Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1

В настоящее время издается много литературы, посвященной вопросам истории Руси. В издательстве «Эксмо» в 2008 году вышла работа Синельникова А. и Рыбалки А. «Тайна русских соборов». Знакомство с ней у нас, как будущих специалистов архитекторов, вызвало следующие вопросы: как связаны между собой архитектурные постройки Руси и Византии, и что такое «русский камень».

В 988 году во время правления князя Владимира I Русь приняла христианство византийского образца. Развитие экономики, укрепление государственности соответственно предполагали изменения в идеологии, основной формой выражения которой в Средние века была религия.

Князь Владимир принял решение реформировать языческие представления Древней Руси. С этой целью он попытался создать единый пантеон богов. Предпринятая попытка потерпела крах, так как многие предпочитали оставаться верными старым богам, отвергая насилие со стороны власти. Влиятельный мир по-прежнему воспринимал языческую Русь как варварскую страну. Именно после этого, Владимир I и провел вторую религиозную реформу в 988 году, когда в качестве новой государственной религии было принято христианство. Официальный историограф Российской империи Н.М.Карамзин в книге «История государства Российского» подробно описывает проблемы распространения христианства на Руси. Он делает вывод, что введение христианства на Руси в качестве государственной религии оказалось закономерным результатом предшествующей истории, культурных, идеологических и политических контактов с Византией. Одновременно автор подчеркнул и международный аспект крещения Руси в целях возвышения престижа Древнерусского государства.

В связи с тем, что христианство на Руси вводилось насильно, и народ не хотел принимать новые традиции и обычаи, возникло такое явление, как двоеверие. В рамках русской православной традиции явление двоеверия заключается в отождествлении у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (например, Илья Пророк – Перун, Святой Николай или Святой Власий – Велес, Волос). Произошло отождествление и некоторых признанных православием, особо почитаемых народом языческих аграрных праздников, например: Масленница. Подобное осуществлялось и в отношении прочих объектов дохристианской культуры: в частности, православные храмы зачастую строили на местах бывших языческих святилищ (в связи с утверждением новой религии, появилась необходимость строить храмы, как места общения с Богом).

Основой для возникновения выдающихся архитектурных сооружений XI–XIII веков – каменных соборов – явилась общевизантийская художественная традиция. Почти все древнерусские храмы XI–XIII веков являются постройками крестово – купольного типа. Это обусловлено тем, что купольные соображения больше всего соответствовали потребностям христианской службы. Заимствовав формы от античной архитектуры, византийское зодчество постепенно их видоизменило и в течение V века выработало тип сооружений, существенно отличавшийся от древнехристианских базилик. Главной особенностью являлось употребление купола для перекрытия центральной части здания (центрально – купольная система).

Первый высокий расцвет византийского зодчества приходится на VI век. В этот период упрочилась государственная власть, тесно связанная с властью церковной. Отражая эти явления, на первом плане выступало искусство, прославлявшее императора, подчиненное религиозно – государственным требованиям. Самым величественным сооружением этого периода стал храм святой Софии. Памятники архитектуры VII века уже не обладают грандиозностью имперского величия, так как в VII веке большая часть территории Византии была завоевана арабами, государство потеряло свою силу и величие. Немногочисленные храмы, возведенные в это время, весьма скромны по размерам. Следующим этапом в истории византийского искусства был период укрепления и полного господства феодальных отношений. В церковной архитектуре IX века утвердился крестово – купольный тип храма. Если внешний облик храмов более раннего времени был в основном маловыразителен, и весь художественный эффект заключался в интерьере, то зодчий крестово – купольного храма выявил его планировку и конструкцию во внешних факторах и внимательно обрабатывал здание снаружи. X–XI вв. – в архитектуре Византии происходило нарастание вертикализма. Архитектура XII века наследует декоративное убранство фасадов. В последующее время в храмовой архитектуре Византии практически не происходило изменений.

