Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1 Kazan (Volga Region) Federal University

Во время свадебной церемонии происходит юридическое оформление отношений парня и девушки. В результате этого формируется новая ячейка общества, осуществляется воспроизводство человека, его воспитание.

В силу своей большой значимости, свадебный обряд является одним из самых устойчивых элементов традиционной культуры.

Татарская свадьба – это яркое и очень сложное явление быта татар. Изучению семейных и свадебных татарских традиций посвящены многие научные труды. То обстоятельство, что татары в большинстве своем – мусульмане, диктует проведение свадьбы по законам ислама, а богатые национальные обычаи древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и интересной [1, c. 38-42].

У татарского народа очень древняя культура с сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Именно они проявляются в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба изменялась и развивалась, но при этом прослеживается некое наличие единства свадебных обрядов у разных групп татар, хотя свадебные обряды, угощения и чины у них называются различными терминами. Например, у православных татар – кряшен и татар-мусульман религиозный обряд- бракосочетание: у мусульман – это никах, а у христиан – это венчание в церкви.

Торжественные обряды у татар издавна были своеобразны и самобытны. Они сохранили свой тайный смысл для обеспечения спокойствия, достатка и многодетности семьи.

Г. Агмеров в начале XX века выделял три формы заключения брака у татар: похищение невесты, по сватовству и добровольный уход девушки к жениху. До начала XX века для свадебного обряда татар было характерно заключать брак по сватовству [2]. Именно эта форма бракосочетания в отличие от добровольного ухода девушки к жениху и похищения невесты, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (богатство подарков, количество гостей, длительность свадебных гуляний).

Порядок проведения свадьбы был следующим: от родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски – калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили головные уборы, обувь, предметы обихода, одежда, постельные принадлежности. Так же, полагалось отдать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданого невесты особо не обговаривался. После этого, следовал сговор. Сторона невесты передавала в подарок полотенце или скатерть, а сторона жениха чаще всего, передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.

Официальная часть, называемая никах, проводилась в доме невесты. Родители жениха были главными гостями. Они приезжали не с пустыми руками, привозили угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех присутствующих на этом событии, (родственников), были заранее оговорены: часть родни невесты приглашала к себе родственников жениха, и приглашала их на ночлег, так как свадьба продолжалась не один день, другая часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу.

Сам обряд никах проводил мулла [3]. Он записывал в особой книге условия, на которых заключался брак. При этом оговаривалась сумма, которая достанется жене при расторжении брака по желанию мужа, так же перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха. При этом действе жениха и невесты не было, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Свидетели интересовались у невесты, о ее согласии или несогласии на брак, когда она находилась в другой комнате. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.

Два или три дня гости праздновали свадьбу в доме невесты. А после их отъезда, готовились к приезду жениха. Помещение, в котором молодые проведут несколько дней, на период первого приезда жениха, тщательно украшали предметами из приданого невесты. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп, как за въезд во двор, за возможность войти к невесте, а так же тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Самый ценный подарок преподносился супруге. Первый приезд жениха длился от двух до шести дней, потом он уезжал к своим родителям и затем навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма, молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции. Встречая молодую невестку, мать мужа стелила ей под ноги шубу или мягкую подушку, встречая с добрыми словами. В доме, невестка должна была повесить полотенце, а только потом уже сесть за стол и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. Этот обычай соблюдался, чтобы невестка в будущем была покладистой, мягкой и уживчивой. Так же, руки молодой жены, погружали в муку, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Она должна была украсить дом, предметами из приданного и ей показывали дорогу к роднику, после чего молодая жена одаривала всех родственниц, которые помогали ей в этом действе.

После переезда молодой в дом мужа, продолжались угощения, как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников. Молодые навещали родителей жены, а они в свою очередь навещали их, приходя в дом жениха [4].

На обычаи татарских свадеб повлияли изменения в жизни всего общества. Было не простым начало XX века. Годы восстановления после тяжелой гражданской войны, материальные лишения привели к менее строгому соблюдению cвадебных традиций. Период 30-х-60-х годов характеризовался сокращением традиционных и появлением новых свадебных обрядов.

Студенткой кафедры «Реклама и связи с общественностью», (Казанский (Приволжский) федеральный университет), было проведено социологическое исследование по выявлению отношения к свадебным традициям и обрядам татарского народа.

Исследование проводилось с 6-8 января 2013 г. среди жителей республики Татарстан г. Набережные Челны, с помощью интернет – опроса, всего было опрошено 77 человека, в анкетировании приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 27 лет, как мужчины, так и женщины, представители мусульманской религии.

usupova1.wmf

Рис. 1

usupova2.wmf

Рис. 2

usupova3.wmf

Рис. 3

Данные опроса показали, что респонденты 22-27 лет положительно относятся к никаху, как мужчины, так и женщины (92 %-95 %). Это говорит о том, что в наше время, молодежь является духовно развитой, что не может не радовать.

Практически все опрошенные сходятся в одном, что в наше время старые традиции и обряды утеряны или не соблюдаются (98 %), и лишь 2 % считают иначе и готовы вступить в брак по старым традициям.

Опрос показал, что молодежь не против религиозных браков (возврат к старым традициям), но на вопрос, о совместном проживании с родителями мужа, женщины 100 % ответили, что не согласны, а вот мужчины (25 %) согласны жить под одной крышей со своими родными.

Из проведенного социологического исследования можно сделать вывод: традиции, передаваемые от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом, так как общество неуклонно развивается, а вместе с ним изменяются и обычаи. Возврат к духовным ценностям, вернет и передаст новым поколениям большую часть народных традиций.