. – 9; 2014 г. – 8,1; 2015 г. – 7,2; 2016 г. – 6,3; 2017 г. – 5,4; 2018 г. и далее – 4,4.
Однако, справедливости ради необходимо отметить, что общий объем государственной поддержки АПК, заложенный в бюджет 2012 г., составил около 181454 млн. руб., что составляет ориентировочно 5,6 млрд. долл. США. То есть, данный объем государственной поддержки в принципе не позволяет оказывать поддержку сельскому хозяйству в максимально допустимом объеме, а тем более — превысить его. Очевидно, что нынешний уровень господдержки ограничивается исключительно бюджетными возможностями. Иными словами, у государства имеется резерв (запас) поднять уровень поддержки до своего пикового значения.
При этом следует помнить, что речь идет только о мерах, непосредственно стимулирующих рост, искажающих условия торговли и производства. Между тем ВТО предоставляет различные возможности, которыми просто нужно грамотно воспользоваться. Соглашение предусматривает распределение государственной поддержки на категории или корзины. Большое поле для маневра предоставляет так называемый зеленый ящик мер поддержки, в который входят программы, прямо не воздействующие на производство. В ВТО размер последних не оговаривается. Одна из задач переговорного процесса о присоединении к ВТО состояла в том, чтобы как можно больше «нагрузить» зеленую» корзину, включив в нее некоторые меры, которые ранее попадали в желтую корзину. Страны также не обязаны сокращать внутреннюю поддержку сельского хозяйства, если она соответствует критерию минимума – «de minimis».
В «желтую корзину» («amber box») включаются меры поддержки, которые, по мысли авторов Соглашения по сельскому хозяйству, стимулируют производство и искажают условия внешней торговли.
В Пензенской области наиболее плохо представлены в бюджете программы, относящиеся к «зеленому ящику», 25 % в 2011 г. Во-первых, они еще не получили широкого распространения, во-вторых, некоторые из них входят в состав других статей в скрытом виде. Значительную долю в зеленой корзине занимает внутренняя поддержка в виде субсидий товаропроизводителям на возмещение части затрат на производство сельхозкультур, пострадавших во время засухи (37,6 %) и субсидии по программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхозназначения» (34,6 %).
Чтобы рассчитать соотношение желтой и зеленой корзины в общей структуре субсидий, нами проведен анализ по линейному уравнению множественной регрессии.
Как показывают наши расчеты, зеленые меры поддержки не оказывают прямого воздействия на экономический рост в сельском хозяйстве. При этом желтые меры в уравнении регрессии без зеленых мер не значимы. Получается, рассматривать данные виды поддержки можно только в совокупности, так как они достаточно хорошо дополняют друг друга, коэффициент корреляции между ними составляет более 72 %.
Использую частный коэффициент детерминации, можно определить влияние каждого из выбранных факторов на зависимую переменную. Применяя данное соотношение, воможно составить прогноз субсидий в разрезе желтой и зеленой корзины с учетом ограничений по желтой корзине. По нашим расчетам к 2020 году доля «зеленых» субсидий для сельскохозяйственных формирований Пензенской области должна быть обеспечена на уровне 38–40 %.
Увеличить зеленую корзину возможно также за счет преобразование ряда мер желтой «корзины» в меры зеленой, например, субсидии на возмещение части затрат на приобретение удобрений, комбикормов, заменить на прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в расчете на 1 га и на 1 голову скота. По существу это новый механизм субсидирования, соответствующий правилам ВТО.
Таким образом, вступление России в ВТО сопряжено с определенными рисками для сельского хозяйства страны, но они предсказуемы. Проведенные наши расчеты показывают, что вступление Росси в ВТО не должно сказаться на значительном сокращении объемов поддержки. Желтая корзина как показывает анализ, еще не перегружена, а зеленую корзину необходимо заполнять наиболее эффективными, но в тоже время отвечающим требованиям данной корзины, мерами.