Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1 Peoples’ Friendship University of Russia

Интенсивное развитие инфраструктуры Калужской области и рост промышленности, в особенности в секторе машиностроения, делают значимой проблему оперативной оценки изменения экологической ситуации в регионе. В то же время нехватка данных мониторинга и неполнота информации госстатотчетности приводит к необходимости осуществлять оценку техногенной нагрузки с применением комбинированного подхода, предполагающего анализ данных о демографических движениях, валовых воздействиях на экосистемы, индексов, характеризующих состояние реципиентов.

В результате анализа демографических показателей, установлено, что в зависимости от рождаемости, смертности, младенческой смертности и миграционного прироста, а также численности населения, исследуемые муниципальные образования разделяются на два кластера. Для первого кластера характерны низкие значения численности населения, рождаемости и миграционного прироста; повышенные значения младенческой и общей смертности. Второй кластер характеризуется высокими значениями рождаемости, миграционного прироста и численности населения; низкими значениями общей и младенческой смертности.

К первому кластеру относятся Барятинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Медынский, Мезовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский и Юхновский муниципальные округа.

Ко второму относятся Бабынинский, Боровский, Дзержинский, Жуковский, Кировский, Людиновский, Малоярославецкий, Тарусский, Ферзиковский муниципальные округа, города Калуга и Обнинск.

Для всех муниципальных образований Калужской области, исходя из наличия земель, пригодных для проживания, питьевой воды, конфигурации сельскохозяйственной базы, а также наличия рекреационных территорий, были рассчитаны значения демографической емкости территории – числа жителей, которое может вместить территория без ущерба для экологических систем.

Сравнение полученных значений демографической емкости территории с численностью населения для каждого муниципального образования показало, что безопасный для экологических систем демографический порог превышен в 12 муниципальных образованиях из 26: В городах Обнинске и Калуге, в Жуковском, Боровском, Козельском, Ульяновском, Людиновском, Износковском, Дзержинском, Кировском, Малоярославецком и Хвастовичском районах. В 2 районах – Думиничском и Тарусском демографическая емкость территории практически исчерпана. В Бабынинском, Перемышльском и Сухиничском районах задействовано более дух третей демографической емкости территории.

Принимая во внимание вышесказанное, и проанализировав расположение крупнейших транспортных артерий Калужской области, выявлено, что наибольшая доля эксплуатируемой демографической емкости приходится на места пересечения крупных транспортных коридоров: трасс М3, А101, А108, 1Р92, 1Р132, а также железных дорог Брянского, Рославльского и Тульского направлений.

В качестве индикатора состояния реципиентов был использован коэффициент флуктуирующей асимметрии листовой пластинки березы повислой. Наибольшая техногенная нагрузка приходится на городские округа Калуга и Обнинск, муниципальные округа Бабынинский, Боровский, Дзержинский, Жуковский, Кировский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Тарусский, Ферзиковский. Этим же округам свойственны максимальные значения коэффициентов флуктуирующей асимметрии листовой пластинки берёзы повислой, свидетельствующие о неблагоприятной экологической обстановке. Значения показателя, характеризующего плотность и поражаемость населения для данных регионов – индекса демографической напряженности – свидетельствует об увеличении влияния техногенной нагрузки на естественные демографические движения населения.

В целом по области экологическая обстановка удовлетворительная, но ввиду неравномерного распределения техногенной нагрузки и тенденции к урбанизации, вероятнее всего состояние реципиентов будет ухудшаться.