Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 2, 3 1 2 Ivanova S.A. 2
1
2
3 National research Tomsk Polytechnic University

Шизофрения – заболевание неустановленной этиологии и патогенеза, протекающее с полиморфной симптоматикой и приводящее к особому дефекту личности, отличному от дефектов, возникающих при органических поражениях мозга. Согласно литературным данным, такие нарушения могут происходить из-за неисправных генов и/или негенетических факторов, таких как этническая принадлежность, наркотики и злоупотребление алкоголем, образ жизни, лекарства, дородовая и неонатальная инфекции, материнское недоедание, осложнения во время родов и многие другие факторы. Вызывая клеточное метаболическое напряжение, эти факторы увеличивают возможность окислительного стресса и повреждений [1].

Лечение шизофрении сложное и многокомпонентное. Биологический компонент терапии представляет собой в основном медикаментозную коррекцию психотических расстройств. Основной группой психофармакологических средств, применяемых для лечения шизофрении являются антипсихотики (нейролептики), которые обладают широким спектром побочных эффектов. Экстрапирамидные расстройства, среди которых можно выделить позднюю или тардивную дискинезию (ТД), возникающую в случае длительного (более 3 месяцев) применения препаратов, сильно снижают качество жизни больного.

Классические антипсихотики, такие как галоперидол, вызывают повышение уровня свободных радикалов в митохондриях. Метаболиты галоперидола могут обладать цитостатическим действием, что связывают с экстрапирамидными расстройствами и сердечными функциональными нарушениями [2]. Так же отмечается значительное увеличение интенсивности перекисного окисления липидов (ПОЛ) после применения классических антипсихотических средств [3, 4].

При шизофрении наблюдается активация деструктивных процессов, что может проявиться в изменении внутренних механизмов гомеостаза, что в свою очередь отрицательно отражается на состоянии организма. При некоторых заболеваниях выявляются антиядерные антитела к ДНК. Уровни антинуклеарных антител различаются в зависимости от индивидуальной иммунореактивности и характера заболевания, также необходимо учитывать то, что аутоиммунный ответ может отличаться на нативную ДНК (dsДНК) и денатурированную (ssДНК).

Психосоциальный стресс является одной из составляющих большинства этиологических моделей шизофрении и часто рассматривается, как фактор, ускоряющий развитие психоза у лиц, предрасположенных к этому. Биологические эффекты стресса реализуются при участии гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, регулирующей метаболизм стероидных гормонов, включая кортизол.

Целью работы являлось изучение катаболических процессов на примере кортизола и антител к нативной и денатурированной ДНК у больных шизофренией на фоне длительной терапии антипсихотическими препаратами.

Было проведено комплексное клинико-биологическое обследование 149 больных шизофренией, проходивших курс лечения в психиатрическом стационаре и длительно получающих антипсихотическую терапию. В зависимости от наличия побочных двигательных расстройств, больные были разделены на две группы: с поздней дискинезией (56 пациентов) и без двигательных расстройств (93 больных). Психотропная терапия пациентов представляла собой монотерапию или комбинацию препаратов: традиционные антипсихотики (галоперидол, хлорпротиксен и т.д.), либо атипичный нейролептик (рисперидон). В качестве контрольной группы было обследовано 50 психически и соматически здоровых лиц, идентичных по полу и возрасту обследуемым пациентам.

Антитела (АТ) к ДНК определяли у 75 больных шизофренией: 34 пациента без ТД и 41 – с двигательными расстройствами. Использовали тест-системы «Векто-dsДНК-IgG» и «Векто-ssДНК-IgG» для количественного определения IgG к dsДНК и ssДНК (ЗАО «Вектор-Бест», Россия). Относительное содержание анти-ДНК АТ выражали в МЕ/мл.

Кортизол определяли у 149 больных шизофренией методом твердофазного иммуноферментного анализа. Использовался набор реагентов СтероидИФА-кортизол-01 («АлкорБио», e-mail:), предназначенный для количественного определения концентрации кортизола в сыворотке крови человека. Результаты представляли в нмоль/л.

Статистический анализ и обработку данных проводили с использованием пакета STATISTICA 6.0 для Windows. Выборки проверяли на нормальность распределения по критерию Колмогорова-Смирнова. Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента при нормальном распределении для независимых выборок с вычислением среднего и ошибки среднего.