Каменное храмовое строительство на Руси началось в конце X столетия. Десятинная церковь в Киеве – первая каменная церковь Киевской Руси. Начало строительства – 989 г (согласно летописи), завершение – 996 г. Названа десятинной, потому что князь Владимир Святославович выделил на поддержание церкви десятую часть доходов – десятину. Храм не сохранился, согласно классической истории он был разрушен в 1240 г при взятии Киева ордами хана Батыя.

К концу XI–XII веков на Руси уже полностью сложился тип храма, который получил широкое распространение. Из всех построек того времени до наших дней сохранились только четыре: Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Новгороде и Киеве, Троицкая надвратная церковь в Киевско-Печерском монастыре.

С постройкой Спасо-Преображенского собора в Чернигове связано начало истории русского зодчества XI века, здесь началась переработка языка византийской архитектуры. Он был заложен в 1024–1026 г. (согласно Повести Временных Лет), а строительство было завершено в 1036 г (или в 1034). Спасо – Преображенский собор в Чернигове – это пятиглавый восьмистолпный храм. В плане собор представляет собой 18,25х27м трех нефный храм с 6 столбами и тремя апсидами. Стены собора декорированы кладкой утопленного ряда. Тимпаны трансепта черниговского Спаса украшены кладкой из тройных блоков плинф, составляющих специфические квадры – три плинфы, поставленных вертикально на ребро перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально друг над другом. Аналогий этому в византийском строительстве нет. На северо-западной башне присутствует элемент, состоящий из «У» образных двойных компонент (второй знак вертикально перевернут). Подобные композиции встречаются на исходе раннего средневековья в Индии. Ниши на северо-западной башне храма расположены таким образом, что в дни летнего солнцестояния в 10:00 солнечный луч попадал в нижний уголок первой ниши, и в течение получаса ее уплощенное дно полностью заливал солнечный свет, после этого освещался уголок следующей, и так – каждый час. Угловое расстояние между нишами составляло около 15°, то есть, соответствовало градусному исчислению дуги, которую проходит солнце за каждый час. Размещение «У» образного меандра (каждая компонента составлена из трех равных плинф кирпичей при вертикальном рассечении) над нишами – по две компоненты над нишей – давало возможность использовать меандр в качестве пятиминутной шкалы. Крестами в меандре отмечено время обедни и вечерни. Спасский собор имеет небольшой перекос в плане: стены северного и западного фасадов сомкнуты под острым углом (менее 90°), а южного и западного под тупым (более 90°). Это произошло в результате того, что западный фасад смещен так, чтобы не закрыть тенью первую десятичасовую нишу. Смещение центральной продольной оси собора сориентировало поперечную ось и южный фасад черниговского Спаса на Назарет. В результате всего этого храм вписывался не в координаты окружающего ландшафта, а в координаты Солнечной системы.

В 1037 году был построен храм Собор святой Софии в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово – купольный храм с 13 главами. С 3 сторон он был окружен двухъярусной галереей, а снаружи – еще более широкой одноярусной. Собор имел пирамидальную композицию. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы, снаружи кладка была покрыта раствором – цемянкой. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина 29,3 м; с галереями – 41,7 м и 54,6 м; высота до вершины главного купола 28,6 м. Особенностью Софийского собора является его триумфальность, праздничность. Это связанно с определяющим для этой эпохи значением княжеской культуры. Новая вера рассматривала власть земных царей как «богом данную». Князь являлся защитником и проповедником христианства. Невозможно найти прямых аналогов софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели 3 нефа и одну главу. В экстерьере Софии Киевской присутствует незначительное количество фигурных орнаментальных кладок, таких же, как в богато декорированных фасадах черниговского Спаса. Подобные орнаментальные кладки распространяются на территории Византии только с XIV века. Это подтверждает независимую от Византии эволюцию русского храмового зодчества.

Троицкая надвратная церковь построена в 1106–1108 гг., как часть фортификации лавры над главным входом в подземный монастырь, основана Святославом Ярославовичем. Это типичная каменная церковь Киевской Руси.

