Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1
1

Как известно, утомление – это вызванное интенсивной и длительной работой временное уменьшение работоспособности, выражающееся в снижении количества и качества работы и ухудшение координации рабочих функций.

Наши исследования были направлены на выявление изменения уровня утомления в течение учебной недели учащихся, у которых наблюдался высокий уровень тревожности и анализ факторов, которые вызывают его. В эксперименте участвовали 135 учащихся 6-10 классов флегматического и сангвинического темперамента. В первой серии эксперимента были исследованы ученики флегматического темперамента средних и старших классов, так как они оказались более тревожными, чем сангвиники. По полученным данным (табл. 1) уровень утомляемости у этих учащихся повышается от начала к концу недели. В конце недели уровень утомления у старшеклассников ниже, чем у учеников средних классов.

Таблица 1

Показатели уровня утомления учащихся флегматического темперамента в течение недели

Дни недели

6-8 классы

9-10 классы

Понедельник

24,0+1,76

24,3+1,31

Вторник

24,5+2,01

24,2+1,82

Среда

22,0+1,63

24,7+1,25

Четверг

25,5+0,98

25,0+1,96

Пятница

25,8+1,84

25,2+2,04

Суббота

26,0+2,03

25,5+1,37

Самый высокий показатель утомляемости в средних классах наблюдается в среду. Такое резкое повышение утомляемости было связано с состоянием высокой тревожности учащихся из-за проведенных контрольных работ. Это также вызвало понижение показателей самочувствия, активности, настроения. В старших классах самый высокий уровень утомления наблюдается в пятницу, в субботу он повышается на 0,5+0,1. Для того чтобы убедиться в том, что объем кратковременной памяти равен 7±2, а память является динамическим процессом, нами было проведено исследование этого показателя среди учащихся 6-8 и 9-10 классов флегматического и сангвинического темперамента в динамике учебной недели.

Таблица 2

Средние показатели объема кратковременной памяти учащuxся 6-10 классов в динамике учебной недели (М±т)

Дни недели

Сангвиники

Флегматики

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Понедельник

7,8±1,07

8,2±1,02

8,5±0,73

8,5±1,09

Вторник

8,9±1,02

9,2±1,36

9,1+1,35

9,5+1,12

Среда

8,5±0,84

8,7±0,35

8,7±1,33

10,6±1,28

Четверг

9,0±0,73

9,0±0,64

9,2±1.02

10,3±0,75

Пятница

9,1±1,03

9,2±1,33

9,01±1,04

9,6±1,06

Суббота

8,2±0,98

8,8±0,55

8,7±0,86

9,0+1,05

Дни недели

Сангвиники

Флегматики

юноши

девушки

юноши

девушки

Понедельник

4,8±1,31

6,2±0,61

5,2±0,93

7,1±1,02

Вторник

5,9±0,92

7,8±1,21

6,3±1,51

8,3±1,20

Среда

6,8±0,02

7,9±1,31

6,8±0,82

8,5±1,35

Четверг

7,3±0,35

8,1±0,53

7,8±0,73

8,6±0,88

Пятница

7±1,42

8,6±0,28

8,2±1,44

8,4±0,94

Суббота

6,3±0,82

7±1,17

7,3±1,28

8,1±1,03

Из полученных данных можно увидеть, что у школьников средних классов кратковременная зрительная память более развита по сравнению со школьниками старших классов. Это можно объяснить тем, что у учащихся средних классов память приобретает механическую форму, с преобладанием, чаще всего, дословного запоминания, что объясняется недостаточным развитием у них второй (речевой) сигнальной системы, а также низким уровнем знаний и малым жизненным опытом.

Также можно обнаружить гендерные различия показателей объема кратковременной памяти. Способность запоминания лучше развита у учащихся женского пола вследствие их более быстрого развития (в средних классах) и лучшей тренированности (в старших классах).

Исходя из данных, можно проследить связь памяти с типологическими особенностями темперамента. Механическая память более развита у лиц флегматического типа темперамента, – они за достаточно короткое время запоминают большое количество чисел по сравнению с сангвиниками. Быстрота запоминания материала больше у лиц сангвинического типа темперамента.

В ходе этого эксперимента мы также убедились, что действительно объем кратковременной памяти – динамичный показатель, т.е. изменяется в зависимости от других факторов (темперамента личности, САН).

Также исследовали опосредованное образное запоминание, так как известно, что у школьников старших классов смысловое запоминание возрастает.

Таблица 3

Средние показатели опосредованного запоминания учащихся средних и старших классов в динамике учебной недели

Дни недели

Сангвиники

Флегматики

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Понедельник

10,4±0,94

13,2±1,51

9,5±0,83

12,3±1,04

Вторник

13,7±0,86

16,3±0,73

14,4±0,97

14,8±1,17

Среда

13,2±0,98

14,0± 1,27

11,0±1 ,01

13,2±1,26

Четверг

14,2±1,31

15,2±0,56

13,7±1,05

15,1±0,98

Пятница

14,9±1,04

15,1±0,63

14,3±1,24

14,6± 1,28

Суббота

13,6±0,73

12,1± 1,24

13,4±1,06

14.5±0,73

Дни недели

Сангвиники

Флегматики

юноши

девушки

юноши

девушки

Понедельник

14,3±1,65

15,0±0,92

14,5±1,43

14,7±1,75

Вторник

16,5±1,24

17,3± 1,04

15,5±0,87

15,6±1,25

Среда

16,7±1,73

17,2±1,31

15,7±1,17

17,3±0,83

Четверг

17,5±0,86

18,2±1,45

17,9±1,02

17,0±1,35

Пятница

17,2±0,54

18,0±1,06

16,2± 1,75

16,0±1,12

Суббота

16,4±0,91

17,8±1,35

15,3±1,22

15,2±0,44

По данным табл. 3 видно, что действительно у учащихся старших классов показатели опосредованного запоминания выше, и старшеклассники–сангвиники справились с заданием лучше. Объяснением этому может служить то, что сангвиники действуют быстрее, чем флегматики, которым труднее быстро связать данное слово с чем-то из жизни (ассоциировать).

Следовательно, судя по совокупности показателей, утомление раньше развивается у мальчиков средних классов флегматического темперамента, по сравнению с другими экспериментальными группами.