В современный период развития общества можно отметить ряд проблемных ситуаций, которые условно можно разделить на общественный и индивидуальный уровень. На общественном уровне сложность состоит в том, есть высокая потребность общества в развитии здоровой нации, но ход развития социума и ухудшении состояния экологии ведет ухудшению здоровья граждан.
На индивидуальном уровне противоречия лежат между потребностью человека в активном отдыхе, восстановлении сил и низкой мотивации физической активности, низким уровнем знаний основ физической культуры, доступностью и эффективным оздоровительным воздействием многих физических упражнений.
Огромная роль физической культуры, как части культуры общества имеет большое значение в деле культурного и нравственного воспитания студенческой молодежи. В последнее время предпринимается ряд попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления в общественной жизни страны [3].
Существуют методические и методологические проблемы, определяющие место и значение физической рекреации в сфере физической культуры, которые связаны с неразработанностью понятийного аппарата, содержания, структуры, целей, задач, принципов и закономерностей. Вместе с этим на сегодня не достаточно хорошо исследованы механизмы взаимодействия физической рекреации с другими видами физической культуры.
Под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной физической активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.
Интересно отметить, что с латинского «rekreatio» означает возвращать здоровье, силы. В современном понимании рекреация – восстановление сил, освежение, развлечение, отдых, перемена [4].
Существует два вида рекреации: физическая (двигательная), которая связана с выполнением физических упражнений и интеллектуальная, предполагающая определенные умственные развлечения.
Физическая рекреация – одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств.
Многообразие признаков физической рекреации определяет разнообразие её форм: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.
Специфические задачи физической рекреации рассматриваются в контексте задач физического воспитания или спорта. В научных исследованиях принято выделять следующие аспекты физической рекреации:
1. Биологическое. Она способствует восстановлению функций организма человека после профессионального труда, оптимизирует состояние его здоровья;
2. Социологическое. Способствует интеграции людей в социальную общность, усвоение социального опыта, культурных ценностей. Процесс социализации в данном контексте включает два плана действий: адаптацию к социуму, функционирующую преимущественно на врожденном механизме самосовершенствования человека, и самоопределение в социуме, определение своего места в нем посредством осознанного отношения к происходящим событиям, принятия или отторжения их;
3. Психологическое. Формирует эмоциональное состояние, возникающее под влиянием чувства свободы, радости, благополучия и внутреннего удовлетворения, освобождения от напряжения и стресса. Свободу в данном случае следует понимать в двух измерениях: внешнюю – от принуждения, насилия, давления, запрета и внутреннюю – субъективную, духовную – свободу воли, свободу самостоятельного выбора действий, свободу творчества. Разумеется, между этими измерениями свободы существует взаимосвязь, а не противоречивость;
4. Эстетическое. Ответная рекреация на красоту своего тела, окружающего мира, возможность его познания в более широком значении.
Одной из главных функций физической культуры в современном обществе является духовная социализация личности и морально-психологическая подготовка к жизни. Культурно-философским и социальным аспектом занятий физическими упражнениями посвящены работы Н.И. Пономарева (1974, 1982, 1985, 1987, 1996)
Целенаправленная пропаганда и адекватное информированное обеспечение являются немаловажными фактороми приобщения населения к занятиям физической культурой (П.А. Виноградов, А.А. Северьянов, В.М. Смоленский (1983); А.В. Седов (1983, 1985, 1987); С.С. Филиппов (1984, 1985, 1986, 1991).
Главным моментом в формирования привычки к регулярным занятиям физической культурой по мнению Н.И. Пономарева и В.М. Рейзин (1989) – это получение удовольствия, выражающегося в чувстве «мышечной радости», которая основана на процессе выработки организмом адреналина, кортикостероидов и эндорфинов, которые стимулируют деятельность ретикулярного комплекса головного мозга.
При этом каждый из ее компонентов таких как физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация должен иметь разработанную теорию, методику, организацию, структуру, функции и задачи [1; 2].
Важно отметить, что физическая рекреация позволяет студенческой молодежи удовлетворять потребности, интересы, мотивы в эмоциональном активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени. Э то может удовлетворяться на групповых и индивидуальных потребностях молодежи и относительно свободной формой двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом нормальному функционированию организма путем создания оптимального физического состояния. Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам [6].
Оздоровительно–рекреационное направление в образовательном процессе вуза является важной в сохранении здоровья и предусматривает использование средств физической культуры при коллективной организации отдыха, культурного досуга в выходные дни, в период каникул в целях восстановления и укрепления здоровья. К средствам этого направления относятся туристические походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные мероприятия, которые могут быть организованы на базе студенческих общежитий, в домах отдыха, оздоровительно-спортивных лагерях, строительных отрядах, во время учебной практики и т.д.
В заключении можно отметить, что совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью студенческой молодежи, является одной из актуальных проблем исследования в теории и методике физической культуры. Успешное и повсеместное ее внедрение будет содействовать снятию психологического напряжения в учебно-воспитательном процессе, улучшению личностных качеств, морфофункциональных показателей, повышению уровня здоровья студентов.