Собор Святой Софии в Новгороде является одним из самых выдающихся произведений русской архитектуры. Собор построен в типе пятинефного крестово – купольного храма. Построен в 1045–1050 гг. Собор имеет 5 глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объем собора без галерей имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3. Высота от уровня древнего пола, находящегося на уровне на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м. Стены храма имеют толщину 1,2 м и сложены из известняка разных оттенков. Первоначально стены храма были побелены за исключением апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах, но мрамор был заменен известняком, а мозаика – фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур (около 1153 г.).

В последующие 200 лет на территории Руси, и в частности в Галицком и Суздальском княжестве, было построено большое количество белокаменных церквей и соборов. Все они характеризуются использованием при постройке белого камня, наличием зооантропоморфного декора, присутствием романских черт, которые выражались в усилении «башнеобразности» и ряде декоративных приемов. Все перечисленное значительно отличало русские храмы от византийских.

Коренным отличием русской архитектуры было использование белого камня. Под белым камнем понимается светлый известняк карбона, залегающий в центральных регионах европейской части современной России. В домонгольское время 95 % зданий Суздальской земли и 100 % зданий Галицкого княжества были построены из белого камня. Когда на Руси началось белокаменное строительство, Византия была ослаблена, а в Западной Европе строительство из различных сортов камня во времена романской архитектуры и »высокой» готики выражало государственную мощь и имперскую идеологию. Западноевропейский пример заставил русских князей перейти на белокаменную строительную технику. Только в конце XV в, когда мастера западно -европейского Ренессанса перешли на практичное кирпичное строительство, выражение государственной мощи и имперской идеологии в камне потеряло смысл. Тогда и на Руси произошел повсеместный переход на кирпич.

О расположении первых древнерусских каменоломен можно говорить лишь приблизительно. Наиболее вероятным регионом добычи белого камня в XI – XII веках являются выходящие к Москве-реке окрестности современных сел Верхнего и Нижнего Мячкова – ближайших к суздальской земле регионов добычи, где качественный камень залегает близко от поверхности. Камень добывался и открытым, и закрытым способами. Производство белого камня на Руси было экономически выгодным, потому что осколки камня, полученных при обработке тоже шли «в дело» – на забутовку стен и известь, так что перевозка блоков, обработанных начерно, к напрасным трудозатратам не вела. Добывали камень и летом и зимой. Под землей температура практически постоянна в любой сезон (5°–10° тепла). На открытых разработках в холодное время года жгли костры – это решало сразу две задачи: обогрев рабочих и увеличение ломкости низкокачественного камня, используемого на бут и известь. При правильном уходе камень оставался прочным на века. «Первоначально все храмы XII века находились под защитой покрасок и росписей. Многовековые наслоения кальцинировались и служили броней для белого камня. Ни одна капля воды не могла туда проникнуть» – считает Скворцов А.И.

Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака – символа. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение – свет, а свет – это божество, благо, жизнь, полнота бытия. В религиозной символике белый цвет – это символ крещения и причастия. Белые одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов – язык общения с Богом. Белый цвет означает благородство, знатность, величие. В славянской символике белый цвет – это солнце, чистота, невинность, прозрение, святость, спасение, а также – разрешение проблем, новое начало. В современной архитектуре также довольно часто используется белый цвет из – за его универсальности.

В настоящее время разработка известняка стала активно возрождаться. Вновь открытые по всей России каменоломни позволяют поставлять специалистам по обработке камня известняки различных видов и оттенков – от ослепительного белоснежного до благородного желтоватого. Всё больше зданий стало обретать изящную белокаменную отделку, возвращая России забытый эпитет «белокаменная». Восстановлением облицовки памятников старины занимаются бригады квалифицированных специалистов и резчиков по камню. Их новые работы не уступают творениям древних мастеров, а благодаря использованию новых современных инструментов, художественная резьба стала более изящной, утонченной.