В связи с реализацией национальной концепции в Республике Саха произошло много изменений. Одной из важнейших проблем является сохранение якутского народа как этноса, передача накопленного веками духовного богатства, уникальной культуры, нравственных ценностей будущим поколениям. Одним из критериев нравственных ценностей является красота. Говоря о красоте, такие просветители, как В. Соловьев, Н. Бердяев отмечали, что восприятие красоты в мире – уже есть творчество. Красота – это не только цель искусства, но и основная цель жизни, красота реализуется посредством самих людей, она выступает «как задача для человечества» [1].
Издревле в жизни саха (якутов) девушка занимает главенствующее положение. Народ воспевал прекрасную девушку в своих легендах, песнях, стихах. Прекрасная девушка в олонхо и художественных произведениях якутских писателей как идеал народа саха до сих пор глубоко не изучен. Наша работа посвящена анализу воспевания прекрасной девушки в якутском героическом эпосе – олонхо и поэзии. Якутская женщина издавна ассоциировалась с понятием прекрасного, чего-то очень нежного.
Проблема, поднимаемая в нашем исследовании, не потеряла актуальности. В недрах якутской культуры сохранились прекрасные традиции, из которых народ черпает новое мироощущение, нравственные ориентиры, формирующие идеал современной девушки. Для любого народа девушка – это святое, от нее зависит будущее нации. В наше время актуальна проблема воспитания – понимание молодыми девушками своего предназначения в жизни, роли женщины в семье. Якутская девушка должна, как говорится в олонхо, в соответствии со святым предназначением «стать прародительницей» саха, воспитателем детей, главной хранительницей очага для своей семьи.
Все вышеуказанное определяет актуальность нашей работы.
Объектом исследования является прекрасная девушка как идеал народа саха.
Предмет исследования – образы прекрасных девушек в якутских героических эпосах и поэтических произведениях.
Цель исследования: теоретически обосновать, анализировать образ прекрасной девушки в народном эпосе и поэзии народа саха.
Женщина – основа жизни на земле. Женщина-мать возрождает жизнь, вносит счастье в семью [2]. Знающие люди говорят, что уровень культуры общества может быть оценен его отношением к женщине. В произведениях якутских писателей созданы образы, показывающие женщину как творение природы, как источник красоты и жизни. Великие писатели Якутии С. Данилов, П. Тобуроков воспевали чистую благородную любовь якутской девушки. Образы Любви и Женщины всегда переплетаются в многослойных структурах художественных произведений. Они существовали во времени и в пространстве как вечные понятия якутской народной мудрости и идеала [4].
Наши мыслители-философы Кулаковский, Софронов, Ойунский и другие пик своего творчества, высоту удивительно гуманистического мышления пробовали на признанной человеческой цивилизацией теме – женщины – матери, подруги. И утверждали высокий дух обоготворения прекрасного пола. Величия женщины в этом мироздании.
В недрах якутской культуры сохранились удивительные образцы олонхо и мира поэзии, из которых человек черпает новое мироощущение для духовного роста. В олонхо якутский народ выразил мечты о благородном и возвышенном, что дает ему силу и веру, широту взглядов на мир, в образе прекрасной девушки. В образе эпической героини народ воссоздавал свой идеал прекрасной девушки. Это-девушка, не знающая горя и нужды, живущая в изобилии и довольстве. Она одета в дорогие меха, есть даже не мясо, а »один жир». В то же время она помощница героя, его умная, изобретательная советчица, идеальная хозяйка-воплощение мирной и счастливой жизни. Хотя в олонхо всячески подчеркивается, что героиня окружена сказочным, несметным богатством, в действительности довольно явственно проступает убогая обстановка жизни якутской девушки в прошлом.
Образы героинь олонхо сложнее и разнообразнее образов героев. По участию в действии героини могут быть активными и пассивными [3]. Некоторые героини только эпические красавицы, из-за которых происходит борьба богатырей. Описываются их внешность, происхождения, жизнь в семье до начало событий, в которых они фактически не участвуют. За них хлопочут, из-за них происходят различные конфликты, переговоры, вокруг них плетется сеть разнообразных интриг, наконец, из-за них происходят грандиозные схватки богатырей.
