Исследование взаимоотношений человека и природы сточки зрения культуры в наше время становится наиболее актуальным. Изучение в традиционной культуре принципов отношения к окружающей среде, природопользования, взаимоотношений внутри общества могут помочь в определении причин появления экологических проблем. Понимание значимости взаимоотношения современных этносов с окружающей средой весьма необходимо и актуально в XXI веке.
Этноэкология представляет механизм, которые регулируют взаимоотношение человека с биосферой и обществом и во многом определяется многообразием культуры. Основными элементами исследований данной научной отрасли являются традиционное природопользование народное мировоззрение и среда обитания, традиционное, которые в свою очередь взаимосвязаны.
На территории России выделяют множество этнографических регионов. Особенно интересна территория Урала. Этнографическое изучение коренных народов позволяет установить, культурно-бытовой уклад коренного населения и отношение человека с природой.
Уральские народы весьма древнее происхождение. По мнению археологов, Урал был заселен еще со времен последнего оледенения 10 000 лет назад. Не все уральские народы являются коренными жителями этого региона. По настоящему коренными народами Урала мы можем считать народы, которые уже проживали на данной территории, а именно ханты и манси. Башкиры, удмурты и коми являются потомками кочевых народов, которые заняли территорию Урала значительно позднее уральского расового типа.
Коренные народы Урала за тысячи лет своего существования хорошо приспособились к ландшафту и растительности. Природа лесной зоны была стабильным источником традиционного жизнеобеспечения основанной на биологических ресурсах тайги. Рыболовство, охота, оленеводство являлись основными видами их деятельности. Сезонность промыслов и жизненный уклад повлияли на особенности быта коренных народов Урала: сформировались уникальные и специфические для этих народов – одежда, жилище, кухня и т. д.
В культуре коренных народов Урала ключевым принципом можно назвать разумный рационализм. Не брать у природы больше, чем нужно, не брать без спроса, возвращать природе то, что взяли, выплачивая свой долг – Главный закон по которому живут ханты и манси.
Так же по данной теме нами был разработан элективный курс для учащихся 9-х классов. Цели данного элективного курса: повышение экологической грамотности учащихся, формирование знаний о взаимодействии этносов и биосферы. Нами рассматриваются вопросы связанные с формированием знаний о взаимодействии с природой коренных народов Урала. Элективный курс состоит из 5 тем, на изучение которых отводится 9 часов.
Основные задачи элективного курса: овладение основными понятиями об этноэкологии, формирование знаний о коренных народах Урала на примере хантов и манси, формирование знаний о философском подходе к использованию природных ресурсов коренными народами.