Актуальность исследования: в последнее время отмечается резкое снижение показателей физического развития при переходе учащихся к предметному обучению в возрасте 10-11 лет. Основная причина–ограниченность в движениях (длительное вынужденное положение за партой и одновременно низкая двигательная активность детей).
Обучение в средних классах совпадает с началом пубертатного периода. В это время происходит нейрогуморальная перестройка, активный рост и развитие организма, изменяется функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, что тесно связано с уровнем физического развития и состоянием здоровья школьников. Поэтому, в 10-11 лет дети особенно нуждаются в комплексной оценке показателей их морфо-функционального развития, от которых зависит способность адаптироваться к факторам, специальным для обучения.
Цель исследования: изучение состояния осанки, физического развития и уровня здоровья учащихся 10-11 лет для разработки программы коррекционных мероприятий выявленных нарушений.
Материалы и методы: обследовано 96 учащихся в возрасте 10-11лет. Всем детям проводились антропометрические измерения (измерение длины и массы тела, специальные антропометрические измерения); оценка физического развития центильным методом; осмотр осанки в двух плоскостях (фронтальной и сагиттальной); оценивалось функциональное состояние мышечной системы; определялся уровень здоровья по модифицированной формуле Баевского [2, 3, 4].
Результаты: нарушение осанки имеют более 90 % школьников, сколиозы отмечаются более чем у 60 % детей. Уровень здоровья всех школьников с нарушениями осанки соответствует достаточным резервным возможностям организма. У детей, имеющих умеренные и выраженные сколиозы, чаще наблюдается резко дисгармоничное физическое развитие. Уровень здоровья учащихся этой группы соответствует состоянию предболезни и начальным проявлениям болезни в равных долях.
Эти учащиеся нуждаются в углубленном обследовании специалистами: педиатром, хирургом, ортопедом, неврологом, эндокринологом и др. с целью выявления других проблем в состоянии здоровья, а также своевременной их коррекции.
Программа коррекции выявленных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья учащихся 10–11 лет включала:
• комплекс вводной корригирующей гимнастики для выполнения в условиях образовательного учреждения; домашний комплекс корригирующей гимнастики; систему физкультминуток и физкультурных пауз во время уроков;
• глубокий рефлекторно-мышечный массаж по Аксёновой А.М. [1].
Методика глубокого рефлекторно-мышечного массажа предусматривает разминание области шеи, паравертебральных зон спины, вследствие чего нормализуются регуляторные процессы в организме, выравнивается мышечный тонус, улучшается осанка и показатели физического развития. Длительность процедуры массажа 40–50 минут.
Нами проведено сравнительное изучение эффективности различных коррекционных мероприятий у обследованных детей 10 – 11 лет (96 человек).
В зависимости от характера и активности коррекционных мероприятий все обследованные учащиеся были разделены на 3 группы.
Группу № 1 (контрольную) составили 32 ребёнка, которым специальные коррекционные мероприятия не проводились.
Группа № 2 включала 35 учащихся, которым проводился комплекс вводной гимнастики до занятий, физкультминутки и физкультурные паузы во время уроков, а также корригирующая гимнастика 3 раза в неделю в течение 6 месяцев.
В группу № 3 вошли 29 детей, коррекционных мероприятий у которых включали комплекс группы № 2 и проведение двух курсов (по 15 процедур) глубокого рефлекторно-мышечного массажа по методике Аксёновой А.М.
Массаж обязательно выполняется врачом, так как врач более глубоко понимает физиологические процессы, происходящие в организме, более тонко учитывает индивидуальные особенности опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, а также в режиме реального времени может оценивать результаты и вносить коррективы при проведении процедуры, учитывая любые реакции со стороны ребёнка.
Через 6 месяцев у детей группы № 1 (контрольной) отмечалось ухудшение исследуемых показателей, что можно связать с отсутствием необходимых коррекционных мероприятий на фоне активного роста и нейрогуморальной перестройки организма.
У детей группы № 2 были зарегистрированы отчётливые тенденции к улучшению показателей физического развития и функционального состояния мышечного корсета, осанки. Повысился уровень здоровья учащихся. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии проводимых коррекционных мероприятий.
У школьников группы №3 наблюдалось значительное улучшение всех исследуемых показателей. Полученные позитивные результаты можно объяснить сочетанным воздействием комплекса гимнастических мероприятий и глубокого рефлекторно-мышечного массажа не только на опорно – двигательный аппарат, но и на нейрогуморальную регуляцию организма в целом.
Выводы:
- Установлена взаимосвязь между нарушением осанки и уровнем физического развития, а также между нарушением осанки и уровнем здоровья школьников.
- Для улучшения показателей физического развития и осанки разработаны комплексы корригирующей гимнастики и физкультминуток для выполнения в условиях школы и дома.
- С целью повышения эффективности комплекс гимнастических мероприятий необходимо сочетать с глубоким рефлекторно-мышечным массажем по методике Аксёновой А.М., обязательно выполненым врачом.
- По результатам комплексного обследования учащихся были даны рекомендации педагогам и медперсоналу школы по проведению регулярных (не реже 2 раз в год) осмотров и созданию групп здоровья для детей с нарушениями осанки и отклонениями в физическом развитии с учётом их специфики, особенно в критические возрастные периоды.
- При выявлении отклонений от нормы рекомендовать обследование у медицинских специалистов.
- Требуется введение дисциплины по сохранению правильной осанки у школьников в группе продлённого дня.
- Необходимо создать школу здоровой осанки совместно для детей и их родителей.
- Мы считаем, что выявление нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и отклонений в физическом развитии учащихся 10-11 лет является запоздалым, так как состояние здоровья школьников в этом возрасте уже нарушено. Комплексное обследование детей необходимо уже при поступлении в начальную школу.