В якутских олонхо воспевается красота и чарующая прелесть героинь. О красоте эпической героини сказители не скупились в выражениях. В олонхо Петра Оготоева «Элэс Боотур» представлены образы Сыралынса Куо и Кун Чемчуук. Сыралынса Куо отличается красотой, трудолюбием, описание ее автором волнует сердце, радует глаз читателя.
Автор уподобляет красивые глаза Сыралынса Куо глазам кобылицы. Губы, зубы у нее как будто бы сотворены руками великого кузнеца. От ее красоты глаза слепит, она подобна свободно парящему в небе поющему жаворонку. Девушка проходит по зеленому лугу, словно лебедь, подобна солнцу, цветку, прекрасная из всех прекрасных. Автор сравнивает ее с чудесными явлениями природы, тем самым подчеркивая неразрывную связь человека с Матерью-природой. Образ героини представляет собою идеал той счастливой жизни, к которой стремятся герои олонхо. Соответственно с этим она всегда изображается как воплощение внутренней и внешней красоты. Она окружена самыми дорогими и красивыми предметами (в представлении древнего якута).
А красота другой героини в олонхо Н.П. Бурнашева «Кыыс Дэбилийэ» такова, что, когда она появляется, «мрачный дом светлым становится, светлый дом сиять начинает. Когда покажется божественному солнцу, не видно тени ее, если ступит на рыхлый снег, -не видно следа ног, если начнет кроить, – не находит следа ножниц, чудесная Хаанчылаан Куо со светлым ликом, как белый камень, горящий с шипеньем».
Современные якуты уже не смотрят на женщину только как на хозяйку. В их взглядах она не отрывается от общественной жизни, общественно-полезного труда. В наш век всеобщего образования, интеллектуального подъема взгляд на женскую красоту синтезирует и телесное духовное начало. Человек воспринимает красоту женщин в связи с ее интеллектуальностью, всесторонним развитием личности. Следовательно, нет сомнения в том, что ум женщины входит в понятие современной красоты. Синтез эстетических и интеллектуальных ценностей – вот критерий понимания красоты не только женщины, но и человека вообще. Ум человека как компонент включается в оценку красоты человека. И действительно, глупость лишает человека его внешней привлекательности. Но не следует абсолютизировать значение интеллекта и тем более нельзя его отрывать от общего развития человека. Иногда умственный уровень нередко уживается с нравственной незрелостью.
Современный человек уже не может ограничиваться только своей национальной модели красоты. Мы смотрим на женщину не только своими глазами, но и глазами Рубенса, Рафаэля, Петрарки, Блока, Семена Данилова, Леонида Попова – глазами всей мировой культуры. Женская красота всегда под стать законам искусства своей эпохи. Она формирует вкус художника, который в свою очередь принимает активное участие в формировании у людей правильного понимания красоты человека.
Заключение. Как видно из истории, якутская женщина издавна ассоциируется с понятием прекрасного, нежного цветка. Красота девушки выражается не только внешним видом, но и нравом, словом, чистыми помыслами. По представлению народа саха, прекрасное – это то, что радует глаз, то, что любимо и приятно на слух, воспринимает сердце.
Героини олонхо всегда изображаются как воплощение внутренней, внешней красоты, они окружены самыми дорогими и красивыми предметами (разумеется, в представлении древнего якута). Основатель якутской литературы А.Е. Кулаковский в какой-то степени дал свой угол зрения на канон якутской красоты. Он цветистый образный язык посвящает описанию неувядаемой красоты якутской девушки. Ее ясный, гибкий ум, сочный образный язык, женское обаяние и человеческая добропорядочность стали предметом поэтического восхищения.
И в наше время есть девушки, соответствующие идеалу прекрасной девушки. Красота девушки – в ее уме, хорошем поведении, высокой нравственности, несравненном внешнем виде. Предначертание девушки в продолжении рода, в счастливой жизни будущих поколений, в полной гармонии семейного очага. Современная молодежь должна сохранить то, что завещано нам предками – традиции народа саха и передать будущим поколениям обогащенное понятие прекрасного.
Современная девушка должна соблюдать традиции и продолжать их в наше время, должна иметь возможность научиться традиционным занятиям: например, танцевать подобно стерхам, петь, запевать осуохай, исполнять олонхо, читать скороговорки, играть на хомусе. Благодаря этому она сможет полностью реализоваться в жизни.