Физиологические значения концентрации антител к ДНК здоровых лиц не превышают 25 МЕ/мл, значения больных были разделены на два диапазона: до 25 МЕ/мл и выше. В общей группе больных шизофренией наблюдается повышенное содержание АТ к денатурированной ДНК (30,278±3,457 МЕ/мл) по сравнению с физиологической нормой (<25 МЕ/мл). Уровень АТ к нативной ДНК практически не отличается от значений здоровых лиц (27,622±3,788 МЕ/мл). При сравнении концентрации антител в группах с ТД и без двигательных расстройств было обнаружено, что у 32 % больных без двигательных расстройств концентрация АТ к dsДНК выше, чем у здоровых лиц, а к ssДНК выше у 42 % (рис. 1). У пациентов с ТД содержание АТ к двуцепочечной ДНК повышено у 27 % больных, к одноцепочечной – у 42 % (рис. 2).

boiko1.wmf

Рис.1. Уровень антител к DNA у больных без ТД (%)

boiko2.wmf

Рис. 2. Уровень антител к DNA у больных с ТД ( %)

В результате проведенного иммуноферментного анализа было выявлено достоверное повышение уровня кортизола в сыворотке крови больных шизофренией (610,27±15,58 нмоль/л, p<0,05) по сравнению с группой контроля (555,1±13,24 нмоль/л). При сравнении концентраций гормона в группах без ТД и пациентов с двигательными нарушениями наблюдается тенденция к повышению содержания кортизола в крови больных с побочными эффектами антипсихотической терапии (табл. 1).

Таблица 1

Концентрация кортизола в сыворотке крови больных шизофренией и здоровых лиц (нмоль/л)

 

Контрольная группа

(n=50)

Больные шизофренией (n=179)

Больные без ТД (n=93)

Больные с ТД (n=56)

Кортизол, нмоль/л

555,1±13,24

610,27±15,58

p<0,05

594,81±18,31

627,64±24,5

Примечание. p – уровень значимости различий значений больных шизофренией по сравнению с группой контроля.

Исследование антинуклеарных антител у больных с ТД было проведено впервые. Полученные данные вносят определенный вклад в гипотезу, высказанную G. Tsai et al. [5], которая постулирует, что развитие ТД связано не только с блокадой Д2-рецепторов, но и с усилением апоптоза, активацией окислительного стресса и развитием деструктивных процессов.

Классические нейролептики в шесть раз повышают уровень свободных радикалов в митохондриях вследствие усиленного распада дофамина [5]. В ходе этого процесса происходит образование большого количества перекиси водорода и усиление перекисного окисления липидов, что в свою очередь повреждает клеточную мембрану [1,6]. Окислительный стресс со временем усиливает деструктивные процессы, что может быть причиной позднего развития побочных двигательных расстройств [7].

Высокий уровень кортизола у больных шизофренией свидетельствует об активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, как одного из регуляторов стресс-системы организма. Повышение концентрации гормона усугубляет нарушения дофаминэргической системы, наблюдаемые при нейролептической терапии. Тенденция к повышению содержания кортизола у больных с тардивной дискинезией, возможно, обусловлена большей восприимчивостью к действию антипсихотических средств, приводящих к развитию побочных двигательных эффектов. Применение психотропных соединений прямо или опосредованно приводит к изменению концентрации гормонов в организме пациентов и основных видов обмена веществ и, как следствие этого, к сдвигу в деятельности ключевых энзиматических систем.

Таким образом, можно отметить, что у больных шизофренией как с тардивной дискинезией, так и без двигательных расстройств уровень антител к нативной и денатурированной ДНК выше физиологической нормы. Повышение уровня антител наблюдается на фоне увеличения концентрации кортизола у больных шизофренией по сравнению с группой здоровых лиц, что может быть следствием, как самого заболевания, так и действия нейролептических препаратов.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 12-04-01317а «Роль полиморфизма генов SGK1 и CLCNKB в патофизиологии психических расстройств» и ФЦП 2012-1.2.1-12-000-1014-1009 «Разработка комплекса маркеров основных социально значимых психических расстройств на основе изучения молекулярно-генетических механизмов дизрегуляции нейрональных протеинкиназных сигнальных путей».