Во время обучения будущие медицинские сестры изучают основные принципы и аспекты различных сестринских теорий, возможность применения их на практике. Приступая же к рабочей деятельности, медицинские сестры редко руководствуются элементами сестринских теорий, особенно при организации взаимодействия с пациентом. Таким образом, проблема применения элементов сестринских теорий на практике актуальна.
Степень разработанности этой проблемы в нашей стране небольшая. Поэтому целью данного исследования стал анализ возможности применения теории Джейн Уотсон на практике. В основу теории легли собственные наблюдения автора за процессом ухода и обобщение существующего опыта ухода. Первоначально это была попытка придать новый смысл сестринской профессии как области знаний и практики со своей собственной системой ценностей, собственной этикой и миссией в обществе, и обратить внимание на сестринский уход, как новую дисциплину для отдельных медицинских направлений. Д. Уотсон считает, что пришло время для развития науки о заботе – новой области знаний и умений, которая не ограничивается рамками сестринского ухода, а включает в себя и другие отрасли научных знаний, как например, образование, экологию, философию, этику, гуманитарные науки и прочее.
С точки зрения Д. Уотсон, ценности сестринского ухода, знания и умения. направленные на человека, нуждающегося в уходе, в совокупности с внутренними субъективными процессами, которые испытывает каждый индивид в течение жизни и, особенно, в состоянии заболевания – это уникальное искусство исцеления, дополняющее обычную лекарственную терапию. В то же время, этой новой философией и теорией человеческой заботы Д. Уотсон стремится сбалансировать лечебную направленность медицины, выделяя сестринское дело как уникальную дисциплинарную, научную и профессиональную отрасль как в отношении непосредственно сестринского ухода, так и в отношении общественного здравоохранения.
Методы. Для оценки возможности применения теории Джейн Уотсон в сестринской практике было проведено анкетирование 40 студентов 4-го курса очно-заочной формы обучения Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, работающих в медицинских учреждениях. Цель проведенного анкетирования – провести анализ представлений студентов о своих знаниях и умениях выстраивать взаимодействие с пациентами и возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике.
Респондентам было предложено ответить на анкету Caring Nurse–Patient Interactions Scale [12], разработанную на основе теории Д. Уотсон, и переведенную нами на русский язык.
Анкета состоит из 70 вопросов. В ней десять разделов, направленных на выявление знаний и умений выстраивать отношения с пациентами на основе гуманизма, внушения надежды на будущее, проявления сочувствия, установления доверия и взаимопонимания, проявления эмоций, решения проблемных вопросов, обучения, создания благоприятной окружающей среды, оказания помощи в удовлетворении потребностей, и духовности.
Результаты исследования. Проанализировав результаты анкетирования, мы получили среднюю оценку представлений респондентов о своих знаниях и умениях выстраивать взаимодействие с пациентами, а также среднюю оценку возможности реализации таких отношений в современной российской сестринской практике (таблица).
Средняя оценка знаний и умений и возможности реализации
№ вопроса |
Средняя оценка знаний и умений выстраивать взаимоотношения |
Средняя оценка возможностей реализации взаимоотношений |
1 – Гуманизм: формирование гуманитарно-альтруистических систем ценностей |
||
Итого |
3,8 |
3,2 |
2 – Надежда: внушение надежды на будущее |
||
Итого |
4,1 |
3,3 |
3 – Сочувствие: сочувствие к ближнему и другим людям |
||
Итого |
3,7 |
3,1 |
4 – Взаимоотношения при оказании помощи. Установление отношений доверия и взаимопонимания |
||
Итого |
4,2 |
3,6 |
5 – Выражение эмоций. Восприятие и поощрение положительных и отрицательных эмоций |
||
Итого |
3,9 |
3,1 |
6 – Решение проблемных вопросов. Системный подход к решению проблемных вопросов в процессе обслуживания пациентов |
||
Итого |
3,9 |
3,1 |
7 – Обучение: поощрение обучения межличностному общению |
||
Итого |
4,1 |
3,5 |
8 – Окружающая среда: Обеспечение поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения |
||
Итого |
4,2 |
3,4 |
9 – Потребности: Оказание помощи в удовлетворении |
||
Итого |
4,5 |
3,7 |
10 – Духовность |
||
Итого |
3,6 |
2,8 |
Результаты сравнения вышеуказанных оценок показали, что анкетируемые оценивают свои знания и умения выше, чем возможность их реализации в современной практической деятельности (рисунок).
Средние показатели по шкалам:1 – Гуманизм: формирование гуманитарно-альтруистических систем ценностей; 2 – Надежда: внушение надежду на будущее; 3 – Сочувствие: сочувствие к ближнему и другим людям; 4 – Взаимоотношения при оказании помощи. Установление отношений доверия и взаимопонимания; 5 – Выражение эмоций. Восприятие и поощрение положительных и отрицательных эмоций; 6 – Решение проблемных вопросов. Системный подход к решению проблемных вопросов в процессе обслуживания пациентов; 7 – Обучение: поощрение обучения межличностному общению; 8 – Окружающая среда: Обеспечение поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения; 9 – Потребности: Оказание помощи в удовлетворении; 10 – Духовность
Обсуждение результатов исследования
Анализ результатов анкетирования показал, что наиболее высоко респонденты оценивают свои знания и умения по оказанию помощи в удовлетворении потребностей (4,5 балла) и возможность применения их на практике в современных условиях российского здравоохранения (3,7 балла). Мы связываем это с тем, что в обучении и в практической деятельности основной акцент ставится на выполнение манипуляций по уходу за пациентом.
Чуть ниже респонденты оценили свои знания и умения по установлению отношений доверия и взаимопонимания и обеспечению поддерживающего, оградительного и/или коррекционного психического, физического, социального и духовного окружения (по 4,2 балла) и возможности применения их на практике (3,6 и 3,4 соответственно). Таким образом, сестринский персонал понимает необходимость холистического подхода к взаимодействию с пациентом. Но, к сожалению, возможности для реализации такого подхода в современных условиях респондентами оценены как невысокие.
Наиболее низко респонденты оценили свои знания и умения выстраивать отношения на основе духовности (3,6 балла) и возможности выстраивания таких отношений на практике (2,8 балла). Мы связываем это в первую очередь с тем, что понятие «духовность» достаточно сложно для определения, и проблемам духовности уделяется мало внимания во время обучения. Отсюда следует вывод, что, имея смутные представления о духовности, сложно выстраивать подобные отношения с другими, тем более их оценивать. Немалую роль в этом играют наши смИ – наше общество неоднократно характеризуется как «бездуховное».
Вызывает сожаление низкая оценка знаний и умений выражать сочувствие к ближнему и другим людям (3,7 балла) и возможность применения этих знаний и умений на практике (3,1 балла). Ведь это первейшая обязанность сестринского персонала. Такие оценки мы связываем с повышенной нагрузкой сестринского персонала и развитием синдрома эмоционального выгорания.
Выводы
Респонденты оценивают свои знания и умения по выстраиванию взаимоотношений с пациентом выше, чем возможность реализации подобных отношений в современных условиях российского здравоохранения. Это говорит о том, что база знаний, которая предоставляется медицинским сестрам, является достаточной для выполнения в полной мере своих обязанностей, но ситуация в российском здравоохранении не дает возможности реализовать данные знания в полном объеме. Это связанно в основном с тем, что в современной системе здравоохранения наблюдается острый дефицит сестринского персонала.
В своей теории Джейн Уотсон считает, что, когда медицинская сестра проявляет заботу и любовь при уходе за пациентами, – это нечто большее, чем просто работа и/или карьера. Но учитывая результаты анкетирования, можно сделать вывод, что в современных условиях сестринскому персоналу проще выполнять действия и манипуляции, направленные на уход за пациентом, чем сопереживать, проявлять любовь и заботу, поддерживать пациента.
В связи с такими условиями современной российской сестринской практики, как повышенная нагрузка, усталость, синдром эмоционального выгорания, сестринский персонал не имеет возможности в полной мере реализовать эффективное взаимодействие с пациентом. Таким образом, с целью ухода от бесчувственного выполнения манипуляций по уходу за пациентом, необходимо создать такие условия работы для среднего медицинского персонала, в которых будет возможна реализация сестринской теории Джейн Уотсон, которая особенно актуальна на сегодняшний момент.
В процессе обучения сестринского персонала необходимо смещать акценты от формирования умения выполнять манипуляции на развитие духовности и гуманитарно-альтруистических систем ценностей.